ДОРОГА ДЛИНОЮ В 90 ЛЕТ

Помнится, в свое время была популярной песня, которую исполнял Вахтанг Кикабидзе, «Мои года — мое богатство». И, наверное, только с возрастом можно понять глубокий смысл этих слов. Счастье, если, оглядываясь на прожитые годы, не испытываешь сомнений и горьких сожалений. А есть уверенность в том, что если бы прожить жизнь заново, то ничего менять в ней не стал бы. Пусть и был путь не так легок и прост. Павлина Васильевна Голубева, жительница деревни Кузьмарино сельского поселения Медведево, с которой мы сегодня познакомим читателей, именно из той породы людей, чье жизнелюбие и стойкость были и остаются примером для односельчан.

 

Павлина Васильевна родилась в медведевских краях, в деревне Лигостаево, в далеком 1927 году. Лигостаево расположено рядышком с Медведево. Деревня и по сей день существует, но тогда, перед войной, это был большой населенный пункт, дома стояли крепкие, семьи были большие да дружные. В семье Бабошиных было трое девчонок и парень, а Павлина вторая. К 41-му году ей исполнилось всего 14 лет, Павлина успела закончить несколько классов в Дубровской школе.

Предзимье 1941 года поделило жизнь лигостаевцев, да и всей округи, на «до» и «после». Павлина Васильевна до сих пор, когда вспоминает те страшные первые месяцы немецкой оккупации, без слез говорить не может. Как фашисты мучали и убивали, сжигали заживо наших солдат, попавших в плен, как издевались над мирными жителями. И все же, как бы ни были тяжелы воспоминания, она считает, что о зверствах фашистов, которые ей и ее односельчаном пришлось увидеть и прочувствовать на себе, забывать нельзя, говорить об этом необходимо в назидание потомкам.

Самое страшное в той войне на долю Павлины выпало позже. Зимой 42-го всех лигостаевских ребятишек фашисты приказали вывезти в Папино, где разместился временный перевалочный пункт для таких же деревенских со всей медведевской округи. Павлину отправили сопровождать детей. Думала, вернется обратно, но ее по дороге домой развернули и вместе со всеми угнанными отправили в Сычёвку, где размещался лагерь.

Дорога туда была долгой и трудной. Павлину под свою опеку взяла одна женщина — тетя Галя, у которой и так на руках было трое ребятишек. Несмотря на лишения, страх, голод и холод, русские люди все же оставались людьми. Спустя несколько дней сборное семейство тети Гали пополнилось еще одним годовалым ребенком, оставшимся без матери. Умирали в дороге люди, женщины подбирали осиротевших ребятишек, делились последним куском хлеба.

В Сычевском концлагере Павлина пробыла до самого освобождения. Оттуда их изможденных, всех, кто остался в живых, отправляли по домам. В Лигостаево Павлина вернулась только в 1943 году.

А дома уже и не чаяли увидеть ее живой. Правда, и дома уже почти не было — пострадал от бомбежки. Через некоторое время подлатали и перебрались из землянки в свою избу.

Послевоенная жизнь была суровая. Павлина Васильевна вспоминает, что больше всего мечталось хоть раз наесться досыта. Было время, когда даже в пригородное Домашино она ходила по домам хлеба просить. И люди давали. С тех самых пор к хлебу у нее очень трепетное отношение. Недоеденный кусок Павлина Васильевна никогда не выбросит — засушит. А хлеба всегда в запас покупает. Мало ли.

Своей матери она все время повторяла: «Вот вырасту, и никогда не буду тебя черным хлебом кормить, только белыми булками».

Доучиваться после войны Павлине не пришлось, пошла работать в колхоз. Трудилась на совесть, во все силы, сколько господь отмерил.

В молодости героиня моего рассказа была красивой, первой певуньей на всю округу. Люди любили ее за добрый нрав, за честность и искренность, за ответственность. Вот в такую замечательную девушку влюбился харитоновский бригадир трактористов Владимир Голубев. В 49-м они сыграли свадьбу, и увез муж Павлину к себе в Харитоново — за 8 километров от Лигостаево. В 1951 родилась дочь Нина, а через четыре года трагически погиб Владимир. И пожить-то толком не успели. Павлина осталась в доме свекрови, так и жили в бабьем царстве три поколения Голубевых — свекровь, Павлина и дочь Нина.

Павлина Васильевна работала в бригаде косарей. В 3 утра уходила на работу, косили тогда вручную, косами-литовками. К девяти домой вернется, обед приготовит, к полудню — снова на сено, ворошить, вечером, дотемна, сено стогует в копны. А еще сено складывали в огромные скирды. Стоговать сено — это тоже сноровка нужна была и силы. Павлина обычно на самом верху скирды стояла — высота большая, а ведь не просто стоять нужно, а еще сено снизу принимать и укладывать.

— Уже вечер, а я смотрю, как вдалеке это сено все складывают и складывают, — вспоминает дочь Нина. — Мама на самом верху, и не страшно ей.

А помимо колхозной работы, еще и свое хозяйство в каждом дворе. И тоже сено готовить надо было на свою скотину. А свободных покосов, не то что сейчас, вволю не было. Выделит председатель кусок поля, а в 4 утра надо бежать занимать — кто первый пришел, тот и косит себе сено. Павлина брала с собой на покосы маленькую Нину. Обкосит кусок с одной стороны, постелит телогрейку, на нее дочку посадит, а сама бежит с другой стороны обкашивать. Кто пойдет, увидит — покос занят.

Трудно жили, но дружно, работали себя не щадя, потому что понимали — страну, народное хозяйство надо восстанавливать после войны. Павлина Васильевна работала в колхозе до 70 лет, ветеран труда. Она очень стойкий и волевой человек, несмотря на мягкий характер. Эти черты помогли выжить в фашистском лагере, выдержать послевоенную разруху, не сломаться, когда беда пришла в ее семью.

Ее силе воли можно только позавидовать. Уже в преклонном возрасте, когда внезапно парализовало одну руку, Павлина Васильевна сдаваться не стала, самостоятельно руку разрабатывала — и ведь победила болезнь!

Павлина Васильевна замуж так и не вышла после смерти мужа. Хотя сватались к ней многие. Боялась: вдруг новый муж дочку обижать станет. Дочка была единственной отрадой всю жизнь, все лучшее —  ей. А теперь Нина Владимировна и ее дети и внуки платят сторицей своей любимой маме и бабушке, окружая ее заботой и вниманием.

Сейчас она живет одна в своем домике в Кузьмарино. Конечно же, дочь и внуки постоянно приезжают и помогают, но переезжать в город она категорически отказывается, считая, что старое дерево не пересаживают, да и в своем доме сама себе хозяйка. Понемногу сажает огород и сама полет гряды, топит печь, словом, делает все то, что всю жизнь делала самостоятельно. Так и живет, не унывает. В доме у нее частые гости не только родные, но и подруги, которые любят собираться у Павлины Васильевны на чаек. Сядут за стол да затянут песни. Петь любят, как и прежде. Любимая песня у Павлины Васильевны: «На горе колхоз, под горой совхоз». Она говорит, шутя, что эта песня как раз про нее.

Для счастья человеку нужно не так много, как кажется. А с годами понятие о счастье становится таким определенным и четким. Для Павлины Васильевны счастье — это и есть сама жизнь, а еще, когда у родных и близких все хорошо, когда все живы и здоровы. Наверное, это и есть самое главное.

30 мая Павлина Васильевна Голубева отметит 90-летний юбилей со дня рождения. Мы от всей души присоединяемся ко всем поздравлениям, которые прозвучат в адрес такой замечательной юбилярши и пожелаем ей крепкого здоровья.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *