ЕЩЁ ОДИН ДЕНЬ В СТОЛИЦЕ

Уже который раз ржевский Совет ветеранов организует для представителей общественности нашего города тематические поездки в Москву. Каждая из них по-своему уникальна, позволяет познакомиться и пообщаться с интересными людьми, посетить памятные места столицы.

РЖЕВ — МОЯ СУДЬБА

Кунцевское кладбище — последняя обитель многих знаменитостей. Здесь похоронены актеры Борис Хмельницкий, Вячеслав Дворжецкий, клоун Карандаш — Николай Румянцев, поэты Эдуард Асадов, Юрий Визбор, певцы Валерий Ободзинский, Евгений Белоусов, режиссер Леонид Гайдай, композитор Михаил Матусовский, писатели Николай Носов, Вячеслав Кондратьев, хоккеист Валерий Харламов. И сейчас на Кунцевском кладбище провожают в последний путь знаменитых и уважаемых людей.

25 апреля из жизни ушла Елена Моисеевна Коган, военная писательница, больше известная всем под фамилией Ржевская. Среди ее книг «Берлин, май 1945», «Февраль — кривые дороги», «Ближние подступы», «Знаки препинания», «За плечами XX век». В годы Великой Отечественной войны военный переводчик Елена Ржевская в составе 30-й армии провела под Ржевом 17 месяцев.

Чтобы отдать дань памяти и уважения Почетному гражданину Ржева, мужественной и талантливой женщине, делегация из Ржева и приехала на Кунцевское кладбище. Сопровождала нас внучка Елены Моисеевны Любовь Сумм.

С 1970-х годов дружила с Еленой Ржевской председатель Совета ветеранов Ржева и Ржевского района Галина Мешкова. У могилы она сказала:

— В лице Елены Моисеевны Ржев потерял замечательного, преданного друга… Все эти годы мы поддерживали с ней постоянную связь. Она очень гордилась званием Почетного гражданина Ржева. Для нашего города Елена и ее друзья Владимир Кондратьев, Александр Твардовский, Константин Симонов сделали очень многое. Благодаря этим людям мы вечно будем помнить, что пережил и испытал наш город. Их произведения — серьезное напоминание государству о том, какая судьба была у оккупированной врагом ржевской земли.

Любовь Борисовна Сумм родилась и живет в Москве. Она, как и бабушка, переводчик, кандидат филологических наук. В ее переводе издавались произведения св. Франциска Ассизского, Г. К. Честертона, К. С. Льюиса, Р. Онианса и других зарубежных авторов.

Любовь Сумм:

— Псевдоним «Ржевская» бабушка взяла, когда начала писать. Потом она сменила фамилию и стала Ржевской по паспорту. Нет, это не писательская уловка. «Ржев — моя судьба, моя неизжитая боль. Ржев — мое имя» — так она говорила и так чувствовала, — рассказывает Любовь Борисовна. — Сколько ее помню, она всегда вела записи. Самая ранняя, где упоминаюсь я, 9 мая 1970 года. Мне 3,5 года. Все свое время Елена Моисеевна уделяла своей работе. Внучка родилась, когда ей было 47 лет. В 1965 году, за год до моего рождения, вышел «Берлин, май 1945 года», она только начала писать «Ржевские повести». Начинался ее писательский рассвет. Бабушка до последних дней сохранила поразительную память. Она и сама порой задумывалась, почему так хорошо все помнит. Считала, что ее тактильная память хорошо работает. Прикоснулась и запомнила. С одним из прикосновений забавная ситуация была. В музее Пастернака присела на кресло, в котором поэт сидел, когда работал… и смеялись потом, что же могла получить от такого прикосновения… Большую роль в жизни Елены Моисеевны играла словесная память — нарратив. Лет двадцать я наблюдала, как бабушка рассказывает, дает интервью. Это поразительно. Она дословно воспроизводила уже написанный текст и дословно писала текст произнесенный. И всякий раз переживала заново все то, о чем говорила. В сохранившихся аудиозаписях это слышно. Все, что она, как будущая писательница, видела на войне, в те годы могла записать максимум в три строчки неровным почерком, там, где удастся примоститься. Помогало, что все увиденное проговаривала. Эмоции и чувства нужно было как-то выпускать. «Память есть болевое чувство» — ее выражение. Эти понятия для нее были тождественны. Если с годами бытовая память стала бабушке изменять, поразительным образом она помнила многое другое.

Сама Любовь Борисовна была в Ржеве лишь однажды, в 1994 году.

— Надо к вам приехать, подарить музею книги. В апреле 2016 года к бабушке приезжали из Германии, записывали с ней продолжительное интервью. Из этого материала можно сделать неплохой фильм. Очень надеюсь получить запись в личное пользование. Видеоряд можно собрать с многочисленных встреч, в том числе и нашей сегодняшней. Елена Моисеевна ушла и оставила огромный архив записей. Его нужно разбирать и систематизировать. Буду этим заниматься. Спасибо вам, что приехали. Желаю нам всем того же, что и Елена Моисеевна: «Никогда больше…» Единственное, на что люди имеют безусловное право — мир. Все остальное они устраивают себе сами.

Особое место на Кунцевском кладбище — Братская могила воинов, погибших в боях Великой Отечественной войны и умерших от ран в московских госпиталях. И мы, конечно, ее посетили. На воинском участке, расположенном вокруг, похоронены Герои Советского Союза и выдающиеся военачальники. Среди них генерал-полковник авиации, летчик-истребитель Николай Дмитриевич Гулаев, командир 2-го корпуса ПВО в Ржеве в 1961-1964 годах.

ЗОЛОТОГЛАВЫЙ ВЕЛИКАН

Следующая остановка — Храм Христа Спасителя. История его строительства заслуживает особого внимания. Идея возведения храма принадлежит Александру I, он задумался об этом сразу после победного окончания войны с Наполеоном в 1812 году. Храм начали строить лишь спустя 27 лет после окончания войны. Достраивать его пришлось брату Александра I Николаю I, затем Александру II и Александру III.

Построили его, предварительно разрушив женский Алексеевский монастырь. Существовало старомосковское поверье, будто настоятельница монастыря Клавдия как-то сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет. И не простоит он и 50 лет».

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, прошла церемония освящения нового храма. Он сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны. В его стенах звучали голоса Константина Розова, Федора Шаляпина. Но в 1931 году на заседании ВЦИК СССР было принято решение собор снести и построить на этом месте Дворец Советов. Что и было сделано. Впоследствии соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова», «Охотный ряд», скамейки из храма украсили станцию «Новокузнецкая». Возвести коммунистический храм высотой 420 метров помешала война. Во время обороны Москвы металлические конструкции будущего символа власти переплавили на противотанковые ежи.

Спустя 23 года на месте вырытого еще в 1937 году котлована появился открытый бассейн «Москва». (Возможно, именно эту лужу и имела ввиду игуменья, чье пророчество сбылось через 48 лет. Сейчас на месте бассейна, под землей, церковь Преображения Господня, автостоянка, зал церковных соборов). Верующие москвичи не скрывали недовольства тем, что разрушили собор и говорили поговоркой: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам». В конце 1980-х годов заговорили о восстановлении. К работам приступили в середине 90-х. Самый большой православный храм Русской церкви, способный вместить одновременно несколько тысяч человек, был открыт 31 декабря 1999 года. Он стал условной копией разрушенного.

Чтобы войти в храм, нужно пройти через металлоискатель. Размеры и внутреннее его убранство поражают своей мощью, красотой и огромным объемом проделанной работы.

Непродолжительная прогулка вокруг собора — и мы спускаемся в зал церковных соборов. В просторном уютном зале более чем на 1200 посадочных мест проходят как светские, так и церковные мероприятия. 20 мая слушателей ждал концерт классической музыки «Весенняя фантазия» московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *