РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ВЫСОКОГО ПОЛЁТА

«Электромеханика» — для развития стратегической авиации России

ПАО «Электромеханика» завершило работы над крупнейшим проектом, значимым не только для самого предприятия, но и для развития стратегической авиации в России. Весь последний год предприятие производило работы по восстановлению работоспособности вакуумной печи УВН 45-180/8,5. Работа шла непосредственно в столице Республики Татарстан, в рамках федерального проекта — модернизации и оснащения Казанского завода им. С.П. Горбунова современным оборудованием и технологиями по программе производства стратегического ракетоносца Ту-160М2. Этот новый ракетоносец, известный также как «Белый лебедь», будет вновь производиться на казанском предприятии.

За год специалистами ПАО «Электромеханика», которые много месяцев находились в командировках на заводе-заказчике, был проведен широкий спектр работ.

Первым шагом была разработана документация на восстановление и модернизацию предназначенной для отжига титановых изделий установки УВН-45-180/8,5, в точном соответствии с требованиями технического задания, на основании опыта проведения более 450 садок в период с 1981 по 1994 годы.

Надо добавить, что именно ржевское предприятие более трех десятилетий назад спроектировало и изготовило вакуумную печь, где производили термообработку фюзеляжей самолетов, серийный выпуск которых начался на Казанском авиазаводе в 1984 году. В 2016-м на правительственном уровне было принято решение о возобновлении серийного выпуска этого модернизированного ракетоносца, что и явилось стартом федеральной программы по модернизации ряда предприятий авиапрома.

В этой большой работе востребованы возможности и компетенции ржевской «Электромеханики», ей было поручено модернизировать огромную установку, где проводится термическая обработка фюзеляжа «Белого лебедя», причем не по частям — он неразъемный, а целиком. Масштабы работы оценить несложно: длина установки — почти 70 метров!

Технология для изготовления узлов установки разрабатывалась на основании данных, полученных в результате дефектации вакуумной печи и гидроиспытаний. Вслед за этим проводились различные технологические расчеты: тепловой, электрической, вакуумной системы… Практически все узлы печи, кроме самой вакуумной камеры, подлежали изготовлению вновь в соответствии с современными стандартами качества.

Позволим себе привести некоторые технические подробности, характеризующие проведенную «Электромеханикой» работу.

Одной из важнейших задач модернизации было не только сохранение паспортных данных, но и придание установке новых технологических возможностей, существенное снижение энергозатрат. Так, для снижения потребляемой мощности печи с 9 до 6 мВт были разработаны новые конструктивные решения, введены дополнительные элементы экранной защиты по результатам эксплуатации печи. Установку оснастили многослойной экранной тепловой защитой, способной работать в заданных по технологии вакуумного отжига температурных диапазонах.

Для реализации технологического процесса отжига титановых изделий удалось обеспечить равномерное температурное поле по всему объему рабочей камеры установки. Система нагрева состоит из 62 равномерно распределенных зон, в каждой зоне нагрева установки предусмотрено по две термопары для контроля и регулирования режима термической обработки. Введен набор аппаратных средств резервного управления нагревом и двадцать дополнительных термопар, контролирующих температуру непосредственно на обрабатываемых изделиях.

Благодаря конструктивным решениям специалистов предприятия увеличена производительность получения рабочего вакуума за счет оснащения печи унифицированными территориально распределенными низко- и высоковакуумными станциями на базе современных золотниковых, роторных, диффузионных и геттерных электродуговых насосов. Станции оснащаются надежными пневматическими клапанами. Установка укомплектована пневморесивером, обеспечивающим работу клапанов при отключении электрической энергии. Вакуумные станции объединены по цифровой сети с автоматизированным рабочим местом оператора.

Система водяного охлаждения установки, состоящая из независимых контуров, оснащена еще и резервной системой подачи воды при аварийном отключении электроэнергии. Установка оснащена дизельным генератором для обеспечения надежного охлаждения всех теплонагруженных узлов установки в случае нарушения энергоснабжения.

Новая система программного управления установки позволяет проводить термообработку в автоматическом режиме, по заданной схеме технологического процесса, но с возможностью корректировки параметров процесса в реальном времени. Выбор программно-аппаратных средств системы управления базируется на опыте «Электромеханики», полученном в ходе разработки предприятием и эксплуатации систем управления установок вакуумного термического оборудования. Системы управления ПАО «Электромеханика», построенные на базе структуры «сеть программируемых логических контроллеров семейства Direct Logic — промышленный компьютер», показали исключительную надежность. Измерительные средства контроллеров Direct Logic, применяемые в системе управления установки, включены в Госреестр средств измерения РФ, допущенных к применению на территории РФ.

Для управления техническим процессом установка УВН оснащена отдельным операторским помещением, где интегрировано управление всей установкой, визуализация всех механизмов, показаний датчиков давления и температуры.

Итак, к сегодняшнему дню проект почти полностью завершен. 24 апреля на Казанском авиазаводе прошло правительственное совещание по вопросам выполнения гособоронзаказа. Цеха предприятия посетил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, которого сопровождали президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и премьер-министр Алексей Песошин, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Юрий Слюсарь, гендиректор ПАО «Туполев» Александр Конюхов, первый заместитель гендиректора — директор КАЗ им. Горбунова — филиала ПАО «Туполев» Николай Савицких и генеральный директор ПАО «Электромеханика» Виктор Константинов.

Дмитрий Рогозин высоко оценил вклад ржевского предприятия в проект федерального значения и отметил высокий профессионализм как руководителя, так и других специалистов ПАО «Электромеханика», сказав, что именно благодаря таким спецам удалось восстановить на новой технической основе уникальные технологии.

А на проходной предприятия сотрудников сейчас встречает большой баннер, на котором написано:

«Министерство обороны РФ, Минпромторг РФ, Совет директоров и руководство ПАО «Электромеханика» выражает благодарность специалистам предприятия за проведенные работы по реконструкции и вводу в эксплуатацию вакуумной термической печи УВН-45-180/8,5 на Казанском авиазаводе им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев».

* * *

Надо добавить, что модернизация установки «УВН-45-180/8,5» — не единственное, что связывает ПАО «Электромеханика» с проектом «Белый лебедь». Для входящего в холдинг «Технодинамика» самарского предприятия «Авиаагрегат» — одного из самых крупных специализированных российских предприятий, занимающихся проектированием, производством, поставкой авиационных шасси, рулевых приводов для комплектации самолетов, в том числе Ту-160М2, специалистами «Электромеханики» разработаны и изготовлены две вакуумные термические установки. Первая, ПЭВ-1300-13, является новой разработкой ПАО «Электромеханика» — это элеваторная вакуумная печь высотой 7,7 м для термической обработки деталей в вакууме с закалкой в масле. Второе изделие для «Авиаагрегата» — вакуумная однокамерная термическая печь элеваторного типа ПВВ-900-20/13, предназначенная для термической обработки титановых сплавов (массой до 1000 кг) в условиях высокого вакуума. Работа печи заключается в нагреве обрабатываемого изделия в вакууме до определенной температуры, выдержке при этой температуре и охлаждения в вакууме. Конструктивно печь представляет собой вакуумную камеру цилиндрической формы, где габариты рабочего пространства установки составляют 2000х1300х1300 мм.

Работа над этими проектами, предназначенными для развития стратегической авиации в России, полностью вписалась в стратегию развития ПАО «Электромеханика» — признанного производителя высокотехнологичного оборудования для авиационной и других отраслей промышленности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *