Дурная река

Окончание. 

«Очарование»

Туристы не любят слово «последний», предпочитая заменять его словом «крайний». Из некоторых суеверных резонов, а также подразумевая, что можно вернуться на понравившийся маршрут и пройти его еще раз. Я, пожалуй, не буду нарушать заведенных порядков и назову наш сплав по Тохмайоки завершающим. Дело в том, что в этом году вводится в экусплуатацию ГЭС, и река сильно изменится.

Сама электростанция расположена в очень живописном месте — она построена прямо над водопадом с поэтическим названием «Очарование». Водопад этот мы не проходили — обнесли катамараны берегом. Во-первых, прохождению мешает построенная здесь плотина, а во-вторых, вода самым очаровательным образом устремляется с восьмиметрового обрыва в грохочущую бездну. Шестая категория, одним словом. Говорят, его проходят некоторые опытные группы, и теоретически даже можно понять как, но… «Очарование», пожалуй, правильное название для этого водопада. Смотреть на летящую вниз беснующуюся стихию можно долго, кажется, что вся река вдруг падает вниз, разбиваясь о скрытые камни.

Обносить катамараны здесь — то еще удовольствие: вначале приходится ставить их «на попа» и лавировать между деревьями, а потом спускать по достаточно крутому склону. Пока неторопливо шел обнос, Даша и Маша распаковали продукты — начался обед. Вернее, импровизированный перекус — бутерброды, чай, конфеты, яблоки.

Закончился второй день еще одним порогом третьей категории — очередной «Разрушенной плотиной». Вечером был «плов» — а проще говоря, каша рисовая с тушенкой и замашкой на восточный рецепт. А после — игра в «Мафию» — это, в общем-то, неплохой способ запомнить наконец-таки имена других участников похода. Их, напомню, было двадцать.

«Кто гуляет после пяти?»

На стоянке

На стоянке

Третий день не обещал сложных порогов, зато участок пути был самым протяженным. Он изобиловал как бурными участками, богатыми на шиверы и перекаты, так и плёсами с их неподвижной водой и усиленной работой вёслами. И это, если честно, самое приятное в походе — проходить несложные, но многочисленные пороги, неспешно грести куда-то вперёд. Радоваться, что тут нет компьютеров, не ловит сотовый, а всё привычное где-то там — за тысячу километров южнее. Мы с Сашей к этому времени «сгреблись» — Даше и Лёше почти не приходилось выравнивать катамаран. У нас даже вышло импровизированное соревнование с экипажем Максима. Когда на веслах были все шесть гребцов, их было не догнать, но держать постоянный темп нам удавалось дольше. Со стороны это, наверное, смотрелось смешно: наша «четверка» несколько раз догоняла их «шестерку», таранила, после чего экипаж Макса налегал на весла, и катамаран бодренько уходил вперед. В конечном итоге победила дружба, а мы вышли вперед. Подозреваю, Максу просто надоело это соревнование.

Было заметно, что к третьему дню вся группа расслабилась. Чаще шли задушевные разговоры. В ход пошли вопросы «да-нетки» и другие логические задачки. Например, вопрос: «Кто гуляет после пяти?» Ответ, заяц. Но чтобы ответить, нужно вспомнить одну детскую считалочку. Таких вопросов и игр много, ответы часто заставляют смеяться всех игроков. Помню, сам смеялся минут пять, когда понял в чем суть одной из таких игр — «Гаражики», ее Макс показывал уже на стоянке. Развлекаться так можно, пожалуй, только в походе. Сказывается отсутствие телевидения, газет, Интернета и других медиаразвлечений. Когда мне надоело, что мне дурят голову, сам задал задачку «для детей дошкольного возраста». Когда ответ нашли, один из туристов, Петя, сказал, что по возвращении домой попросит программистов на работе делать алгоритмы кодирования по принципу этой задачи — ни один хакер не догадается.

Стоянка в этот вечер была самая удачная. Сосны вокруг, много свободного места, да и погода наладилась. Было немного грустно, что завтра вечером уже надо ехать по домам. Но это странным образом подогревало наладившуюся дружескую атмосферу. Гитара одного из туристов, Миши, к вечеру гуляла по рукам. На ней играли все, кто хоть немного умел. В основном Миша, периодически удачно что-то вспоминала Маша, например, «А на тебе, как на войне». У меня для таких случаев есть пара безотказных песен — их мало кто слышал. Если к «Коту, который пришел назад» я худо-бедно знаю аккорды, то песню «Про трусы» мы с Лёхой просто орали в две глотки. Когда мы допели, лагерь валялся со смеху. Засиделись в тот вечер часов до трех ночи — не хотелось расходиться. Когда народу стало поменьше и менее стойкие отправились спать, гитару взял Саша. Он бывший музыкант, хотя достаточно долго не играл. «Nirvana» и «Beatles», сыгранные по нотам посреди карельского леса, по необычности ощущений посильнее иной оперы будут.

«Большие» и «Малые ворота»

"Большие ворота"

«Большие ворота»

На четвертый день осталось пройти совсем мало. Но нас ждали два интересных порога. Первый, «Большие ворота», или как их еще называют «Ступени». Представьте себе большой каменный остров посреди реки с водопадами с двух сторон. Мы проходили слева. Там двухярусный порог, вода образует своего рода ступени. Что интересно: после обоих сливов — сильные «бочки». Они могут «закусить» катамаран — обратное течение будет держать его на месте, не давая продвинуться вперед. Поэтому после падения надо совершить так называемый «зацеп» — вставить весла в гребень «бочки» и протащить кат дальше. На «Ступенях» этот трюк приходится проделывать дважды. Порог особенно понравился Саше, он проходил его два раза — на нашем катамаране и на катамаране Маши, вместо приболевшего Ивана.

Прохождение "Малых ворот" (наш-катамаран)

Прохождение «Малых ворот» (наш-катамаран)

Сразу за «Большими воротами», буквально в прямой видимости, идут «Малые». Здесь у нас было место антистапеля (финиша), так что, пока собирали вещи, можно было покататься на пороге несколько раз — обратно обнося катамаран берегом. Что из себя представляют «Малые ворота»? Очередную разрушенную плотину. Вода устремляется в арку, действительно похожую на створ для ворот. А сам поток вызывает ассоциации со струей из шланга. Проходили его группами по четыре человека, если сесть вшестером, катамаран имеет больше шансов перевернуться. Порог оказался самым богатым на приключения. В первом заходе с катамарана за борт смыло двоих, причем, это сопровождалось красивой «свечкой» — освободившийся от людей один баллон взмыл в небо, и катамаран встал почти под прямым углом на другой. Во втором заходе смыло еще одного, а проходившая порог «шестерка» другой группы вообще кильнулась (от слова overkeel, или по-русски, перевернулась кверху брюхом). В целом такой опыт полезен, чтобы знать, что делать, если оказался в воде, а в «Малых воротах» искупаться можно относительно безопасно. Тут нет опасных камней, «бочка» не «закусывает» то, что в нее попало, а дальше заводь со спокойной водой — не унесет. К слову, «шестерка» соседней группы переворачивалась явно осознанно — тренировки ради. Мне же хотелось пройти порог аккуратно, чтобы показать, что его можно пройти без купания за бортом. Схожие мысли, похоже, были и у моих друзей, поэтому инструкции Даши слушали внимательно. В «Малые ворота» надо заходить осторожно, чтобы не упереться в каменный «створ». Когда кат находится на «языке» слива, нужно пригнуться к баллону, одной рукой схватиться за раму, а второй удерживать весло параллельно борту. Это в теории. А на практике струя сильная, и в «бочку» катамаран уходит почти целиком. Внизу я почувствовал удар о гребень волны и то, что меня медленно стаскивает за борт. Как потом было видно на фото, воде это почти удалось. «Ну уж нет!» — подумал я, и вцепился в баллон всем, чем мог…

А так выглядишь после порога

А так выглядишь после порога

Катамаран выносило в заводь под хохот Даши — мои карабканья по баллону показались ей смешными. Зато никого не смыло. «Малые ворота» мы проходили потом еще раз, в несколько другом составе, и тоже вполне удачно. В итоге еще несколько человек смыло за борт, сломали весло и порвали катамаран. Весёлый порог, в общем!

Потом было прощание, обещания вернуться, пусть и не на закрывающуюся в этом году для туристов Тохмайоки, но в Карелию точно. Дорога домой, желание остаться еще на несколько дней в этой дружной компании. Но это совсем другая история…

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора,
Алексея Цветкова и Александра Ковалева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *