ЩИТ РОССИИ — ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА

В прошлом году активисты из числа военнослужащих погранвойск установили на берегу Волги (у городской бани) памятник пограничникам. К 99-й годовщине образования пограничной службы они дополнили его пограничной наблюдательной вышкой. 28 мая к Волге пришли те, чья жизнь связана со службой в элитных — пограничных войсках нашей Родины.

Ржевитянин Владимир Вовк служил в 1991-1993 годах в погранвойсках срочную службу. К армии, как у человека, рожденного в СССР, отношение было, конечно, позитивное.

— Место моей службы — Краснознаменный Закавказский пограничный округ, Ленкоранский 44-й пограничный отряд, в/ч 2038, — рассказывает Владимир. — Я должен был служить в ВДВ, но обстоятельства распорядились иначе. Группа из молодых ржевитян для службы в погранвойсках на южных рубежах Родины была сформирована заранее. На призывном пункте в Твери майор спросил нас: ребята, хотите узнать, что такое фейхоа? В начале 90-х многим и предположить было сложно, что значит это слово… Поездом, как в загадке, без окон, без дверей, разве что не на крыше, мы мчались прямо на границу. В «учебке» получил основную специальность — стрелок, и попутно оператор радиолокационной станции (часть охраняемой границы шла по морю). Опять-таки спросили: кто знает, что такое транзистор? Я знал.

Потом была погранзастава в Астаре, на границе с Ираном. Иран — страна контрастов. Кто-то едет на ишаке, кто-то — на «Мерседесе». Все женщины в парандже. Пока были в «учебке», произошел путч. В сформированном отряде сначала было 44 человека, но после отпуска не вернулись украинцы, присягнув Украине… Оставшиеся 20 человек в наряд ходили через каждые 4 часа. Конечно, на чужбине было непросто. Но дедовщины не было. Не до того. Да, молодой должен вести себя уважительно по отношению к старослужащим. На этом — всё. Дедовщина появляется, когда ребятам нечем заняться. Это не про нас. Я всегда чувствовал плечо товарища. Учитывая, что находились на особом положении, нашими постоянными спутниками были автомат и боекомплект. В наряд уходили в полной готовности: магазин пристёгнут, патрон в патроннике, автомат на предохранителе. 1991-1993 годы — время для страны и нас, оказавшихся на границе, непростое. Свою пограничную службу начали формировать азербайджанцы. Вывозили технику, продовольствие (помню, на некоторых замороженных кусках мяса стояло клеймо с отметкой 1944 года). Мы отрабатывали варианты захвата заставы. Юридически передача застав ещё не состоялась, а подвижки со стороны местных властей, имеющих свои личные интересы, были. Полномочия, кто же будет начальником, они делили, в том числе и при помощи десятков баранов.

Раз в месяц бойцу на границу приходили письма.

— Необычным и трогательным было событие, когда маме удалось дозвониться на заставу в Азербайджан, и я услышал её голос за столько километров.

В отпуск Владимиру удалось съездить лишь за два месяца до дембеля. Служить по контракту не остался, вернулся домой в Ржев, получил гражданскую специальность. Но всякий раз, из года в год, день в день, надевает он свою зелёную фуражку и идёт на встречу с товарищами-пограничниками.

— В армии снился дом, город. Представлял, как приеду, что могло измениться. С начала службы привыкал к автомату, к тому, что он рядом и ночью, потом — к его отсутствию. Месяца 2-3 после окончания службы несколько раз за ночь вскакивал по привычке, будто от шума сработавшей сирены, начинал искать сапоги. Пот прошибал, когда поднимал руку и не чувствовал автомата.

Искренне рад, что у пограничников, благодаря неравнодушным ребятам, появилось свое место сбора. За памятником ухаживает костяк из энтузиастов. У меня два сына. Старший служил, младший — еще школьник. Служба в армии — достойная стезя. Это ратный труд для парней. С праздником, «зелёные»! «Родные, спите спокойно. Мы на страже ваших снов», — так в своих письмах домой писал, наверное, каждый, кто служил в пограничных войсках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *