СЛОЖНАЯ СТРОЙКА

Кто не знает здания ржевской пожарной охраны на улице Калинина? Здесь размещается штаб ржевского пожарного гарнизона, руководство 4-го отряда федеральной противопожарной службы по Тверской области, отдел надзорной деятельности по городу Ржеву и Ржевскому району, ПСЧ-12 имени Героя Советского Союза А.К. Константинова, централизованный диспетчерский пункт пожарной охраны и другие службы.

Здание современное, здесь созданы все условия для несения службы огнеборцами. Рядом находится здание пожарно-строевой подготовки, в котором пожарные оттачивают своё профессиональное мастерство. Сюда приходят ребята из кадетских классов МЧС средней школы N№ 7 на занятия по противопожарной подготовке.

А когда-то на месте, где сегодня размещается комплекс пожарной охраны, был пустырь, заросший деревьями и кустарниками. И мало кто знает, сколько усилий пришлось приложить, чтобы в центре города появилась новая современная пожарная часть.

Пожалуй, все нюансы этого знает только полковник внутренней службы Владимир Ильич Булыгин. Ведь этот пожарный комплекс — его детище, как и создание военизированной пожарной части в Ржеве. Он ветеран пожарной охраны, но остаётся в строю, являясь помощником начальника 4-го отряда противопожарной службы. Предоставим ему слово.

— Постановление правительства СССР за N№ 1115 отменило прежние положения и обозначило новую стратегию развития пожарного дела и пожарной охраны в стране. В частности, предписывалась поэтапная военизация всей пожарной охраны СССР.

В июне 1983 года в Ржеве началось создание специализированной военизированной пожарной части N№ 12 (СВПЧ-12).

К формированию СВПЧ-12 я приступил уже после окончания Академии противопожарной службы. В Академии нам читали лекции руководители Главкома МВД СССР. Они понимали, что на местах мы столкнёмся с определёнными трудностями, и призывали нас никогда не сдаваться и не пасовать перед ними.

Действительно, трудности были. Новая часть СВПЧ-12 начиналась с трёх человек. Это я, как начальник, тогда ещё капитан внутренней службы. Мой заместитель, старший лейтенант Василий Беляков, и бухгалтер Нина Румянцева.

Подбирали кадры, готовили документы. От профессиональной (не военизированной) пожарной части в штате оставалось несколько человек. Однако к ноябрю 1983 года штатная численность СВПЧ-12 была укомплектована на треть, а к концу года мы вышли на 100% личного состава. Их надо было обучать, поэтому каждый день шла боевая подготовка пожарных, формировались навыки и профессиональное мастерство.

Личный состав СВПЧ-12 формировался на базе старого пожарного депо по улице Декабристов. Год постройки здания не определён, но точно до 1917 года. У нас же в части предполагалось нести службу в три смены. Дежурные караулы — от 15 и более человек. Разместить в старом здании депо коллектив, создать условия для службы и занятий по повышению профессионального мастерства было практически невозможно.

Своими силами на втором этаже здания организовали кухню-столовую, ведь служивому человеку служба без харча невмоготу. Правда, помещение это было маленькое, а потом в нём обвалилась часть потолка. Так что, здание депо на улице Декабристов нас не устраивало. Это понимало и руководство управления пожарной охраны. Планы о пристройке заходили в тупик.

Я понял, что части надо переезжать на Заводское шоссе, на окраину города, где в типовом здании пожарного депо располагались вместе две пожарные части: «Электромеханики» — 20 человек и «Краностроительного завода» — 9 человек. Но это могло быть только временным решением вопроса, потому что часть будет территориально удалена от возможных объектов возгорания, а норматив прибытия на пожар тогда был 5 минут в радиусе 5 километров. Нужно строить новое пожарное депо в центре города. Руководство города и горком нас поддерживали, но ничем помочь не могли: в планах такой вопрос не рассматривался. СВПЧ-12 переехало с улицы Декабристов на Заводское шоссе.

Всё началось с реконструкции Ржевского краностроительного завода. Технические условия на реконструкцию с общим бюджетом на 10 миллионов рублей выдавало и подписывало руководство Управления пожарной охраны. Всё сводилось к замене деревянных перегородок и других конструктивных элементов. Однако на первом совещании по реконструкции завода, на котором присутствовал председатель правительства РСФСР Силаев, стало ясно, что речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового завода.

Было принято решение строить завод там, где он находится и сейчас, а подписать новые технические условия Управление пожарной охраны разрешило мне. Хотя сумма бюджета превышала все мои полномочия.

Ко мне в часть прибыла делегация во главе с заместителем министра по строительству СССР товарищем Гоголадзе. Возник вопрос: площадка под строительство завода поменялась, а значит, надо строить и новое пожарное депо. В тексте техусловий этого не было, но я в документе записал от руки, что необходимо возведение пожарного депо на четыре выезда.

Замминистра Гоголадзе устроил мне взбучку:

— Капитан, за это вас завтра снимут с работы!

На следующий день ничего не случилось. А недели через две мне позвонил директор кранов Валентин Титович Степанченко:

— Подъедь ко мне. Нужно выдать технические условия на строительство пожарного депо.

Получив такую информацию, я летел на краны со скоростью, будто у меня на обычной гражданской машине были включены все сирены и мигалки. Боялся, вдруг, кто-то возьмёт и передумает.

И снова возник вопрос. Где строить новое пожарное депо? Рядом, на Заводском шоссе? Нецелесообразно. Я приводил свои доводы, что новое здание депо надо строить для города и в центре города. Валентин Титович Степанченко, как член исполкома горсовета, меня понимал.

Предварительно выделяемые городом участки под строительство депо не устраивали проектно-техническую экспертизу. Мы обследовали всё, и в конечном итоге остановились на заросшем сквере по улице Калинина, напротив Старообрядческой церкви. По поводу выделения этого участка совещался исполком горсовета. Членами исполкома тогда были Валентин Степанченко, Михаил Кулешов, Николай Фадеев и другие. Против строительства депо на этом участке высказался Николай Фадеев: мол, в этом сквере на лыжах катались дети, и внуки будут кататься. Степанченко и Кулешов промолчали. За строительство депо на этом участке был председатель исполкома Игорь Мельников, но наших аргументов тогда не хватило.

После заседания исполкома Игорь Мельников пригласил меня к себе.

— Не унывай, — сказал он, — давай добиваться совместными усилиями.

И мы стали добиваться выделения под строительство именно этого участка.

Строительство депо на этом месте предполагалось, и личный состав пожарной части, как говорится, уже начал «забивать колышки». Хотя многим тогда не верилось, что будет когда-нибудь у нас новоселье. Но строительство всё же началось. Площадка была расчищена. Под фундамент здания мы заложили специальную медаль, а второй экземпляр медали хранится в музее части.

Строительство первой очереди пожарного депо по улице Калинина, отвечающее всем современным требованиям, завершилось к лету 1996 года, к 125-летию Ржевского пожарного общества ревнителей, и личный состав пожарной части, при минимуме удобств, переместился в новое здание.

Я всегда с трепетом вспоминаю тех людей, с кем проводил совместную работу по устройству нового депо. Это зам. директора по строительству краностроительного завода Святослав Мансуров. Иван Шумара. Главный инженер проекта Брянского института ГПИ и Строймаш Точилин. И, конечно же, Валентин Степанченко, которому все мы должны низко поклониться.

Когда шло строительство нового пожарного депо, как все вы знаете, наступили лихие времена. В девяностые годы XX века стройка депо была приостановлена. Новый краностроительный завод ещё как-то финансировался и достраивался, а вспомогательные объекты, вроде пожарного депо — нет.

Объект не был достроен, и согласно определённого порядка, не мог быть передан с баланса на баланс, из Минстроя в МВД (тогда пожарные части входили в структуру МВД). По этому вопросу мне пришлось выезжать в Москву, в Управление капитального строительства МВД, где меня выслушали и сказали, что желание моё понятно, но ничего сделать не могут, раз объект не достроен.

И тогда я обратился за помощью к депутату Государственной Думы ржевитянке Татьяне Астраханкиной. Она лично встречалась с заместителем министра Мищенковым и добилась того, что было разрешено принять недостроенный объект из ведения Минстроя в ведение МВД. Ранее в практике подобного не случалось.

Но объект надо было достраивать. И тогда значимое решение принял глава города Александр Харченко: выделил из городского бюджета деньги. За дело по строительству депо взялся Николай Лункин и другие. И новое пожарное депо на улице Калинина достроили. В 2002 году была принята в эксплуатацию вторая очередь — здание пожарно-строевой подготовки и складские помещения.

Останавливаюсь так подробно на перипетиях ситуации, чтобы вспомнить всех тех, кто оказывал помощь в их разрешении. Пожарные им всем благодарны, как и ржевитяне, на защите которых стоят огнеборцы. Иначе не было бы у Ржева такого современного пожарного комплекса. А ведь это ещё и история города. И вспоминаем мы об этом в канун Дня пожарной охраны России.

Пользуясь случаем, хочу поздравить весь личный состав Ржевского пожарного гарнизона с этим праздником и пожелать всем, а также членам семей, здоровья, личного счастья, а самим огнеборцам ещё и «сухих рукавов».

— Мы присоединяемся к поздравлению.

Евгений ОЖОГИН

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *