«Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ…»

О том, что поисковики отряда «Память 29-й Армии» нашли в ржевских лесах сначала самолёт, потом родственников погибших, торжественно захоронили останки лётчиков — можно было бы написать коротко, в одну-две строчки. Но события и герои времен Великой Отечественной войны не заслуживают краткости, её не заслуживают и люди, кто ведет сложную, кропотливую поисковую работу.

СЕРДЦА БЬЮТСЯ
В УНИСОН

В одном из осенних номеров «РН» за 2016 год мы писали, что благодаря работе поискового отряда «Памяти 29-й Армии» стало извест-но имя еще одного героя Великой Отечественной войны. Фрагменты истребителя Миг-3, останки пилота и личные документы на имя Ивана Егоровича Лукина подняли с четырехметровой глубины.

Получив архивную справку из российского архива государственной и политической истории, близких лётчика искали в Рязанской (по месту проживания) и Костромской областях (туда была эвакуирована жена). Несколько месяцев все предпринимаемые попытки были тщетны. Но поисковики продолжали отправлять запросы, сверять имеющиеся сведения. Когда поиски, казалось бы, зашли в тупик, поисковики, пользуясь дружескими отношениями, обратились за помощью к руководителю Российского военно-исторического общества. Благодаря участию Сергея Мачинского из личного дела Ивана Лукина стало известно, что у него была большая семья: брат Роман и четыре сестры: Анна, Елена, Евгения, Александра.

А его жена Ольга — этническая немка. Семья Гизингер проживала на станции Выгода Одесской области, поблизости находился аэродром авиашколы, где служил Иван. Там, на Украине, молодые люди и познакомились.

— Мы обращались к коллегам-поисковикам из Киева, — рассказывает Дмитрий Никитин. — Узнали, что все Гизингеры были либо сосланы в Казахстан, либо уехали в Германию. Но эти сведения были исчерпывающими. Позже нам стало известно, что у Ивана Лукина были сыновья Виктор (1939 г.р.) и Александр (1938 г.р.). Тогда мы обратились за помощью к поисковикам со всей России. Спустя время откликнулась Алена Маньшина из Тольятти. Она смогла найти внуков сестер Ивана Егоровича — Александры, Елены и Евгении.

7 мая мы встретились с племянницей, внуками, правнуками и праправнуками старшего лейтенанта Лукина на Мемориальном кладбище советским воинам в Ржеве.

Племянница Елена Авалян:

— У всех нас разные фамилии, мы приехали из Москвы, Ярославля, Липецкой области, но все — близкие люди. Что дед Иван воевал и погиб 8 октября 1941 года — знали, а вот где и при каких обстоятельствах — нет.

Внучка Елена Денисова:

— Вспоминаю строчки стихотворения Твардовского: «Я убит подо Ржевом…» Сейчас они звучат для меня по-особому близко, читать их без слёз невозможно… С момента, когда нам позвонили и сказали, что нашли дедушку, в груди по-прежнему горит. Я и сейчас испытываю сильные чувства. Что нужно ехать, не сомневались. Наши родственники захоронены в разных местах. Наш дядя и дедушка был военным, погиб подо Ржевом, при исполнении своего долга, поэтому пусть он здесь и покоится. Самое главное, что благодаря ржевским поисковикам мы знаем, куда приехать почтить память, куда возложить цветы. К сожалению, пока не можем найти ближайших родственников — сыновей Ивана Егоровича. Желаем всем мира, любви, чистого неба над головой. Чтобы никто из нас не знал, что значит потерять близких при страшных обстоятельствах войны, а те, кто ищут пропавших без вести родных, обязательно их нашли.

ПОЛНОЕ СОПРИКоСНОВЕНИЕ
С ВОЙНОЙ

Еще в марте 2014 года поисковики отряда «Память 29-й Армии» у станции Осуга нашли место падения советского самолёта. На поверхность удалось поднять обломки двигателя, лопасти винтов, части бронекорпуса, где масляной краской были написаны цифры 669, генератор с номером 291067. Среди груды металла — останки лётчика…

По документам 214 штурмовой авиадивизии они установили, что самолёт Ил-2 (номер 30669, мотор 291067) 6 сентября 1942 года был зачислен в боевой состав 594 штурмового авиаполка. А далее началась упорная работа в архивах, множественные запросы в различные инстанции, месяцы ожидания. На 1.11.1942 самолёт значится в составе полка, дальше сведения о нем разнились и путались. За помощью поисковики снова обратились к Сергею Мачинскому. Нестыковки были и в архивной справке.

В боевом донесении от 17.12. 1942 значится: «Старший лейтенант Денисов не вернулся с боевого задания. Другими экипажами замечено, что его самолёт перевернулся в воздухе и врезался в землю. (В этот день были сбиты два самолёта, второй пилотировал лётчик Украинцев).

Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Иван Федорович Денисов 1913 года рождения, уроженец станции Лопатино Саратовской области. 17 декабря 1942 года он выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийских позиций, живой силы и техники противника в районе Локши, совхоз Никишино, и Белохвостово. После атаки цели на обратном пути был атакован истребителем противника».

Извещение о смерти лётчика было направлено в город Молотов (сейчас Пермь). Там проживала его жена — «Ан. Бодалева». Именно такая запись значилась в копии из донесения молотовского районного военного комиссариата. Как же на самом деле зовут жену Ивана: Анна, Антонина, Анфиса? Из военкомата пришло уточнение — Ангелина Константиновна. Согласно документам по пенсионному сопровождению, она выехала в Калининград. Поисковики стали готовить запрос туда.

Также выяснилось, что Иван Денисов после окончания авиационной школы преподавал в пермском аэроклубе (в Перми и познакомился с будущей женой). 20 апреля 1941 года он был призван в действующую армию.

Дмитрий Никитин:

— Мы отслеживали данные о лётчике и на поисковом сайте. И однажды пришло сообщение, что на сайте «Забытый полк» ищет информацию о своем дедушке внучка Ивана Федоровича Денисова. Она указала дату его рождения и то, что он лётчик. Её объявление было дано ещё в мае 2012 года.

Выйти на близких у наших поисковиков получилось опять-таки с помощью Сергея Мачинского. Сергей Александрович связался с Евгением Кириченко (до 2003 года он был ведущим передачи «Забытый полк» на центральном телевидении, а позже создал одноимённый сайт, где и разместила послание внучка Денисова). Евгений дал ржевским поисковикам её почтовый адрес. Ответа из Прибалтики ждали долго — свое письмо на сайт она отправляла из Латвии. Когда же женщина связалась с поисковиками, у неё были сомнения, что нашли именно её дедушку. В числе веских доводов «за» — то, что её бабушку звали Ангелина Константиновна.

У супругов Денисовых было два сына, Валерий и Геннадий. Известно, что один из сыновей уехал с матерью в Санкт-Петербург, другой — в Ригу.

7 мая на мемориале советским воинам были и внуки Ивана Федоровича — Марина, Максим и их мама Людмила Геннадьевна Денисова. Она — жена старшего сына погибшего на ржевской земле лётчика. Все трое приехали из Санкт-Петербурга. Муж Людмилы Геннадьевны умер, его брат Валерий живет с семьей в Риге. Сведения о том, что Денисовы ищут своего героя, разместила на сайте несколько лет назад внучка Валерия Ивановича Алла.

Марина Лазарева (Денисова):

— Мы знали лишь, что дедушка Ваня без вести пропал под Москвой. Извещение об этом бабушка получила еще в Перми. Связь с родственниками, которые живут в Риге, поддерживаем. И вот два месяца назад Алла позвонила и сказала, что на свой запрос получила ответ из Ржева, от Дмитрия Никитина. Верить в то, что дедушка нашелся, очень хотелось, но сначала не верилось. Ведь прошло почти 75 лет… А когда поверили, ощутили одновременно радость, грусть и, конечно, гордость за близкого нам человека. Из Ржева мы уезжаем с ощущением завершенности очень важного дела для нашей семьи. Это соприкосновение с войной… Надеемся, приехать к месту памяти дедушки получится и у наших родственников.

Эхо войны отзывается в сердцах людей спустя 75 лет. Два Ивана, два отважных лётчика, две разные и такие одинаковые судьбы молодых советских воинов… Благодаря поисковикам они оба обрели вечный покой и вечную память на ржевской земле.

Ольга ЖДАНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *