Редкое искусство — «печать с воды»

В Ржевском краеведческом музее открылась новая выставка художника из Твери — графика, акварелиста Геннадия Орёликова.

Геннадий Орёликов окончил в 1958 году Ленинградское художественно-педагогическое училище, в 1968 году — художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. С 1967 года работал над созданием музейных экспозиций Тверской области. В составе небольших художественных бригад оформлял музеи города и области, делал экспозиции. Это была огромная работа: в те годы в области имелось тридцать пять филиалов Тверского государственного объединенного музея. Это был подвижнический труд, созидание того, что искусствоведы называют «культурным достоянием региона и страны». Кстати, он был одним из художников, создававших в нашем музее в 1983 году экспозицию «Ржевский край в годы Великой Отечественной войны».

Времени на музейную работу уходило очень много, но Геннадий Николаевич находил возможность заняться и свободным творчеством. Излюбленная его техника — акварель, пастель, а за плечами — порядка тридцати персональных выставок, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге. Он — Заслуженный работник культуры РФ. Награждён дипломом ВТОО «Союз художников России» (2008 г.), золотой медалью ВТОО «Союз художников России» «Духовность. Традиции. Мастерство» (2013 г.).

Последнее время Геннадий Николаевич занимается творчеством, экспериментирует:

— Решил расширить возможности акварели, занялся акватипией. Эта техника, как и акварель, водная, только краски не акварельные, а масляные, разбавленные керосином. А принцип тот же: прозрачность красок на белой бумаге. Меня это затянуло, хотя эта техника очень трудная, непредсказуемая. До 2001 года в специальной литературе подобная техника называлась «печать с воды». Вообще, эта техника древняя, она развивалась, когда началось книгопечатание.

Акватипия действительно переводится как «печать с воды». Она появилась в незапамятные времена, когда один итальянский художник, имя которого затерялось во времени, обратил внимание на то, что кисти, которые он, промывая в керосине, ставит в воду, оставляют на ее поверхности любопытные разводы. Капельки краски, отрываясь от кисти, поднимаются наверх и расплываются по всей плоскости. «Такая красота должна быть запечатлена!» — подумал художник, и спустя некоторое время придумал способ, впоследствии примененный в раннем книгопечатании.

Геннадий Орёликов не только увлекся этим видом живописи, но и усовершенствовал его. Правда, живопись «водной печати» он считает очень капризной, потому что никогда не знаешь, что получится. Однако с этими капризами Геннадий Николаевич научился справляться. Оказалось, что можно вмешиваться в водяные замыслы и все-таки доводить идею до логического завершения.

По убеждению художника, акватипия даёт безграничные возможности в сочетании с другими техниками, например с акварелью:

— Жирная масляная краска на водной поверхности образует непредсказуемые разводы, изменяющиеся пятна. Это не ускользает от взгляда художника, — поясняет Геннадий Орёликов. — Фиксация разводов — дело техники. Сухой лист бумаги накладывается на расцвеченную поверхность воды и впитывает тончайший слой краски, фиксируя рисунок. Если посмотреть некоторые старинные книги, то они оклеены интересной фактурной бумагой — еще в средние века нашли способ окрашивать бумагу с водной поверхности. Она использовалась как декоративная техника для окраски бумаги, ткани, предметов. Я знал эту технику и решил для себя ее попробовать. Не только как декоративный способ, но и как творческий. Стал вникать глубже, глубже, находить новые решения и секреты. Раньше делал пейзажи, цветы, потом, думаю, надо попробовать портрет, натюрморт.

До этого никто из художников не замахивался на печать с воды. В этом смысле в Верхневолжье Геннадий Орёликов — первопроходец.

На выставке в музее представлена двадцать одна работа мастера из фондов Тверского объединенного музея. Каждой можно любоваться, удивляясь тому, во что превращает рука художника обыкновенные цветные разводы. Это — произведения искусства, которые нужно очень внимательно смотреть.

Сначала видишь, что перед тобой — динамичные, изменяющиеся пятна, волны и линии. И понимаешь при разглядывании, что их названия — «Бег», «Танец», «Прибой» напоминают знакомые, привычные образы фигур или ландшафтов. Потом видишь, что и застывшие камни «Седой вершины», и небо в «Утре на море», и перспектива «Изумрудной пещеры» способны удивлять своим художественным «непостоянством». Природа на его акватипиях всегда находится в потенциале изменения. Эту постоянную силу движения можем узреть и мы: так, как это удается мастеру еще тогда, когда он видит это в движущихся сочетаниях масляных пятен на водной глади. И кажется, что это движение продолжается и на уже высохшей бумаге.

Природа здесь всегда жива: она движется, дышит каждой своей клеткой и порой меняется, переходя из одного состояния в другое. Это и там, где происходит тектоническое «Рождение вершины», и где бушует шторм, где в лесу зимним утром нас удивляют оттенки розоватого неба в момент пробуждения солнца. Раскрываются навстречу ему «Цветущие сад» и «Ирис», наполняя зрителя тихим чудом удивительного созерцания. Здесь лирика радости и тихой легкой грусти, осенней печали и весеннего хмеля.

Глядя на эти акватипии, кажется: вот-вот изменится и свет, и тени, и дадут здесь дополнительные цветовые рефлексы сложному фиолетовому, аквамарину, сепии, изумрудному зеленому… Эта глубочайшая нетривиальность оттенков, их углубленность в бесконечные радужные и перламутровые дополнения каждый раз подчинены определенному художественному образу. Все это многообразие окружающего мира однажды различили глаза художника и теперь дали такую возможность и нам с вами.

Выставка «Мечты и фантазии. Акватипия Г.Н. Орёликова» продлится в музее до конца июня.

Виктория Кузнецова, научный сотрудник

Ржевского

краеведческого музея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *