РУССКОЕ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Добраться по заснеженной дороге на ферму в Мончалово не так просто. Районный УАЗик с трудом пробился по узкой дороге к бывшему подсобному хозяйству завода «Элтра». Путь замело так, что на менее проходимой технике туда бы и не добраться. Однако профессиональное любопытство сделало свое дело. Итак, я в гостях на ферме ООО «Эдол», которым владеет русско-французская семья Ланьо.

Ольга и Эдди обосновались здесь четыре года назад. Вернее, тогда, в 2012 году, они только купили 23 гектара земли и здания ферм недалеко от поселка Мончалово, которым удалось уцелеть в эпоху разрухи. Вдобавок ко всему, здесь не было электричества. Оно, вместе с проводами электролинии, исчезло, наверное, в те же непростые годы, попутно с фермой, обесточив и деревню Мончалово (не путать с поселком), где сейчас живет одна-единственная жительница и находится крупное братское захоронение времен Великой Отечественной. Но это тема отдельной публикации, и обещаю — к ней мы еще вернемся на страницах газеты.

Конечно же, моим первым вопросом было: почему? Почему именно Россия, почему Ржевский район, почему именно сельское хозяйство?

Оказалось, все просто. Заниматься сельским хозяйством, иметь свою ферму — об этом Эдди Ланьо мечтал с детства. Во Франции, где он родился и вырос, еще со школьной скамьи выбирают будущую профессию. Эдди мечтал о сельском хозяйстве, окончил сельскохозяйственный университет у себя на родине во Франции. Второй родиной стала Россия, потому что супруга Ольга — русская. И, кстати, несмотря на более благоприятные климатические условия для сельхозпроизводства, а также уровень цивилизации, в Евросоюзе оказывается тоже не так просто фермерствовать. Словом, везде свои сложности. Выбор Ржевского района в качестве места расположения фермы не случаен. Слухами земля полнится о том, что здесь адекватная власть, что здесь рады таким хорошим начинаниям и готовы их поддерживать.

Вот так появилось ООО «Эдол». Впрочем, все ООО пока состоит только из одной Ольги. Она и глава фермы, и бухгалтер, и животновод, и механизатор в одном лице. Ей помогают справляться с разрастающимся хозяйством и строительством местные жители Сергей и Екатерина. А Эдди зарабатывает деньги для того, чтобы ферма строилась. В выходные приезжает домой, в Ржевский район. Но выходные — это всего лишь статус этих двух-трех свободных от основной работы дней. В это время Эдди занимается собственной фермой, строит хозяйственные помещения. Не смотри, что француз — мужик с руками, все делает сам. Все, что он зарабатывает, до копеечки вкладывает в свою сельхозмечту, чтобы строить и развивать.

Территория хозяйства большая. В собственности у ООО «Эдол» 23 гектара земли. Эти земли, некогда бывшие сельхозугодьями, давно заросли деревьями и кустарником. Три года пришлось выпиливать, выкорчевывать, пахать, чтобы сделать пригодной для пахоты пока только шесть гектаров земли, на которой в этом году впервые посадили овощи. Кстати, урожай получился неплохой. На районной сельхозярмарке, куда ООО «Эдол» возило свою продукцию (лук, морковь, картофель, свеклу), она пользовалась спросом. Эдди планирует когда-нибудь посадить здесь и яблоневый сад, чтобы и яблоки были свои.

Еще предстоит осваивать взятые в аренду 100 га близ деревни Мончалово. Но здесь проблема не столько в объемах и зарослях, сколько в дороге. Грунтовка, что ведет в деревню, давно разбита, и в межсезонье туда не проехать.

Впрочем, на то, что получится все и сразу, Ольга и Эдди вряд ли рассчитывали. Когда полагаешься исключительно на свои силы и средства, то о семимильных шагах развития не думаешь. С одной стороны, это даже легче и проще.

По этой же причине от участия инвесторов в развитии своего хозяйства семья Ланьо отказалась. Ольга объясняет так позицию своего супруга:

— Даже если гипотетически появится инвестор, то на определенных условиях. Вопрос — каких? Естественно, процент вложенных средств будет определять контрольный пакет акций, а мы хотим быть полноправными хозяевами своей фермы. Тем более, все инвесторы, как правило, базируются в Москве. И наш потенциальный инвестор, предлагавший вложить средства в развитие хозяйства, примерно раза в три больше, чем вложили мы, — тоже. Но человек бизнеса, далекий от реальной ситуации в хозяйстве, его потребностей, вряд ли бы мог принимать верные для него решения, в ущерб собственной прибыли. Поэтому от идеи инвестиций мы отказались раз и навсегда. Другое дело — господдержка. О, если бы государство помогало сельскому хозяйству, как говорят об этом по телевизору, — смеется Ольга, — то проблем бы не было! А пока мы надеемся получить компенсацию на растениеводство, за возделывание земли, за семена. Подали документы в районный отдел по развитию АПК. В каком эквиваленте она будет и будет ли вообще, пока не знаем.

Большой победой Ольга и Эдди считают возобновление электроснабжения хозяйства. Этот вопрос помог решить глава района Валерий Румянцев — провода на ферму протянули от поселкового трансформатора. Благодаря этому строительство стало двигаться быстрее.

Но хозяйство, пусть не так быстро, как хотелось бы, все же растет. В одном из больших кирпичных помещений бывшей фермы уже оборудованы стойла для мелкого рогатого скота — там обосновались овцы и козы. Стадо пока совсем небольшое, но породистое. Отдельно оборудовано помещение для кроликов, их 48, но поголовье тоже разрастается. На днях прибудут 300 кур-несушек породы хайсекс браун. Для них уже готов курятник в этом же здании. Здесь все продумано для удобства птицы: кормушки, насесты и даже отделения для кладки яиц, установленные таким образом, что собирать продукцию можно, не тревожа курочек. Курятник имеет отдельный выход непосредственно на улицу, чтобы курочки могли гулять в загоне в естественных условиях, на траве. Все сделано для того, чтобы продукция была не только экологически чистая, но и качественная. Загоны, оборудованные электропастухом, обустроены и для овец и коз. Просторы и природа в мончаловских краях хороши для животноводства. К лету здесь должно появиться гусино-утиное стадо. Породы выбрали специально такие, которые не нуждаются в водоемах, поскольку единственный пожарный пруд и небольшую речку Ольга и Эдди засорять не хотят.

А еще на ферме живут несколько бездомных собак, которых Ольга приютила. Собачек подлечили, откормили, и они платят своим новым хозяевам верностью, охраняя ферму.

Ольга Ланьо показала мне новое отопительное оборудование, недавно приобретенное. Его установят для отопления всех помещений, где содержатся животные и хранится урожай. К слову сказать, во время небольшой экскурсии в глаза бросилась основательность и практичность, с которой здесь оборудуются хозяйственные помещения — таким образом, чтобы было удобно, тепло и была возможность поддерживать чистоту.

Еще одно большое здание фермы сейчас обустраивается под будущее козье стадо. Молочное и племенное козоводство — главная цель создания хозяйства. Эдди, как истинный француз, мечтает заниматься сыроделанием, поэтому в планах у него покупка мини-сыроварни, чтобы производить экологически чистую и вкусную продукцию. Козий сыр, особенно от альпийских коз, молоко которых не имеет специфического запаха — это настоящий деликатес. В Верхневолжье, которое, кстати, считается родиной сыроварения в России, изготовлением козьего сыра в относительно больших масштабах занимаются пока только в Торжокском районе.

Я не зря упомянула об экологически чистой продукции. Семья Ланьо категорически против всякой химии и круглогодичного закрытого содержания животных. Поэтому условия их содержания на их ферме — домашние. Корма готовят сами — есть вся необходимая сельхозтехника, а кроме того — мини-комбикормовый завод. Эдди специализируется на создании рецептов сбалансированных кормов для животных. Причем, отдельно для видов, пород и физического состояния животных. Оказывается, рацион питания для здоровых, заболевших, кормящих и ожидающих потомства животных — разный. Эдди Ланьо в этом отношении придерживается правила, что нельзя в угоду выгоде сегодня добавить в корм правильные ингредиенты, а завтра из экономии заменить их чем-то более дешевым. Смена ингредиентов может негативно отразиться на здоровье и производительности скота. Поэтому — только по правилам и строго в соответствии с рецептурой. Своих животных Ланьо кормят именно так, без каких бы то ни было химических добавок.

— Эдди очень и скрупулезен. Если положено, он будет все делать по правилам, не отступая ни на йоту, — говорит Ольга. — Мы, русские, чего греха таить, можем себе позволить, а он — нет. Раз сказал, значит, будет именно так, правильно.

На ферме не делят обязанности. Кто свободен, тот и делает необходимую по хозяйству работу, поэтому огромный штат наемных работников ни к чему. Советский кадровый подход, который до сих пор используется в коллективных сельхозпредприятиях, где на небольшое поголовье скота — большой штат, здесь считают излишним. Это нерентабельно, да и позволить себе содержать большой штат в хозяйстве Ланьо пока не могут. У французов вообще на этот счет своя политика. Ферму, численностью даже в тысячу голов, вполне может обслуживать одна семья — муж и жена. Ольга говорит, что здесь, может быть, одна и справилась, но в отсутствии Эдди, мужских рук все же не хватает, особенно, когда речь идет о строительстве.

Вы не подумайте, на проблемы и трудности они не сетуют. Воспринимают их как должное, как неотъемлемую часть процесса становления и развития своего хозяйства. Возможно, потому что верят в то, чем занимаются, не ждут сиюминутных барышей, откладывая благополучие на перспективу.

Вот такое хозяйство обосновалось близ поселка Мончалово. Возможно совсем скоро продукция ООО «Эдол» появится в продаже. По крайней мере, об открытии магазина семья Ланьо уже думает.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

8_5 8_4 8_3 8_2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *