ЕЖЕГОДНОЕ ВОЛЖСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

На первомайские праздники мы с друзьями каждый год расчехляем байдарки и оправляемся в водный поход по Волге. Маршрут тоже традиционный: от Борисовского моста и до Ржева. Впрочем, правильнее сказать — докуда дойдём. Если проложить прямую линию от места нашей высадки до Ржева, получается около 70-ти километров, но Волга сильно петляет, так что по воде выходит порядка 110. В день в среднем нам удается пройти 30-40 км. Можно, конечно, и больше, но это если ставить себе целью грести с утра до вечера. В нашем случае — скорее сочетание приятного с полезным: отдыха на лоне волжской природы и физической нагрузки.

Но прежде, чем оказаться на воде, лодку еще надо собрать! Именно поэтому, мне кажется, что походы меньше чем на три дня — пустая трата сил. Байдарка собирается/разбирается от 20 минут до часа, в зависимости от вашего навыка в этом деле. Причем, это довольно утомительный процесс, и повторять его хочется как можно реже. В моем же случае старенькую, сменившую двух хозяев байдарку «Нева» приходится еще и ремонтировать. Основным частям — каркасу и шкуре из ПВХ — в общем-то, нипочём полученные за время службы нагрузки. Ломаются в основном мелкие пластиковые части. Причем, некоторые купить легко, а некоторые можно заказать только через сайт производителя, и чем старше лодка, тем сложнее это сделать. Клеить бесполезно, как показывает практика, не держат ни обычные клеи, ни те, что можно раздобыть через друзей на ржевских заводах. Впрочем, иногда проблему можно решить по-русски, вкрутив пару саморезов в нужное место. Купить новую лодку? Вариант, конечно, хороший, но после того, как подскочил курс доллара, ценник на новые более-менее качественные байдарки взлетел выше 50 тысяч рублей. Какая связь между курсом доллара и байдарками отечественного производства, не спрашивайте — не знаю. Вот и не подписывает мне жаба (ну та, которая душит при всякой трате денег) разрешения на такую покупку при наличии относительно целой лодки.

Сборка байдарок прошла без особых происшествий, если не считать, что одна из них была новой, и ее владелец, Саша, не до конца освоился в ее сборке. Но это дело наживное.

Погода особо не радовала: когда мы спустили лодки на воду, начался дождь. Не ливень, а так, затяжное недоразумение: пять минут покапает, потом перестанет, потом снова начнется. К такой погоде стоит относиться философски, все равно вода периодически капает на байдарочника с весел. Хорошо, ветра почти не было.

Этим маршрутом мы ходим каждый год, но все равно, периодически случаются сюрпризы. Например, в этом году мы с удивлением обнаружили, что Никольскую церковь близ деревни Лошаково начали восстанавливать, а волжский склон, на котором она расположена, полностью очищен от леса. На этом месте мы несколько раз устраивали стоянку, и заброшенную церковь излазили вдоль и поперек. Причем, с воды ее не было видно из-за деревьев. За местных жителей можно порадоваться, а вот вставать здесь на стоянку теперь, пожалуй, будет не слишком удобно. Но укромных мест на Волге еще хватает.

Воды в этом году в реке много, зимой было достаточно снега, да и весна выдалась дождливая. Для нас это, в общем, хорошо, река течет быстрее, да и зацепить камни на мелководьях уже нельзя. Но вот единственные на нашем маршруте пороги, Бенские, в высокую воду проходить скучновато. Водяных валов меньше, да и сами они не слишком высокие. Впрочем, все равно из-за них мы стартуем с Борисовского моста, а не ниже по течению, даже если не хватает времени дойти до Ржева. Часто эти пороги неправильно именуют «Венскими», что является нехарактерным для нашей местности топонимом. Мне кажется, что наиболее похожей на правду выглядит версия, что название «Бенские пороги» произошло от несуществующей ныне деревни Бенск на левом берегу Волги, а название деревни — от слова «бенёк» — «развилка».

Вдоволь покричав от избытка эмоций на Бенских порогах, мы начали задумываться о месте для стоянки. Тут есть тонкость: в принципе, вылезть на берег можно почти в любом месте, а палатку поставить на любой ровной поверхности. Однако желательно встать на возвышенности, чтобы не шел холод от воды, но при этом и не устать от перетаскивания наверх вещей. Ну и желательно, чтобы это была какая-то оборудованная рыбаками или туристами стоянка, на удалении от населенных пунктов — знакомство с местными с последующим распитием «за знакомство» местного самогона — удовольствие, прямо скажем, на любителя. Я не хочу обидеть жителей деревень, часто это очень приятные и радушные люди. Но попадалась нам как-то пара занятных экземпляров…

Так что, особо не мудрствуя, мы выбрали для стоянки то же место, что и в прошлом году, в нескольких километрах от деревни Каменица. Здесь нас ожидал небольшой сюрприз. Чуть дальше от нашей стоянки есть низина, где появился домик, которого не было в прошлом году. До деревни расстояние приличное, и кому понадобилось данное строение, не ясно.

Отдых на Волге в это время года весьма специфичен. Погода на первомай стабильностью не отличается. Если в прошлом году в эти дни стояла летняя жара, то сейчас были и дожди, и холод по утрам. Да что говорить, несколько лет назад мы вообще под снег попали. Не всем такой отдых подходит. У нас между собой гуляет выражение «походный психоз», когда кто-нибудь из менее опытных членов команды находит нынешние условия некомфортными и сообщает о желании отправиться домой вот прямо сейчас. Обычно помогает кружка горячего какао или чая и комплект сухой одежды. Я не завидую в такой ситуации инструкторам на коммерческих маршрутах — со своими друзьями договориться легче, чем с клиентами.

Второй день выдался солнечным. Работать веслами стало в разы приятнее. Да и течение на этом участке реки быстрое. Если мы идем на четыре дня, то становимся на следующую ночевку близ деревни Тупицино. Там просто пятизвездочная стоянка. Дело в том, что про нее знают немного людей, а те, кто знают, привыкли с уважением относиться к месту отдыха. На стоянке оборудованы из сосновых бревен столы, стулья, лесенка к воде. Мы, в свое время, добавили к этому изобилию сложенную из камней походную баню, которую потом неизвестные нам завсегдатаи этого места модернизировали. Везде бы так! А то сделаешь на стоянке скамейки, а на следующий год их кто-то пустил на дрова.

К сожалению, в этот раз нам нужно было пройти дальше, за Ново-Алексеевское. Кстати, сам населенный пункт — скорее, база отдыха, чем деревня. Уютные домики, причалы, две симпатичные статуи лягушек с зеркальными глазами. Красивое место, а за ним — довольно длинный плес, который простирается до впадения Тудовки в Волгу. Обычно здесь почти нет течения, как на озерах, но в этом году воды много, и река даже в таких местах ускоряет своё течение. В итоге на ночевку встали между деревнями Суконцево и Харино. Причем, на этой стоянке мы оказалась впервые. Хороший смешанный лес, сухо и удобный подход к воде. Что еще надо? Мы расслабились, пели песни под гитару. Настроение портили постоянно меняющий направление ветер (приходилось бегать от дыма костра) и выдавшаяся довольно прохладной ночь. Но вообще, хотелось, чтобы в запасе была еще пара выходных.

Начало следующего дня выдалось хмурым, но потом распогодилось. Дойти мы собирались до Кокошкино, откуда нас забирала машина. Так что, особо торопиться не было необходимости. Грело солнышко, а мы в какой-то момент сцепили лодки вместе на манер туристического катамарана, на которых ходят по порожистым рекам. Оказалось, что данной конструкцией вполне можно управлять, и даже скорость выходит приличная. В итоге мы полдороги обсуждали, как можно модернизировать байдарки, чтобы идти подобным образом. А самое главное — когда можно будет это проделать. Теперь дело за малым — ждать нового похода!

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора,

Алексея ЦВЕТКОВА

и Александра КОВАЛЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *