МЫ ПРИШЛИ В ЭТОТ МИР, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ

Вокруг этих людей, где бы ни появлялись, сразу возникает волшебная творческая аура. И те, кто оказывается рядом, невольно ждут чуда, сказки, чего-то интересного. Словно вокруг становится чуть светлее. Помните, как в детстве: занавес открывается и на сцене начинается волшебство… Этим поистине божьим даром с лихвой одарены Тамара Борисовна Воронкова и Павел Яковлевич Скороходов. Они актеры, в свое время много снимались в кино, руководили театром русского романса в Москве. А теперь, уже несколько лет, эта творческая семейная пара живет в деревне Зайцево Ржевского района.

Многие ржевитяне смогли познакомиться с Тамарой Борисовной и Павлом Яковлевичем на концерте «Созвездие по имени семья» в клубе железнодорожников, на фестивале людей золотого возраста «Я люблю тебя жизнь». Жители Ржевского района знакомы с Воронковой и Скороходовым по творческим вечерам, праздникам, которые устраивают актеры для своих односельчан. Мне посчастливилось познакомиться с ними в детском приюте города Ржева, куда Тамара Борисовна и Павел Яковлевич приезжают каждую неделю, чтобы заниматься с детьми сценическим искусством.

Путь в творческую профессию в чем-то схож у обоих. Тамара Борисовна рассказала: впервые побывав в театре в возрасте семи лет, заболела им навсегда. И на другой же день предложила одноклассникам создать свой театр. Впоследствии эта история отразилась в интермедиях. Их у Воронковой множество, сейчас эти короткие истории хранятся в театральной библиотеке.

История знакомства и любви Павла Яковлевича и Тамары Борисовны тоже закономерно связана с театром. Она увидела его в постановке народного театра, где молодой Скороходов играл Жухрая в спектакле «Как закалялась сталь». А Тамару пригласил руководитель труппы на обсуждение постановки. С тех пор они не разлучались. Поженились в 1973 году.

В 1976-м Павел Яковлевич со второй попытки поступил в ГИТИС на факультет эстрады и массовых представлений. На следующий год его супруга тоже стала студенткой престижного театрального вуза Москвы, но уже факультета режиссуры музыкального театра. Надо сказать, что даже в те годы обычным людям «с улицы» попасть в ГИТИС было не так-то просто. Тамара Борисовна говорит, что это был действительно удивительный случай.

Кино в их жизнь ворвалось как-то сразу. Первые кинороли Тамары Воронковой и Павла Скороходова случились еще на первых курсах ГИТИСа. Она играла роль в фильме «Такая профессия».

— Меня пригласили на роль цветочницы, а Павел играл рабочего. Мы снимались с молодым Николаем Еременко, — рассказывает Тамара Борисовна. — Первый опыт хоть и был удачным, но на меня произвел не самые приятные впечатления. Съемки проходили в октябре, было холодно, рабочий день у актеров долгий, часов по двенадцать. Я тогда сильно заболела. Но вдруг после выхода фильма на экран я стала «звездой», мой огромный портрет украшал фасад кинотеатра «Космос». А я этого фильма так и не видела.

Потом было еще много киноролей, больше, к сожалению, эпизодических, в фильмах «Шапка», «Железный занавес», «Дорога в рай», «Очарованный странник», «История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу», «Чернобыль. Последнее предупреждение», «Призрак» и многие другие.

Во многих фильмах Воронкова и Скороходов снимались вместе. Жизнь в кино Павла Скороходова более богатая — «Преступление будет раскрыто», «Женский день», «Я сделал всё, что мог», «Подросток», «Россия молодая», «Без видимых причин», «Охота на лис», «Железный занавес» и т.д.

Тамара Борисовна к своим работам в кино относится не столь трепетно:

— Я даже не все их помню. Наверное, потому, что так и не сыграла свою главную роль…

А главная роль для выпускников ГИТИСа Воронковой и Скороходова была уготована несколько иная, чем жизнь экранных главных героев. В 1982 году на защите диплома у Тамары Воронковой присутствовали представители главного Управления культуры Москвы. И ее, выпускницу, пригласили на должность главного режиссера Управления. Вместе с супругом Тамара Борисовна работала над постановкой больших правительственных концертов, массовых праздников. Это было и ответственно, и сложно, и интересно, и одновременно очень масштабно. Поэтому кино отошло на второй план.

В 1992-м Воронкова и Скороходов создали Московский театр русского романса. Это поистине их любимое детище. Возглавлял его Павел Яковлевич, а Тамара Борисовна стала художественным руководителем. Этот творческий союз «родил» на свет музыкальные романсовые спектакли «Счастье было так возможно, так близко» по мотивам рассказа Чехова, вся драматургия постановки была выстроена на знаменитых романсах наших русских композиторов, «Средь шумного бала» о Толстом, музыкальный спектакль «Сказание о рождественской ёлке», множество концертных тематических программ. Театральная Москва хорошо знала эти постановки. Но в основу сценариев ложилась не только классика.

— У нас с Павлом была такая традиция: когда появлялось свободное время, мы садились в электричку и ехали до станции, название которой нам было интересно, — рассказывает Тамара Борисовна. — Выходили на этой станции, растворялись в ее истории. Так родилось много песен, стихов и спектаклей. Например, станция Марфино — ее история легла в основу одноименного спектакля. Салоча — есенинские благодатные места… Бежишь по дорожке, как будто из-под земли, с неба слышишь музыку, эту гармонию слов! Природа — вот что всегда вдохновляло нас, придавало сил, делало краски жизни ярче.

В каменных джунглях Москвы через творчество мы уходили в свой мир, в аскопизм, — признается Тамара Борисовна, — нас не касалась ни система, ни что там делается, что творят за нашей спиной. Нас словно кто-то охранял, и мы были счастливы тем, что делали то, что чувствовали, и понимали, что именно надо делать. Да, было немало врагов, но больше было тех, кто шел навстречу. Люди сплачивались вокруг хорошего и светлого. Все же хорошее зерно духовности есть в каждом человеке. Мы не думали о себе, главное было оплатить труд актеров. Денег, конечно, много не давали, этого не было, но мы были бескорыстны.

В 2006 году Тамару Воронкову и Павла Скороходова пригласили в гости в деревню Соколово, что в пяти километрах от Кокошкино. Ржевские края настолько покорили московских актеров, что с тех пор они постоянно старались бывать в этих местах. А впоследствии поселились в небольшом домике в Зайцево.

Московский театр русского романса просуществовал до 2014 года. Все стало меняться не в лучшую сторону. Пришли новые люди, новые веяния. Театр оказался, что называется, «неформат». Им говорили: «то, что вы делаете — за это не платят, на это дают деньги». Впрочем, для талантливых Воронковой и Скороходова предложений поступало немало. Но опускаться до пошлости, которая шла вразрез с их нравственными устоями, с искусством, которому служили, они не пожелали, оставаясь до конца верными своим идеалам. И теперь, уже будучи на заслуженном отдыхе, они стали полноправными жителями Ржевского района, посещая Москву лишь наездами по большой надобности.

Здесь, в маленьком деревенском домике в Зайцево, с двумя печками и отсутствием удобств, научились наслаждаться тихими деревенскими радостями цветущих яблонь весной, квохтанья кур во дворе, летнего разнотравья, с весны к осени переходящего в бурьян. Некоторое отсутствие столичного комфорта Тамара Борисовна и Павел Яковлевич теперь воспринимают как само собой разумеющееся. Деревня их приняла, приняли и люди.

Правду говорят, что счастливы не те пары, что глядят друг на друга, а те, что смотрят в одну сторону. Пообщавшись с семейной парой Воронкова-Скороходов, я с удивлением отметила, что свои чувства они сохранили до сих пор и с нежностью относятся друг к другу. Павел Яковлевич признался, что в его жизни было три самых счастливых дня: «Когда я встретил Тамару, когда поступил в ГИТИС, и когда она тоже туда поступила». Словом, этим все и сказано.

А творчество — оно никуда не делось. Ведь если человек уходит из профессии, он при этом не перестает быть профессионалом. Они много рисуют, Тамара Борисовна пишет стихи и музыку, в ее багаже — авторские музыкальные программы, много детских песен. Кстати, дети — именно к ним более всего стараются обращать свой творческий потенциал актеры. При театре русского романса всегда существовала детская студия, юные артисты выступали вместе со взрослыми на одной сцене. И здесь, в Ржевском районе, Павел Яковлевич и Тамара Борисовна общаются с детьми в школах, они — частые гости в детском приюте поселка Ильченко, а с сентября прошлого года — и в социально-реабилитационном центре для детей и подростков г. Ржева. Заниматься с ребятами, у многих из которых сложная исковерканная судьба, непросто. Но эти занятия помогают раскрыть способности. У каждого ребенка есть потенциал, все дети талантливы. Тамара Борисовна говорит о том, что ее задача — почувствовать, понять, в чем сила каждого маленького человека, за что можно зацепиться и что можно развивать.

Надо сказать, что занимаются с детьми актеры всегда совершенно бескорыстно, по велению души. Эту замечательную черту высоко оценили в 2008 году организаторы проекта «Таланты России». Тамару Воронкову наградили медалью «Меценат столетия» за честь и достоинство. Эта награда ей очень дорога.

Под Новый год в Ржевском приюте состоялась премьера сказки «Снежная королева». Сценарий, музыка, режиссура и декорации — это все Тамара Воронкова и Павел Скороходов. Но самое главное — дети, которым они помогли раскрыть свой талант, узнать свои способности и возможности, поверить в себя.

— Мы пришли в этот мир, чтобы любить, и бескорыстие побеждает все, — говорит Тамара Борисовна. — Мы с Пашей это поняли на собственном жизненном опыте. Все, что нужно, нам небо дает. Люди стараются чего-то нахапать, но туда, куда мы все однажды уйдем, с собой ничего не унесешь. Самое главное — духовные ценности, без этого мир просто погибнет. Непременно должно быть равновесие между добром и злом, но если не будет бескорыстия и любви, зло победит и все погибнет. Поэтому — только любовь!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *