Первые 100 лет

Начинаем публикацию глав из книги об истории Ржевского завода автотракторного электрооборудования

Фабрика колодок
и деревянных изделий

Ржев в начале ХХ века — небольшой уездный город на берегу Волги. Купеческий, промышленный и торговый. Но в годы Первой мировой войны начинаются серьезные перебои в поставках продовольствия, все чаще в городе встречаются раненные солдаты, искалеченные, измученные боями.

Ржев — удобный транспорт-ный узел на пути в тыл. А линия фронта все ближе, и именно сюда отступают войска, которые терпят поражение. Город становится резерв-ным центром тыла Западного фронта. Здесь размещается значительный гарнизон, офицерская школа, артиллерийские, военно-инженерные и материально-технические базы. Ни много ни мало — 17 воинских частей. И идет неизбежный поток беженцев.

После неудач в Прибалтике началась также и эвакуация предприятий с запада в глубь России. Население пополняется литовцами, латышами, поляками — за несколько месяцев это уже новый интернациональный город.

Осенью 1916 года в Ржев из Пскова эвакуируют оборудование колодочной фабрики. Именно с нее и начинается история нашего предприятия.

Латышский фабрикант Вальтер Титьенс купил у владельцев пивоваренного завода Клейна земли на правом берегу Волги. Именно эта площадка используется заводом и сегодня. Потянулись эшелоны и обозы с оборудованием и строительными материалами. В кратчайшие сроки будущий хозяин фабрики построил еще два одноэтажных корпуса складского типа, в одном из которых — кирпичном — разместил 40 станков с небольшой силовой установкой и 12 сушильных камер.

Основной костяк рабочих-специалистов — латыши, которые приехали вслед за оборудованием, им в помощь фабрикант набрал пополнение из местных жителей. 100 человек, допотопные станки — вот и все предприятие. Так в начале 1917 года была запущена «Балтийская фабрика колодок и деревянных изделий».

Конкурентов на территории России у фабрики не было. Были в этом как плюсы, так и минусы. Прибыль — да. Но у фабриканта была возможность платить мизерные зарплаты и не заботиться об охране труда. Условия работы тяжелейшие: летом — пыль, зной, а зимой — пронизывающий до костей холод. Отсутствие вентиляции, множество кустарных процессов изнуряли рабочих.

Но работа кипела. Помимо сапожных колодок для модельной, солдатской и детской обуви, фабрика выпускала и другие изделия из дерева: фанерные лопаты, деревянные каблуки, седельные и обозные полки и другую продукцию.

Революцию на фабрике встретили с радостью, но выступления рабочих проходили спокойно, без вооруженных столкновений. Так на предприятии установились новые порядки. Вся власть, как говорится, советам. Хотя до 1921 года Вальтер Титьенс еще оставался заведующим фабрикой.

В начале 1917 года оформилась большевистская организация. Рабочий кузнец Ян Янович Платор, человек могучего телосложения, по воспоминаниям, «с открытым, ясным взглядом, прямой и простой в обращении», сыграл большую роль в объединении революционных сил города и фабрики. И позже был избран секретарем уезд-ной парторганизации. Важная фигура, человек невероятной энергии, который умел повести за собой людей.

Итак, в старинном уездном городе Ржеве возник первый производственный коллектив. Гражданская война заканчивалась, приходили новые люди, производство фабрики росло и расширялось. Не просто было преодолевать последствия тех трудных для города и всей страны лет, но рабочие сделали все возможное и невозможное, чтобы фабрика заработала по-новому.

Квалифицированные рабочие-латыши уезжали. Но оставшиеся работники, в полном объеме знавшие организацию производства, оборудование и технологические процессы, взялись за обучение новых рабочих. Тогда же начали закладываться и первые заводские династии. Например, если вместе сложить трудовой стаж династии Чураковых, то он составит 150 лет. Первым на фабрику пришел М.Я. Чураков. Потом его сыновья: Яков, Иван, Гавриил, Егор и их жены.

1918-1920 годы были временем испытаний. Не хватало продовольствия, сырья, топлива, и уже был заметен сильный износ оборудования. Один кризис сменялся этапом подъема, потом вновь возникали трудности. Это была серьезная проверка на стойкость, и фабрика с честью выдерживала испытания. Именно тогда создавалось ядро коллектива из самых верных и целеустремленных работников.

1923 год — первый после революции, когда на фабрике наладились поставки сырья, появились заказы на готовую продукцию. Выросли специалисты, появляются новые станки, совершенствуется производство. Была налажена система передачи знаний, проводились лекции и проверки мастерства на практике. Фабрика для многих стала вторым домом.

С 1925 по 1927 годы был надстроен второй этаж корпуса, расширены сушилки, установлены копировальные и ленточные станки, паровой котел.

В конце августа 1925 года в Ржеве проходила Вторая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. В газетах так описывали участие в ней коллектива фабрики колодок: «Фабрика выставила полнейшую и подробнейшую коллекцию своих изделий, начиная от необделанного березового чурбака до вполне готового фабриката — отполированной колодки и «правилья» для расправки сапог, а также рамку для облицовки колодок».

Из полукустарной мастерской колодочная фабрика выросла в крупное, технически оснащенное предприятие. Был взят курс на индустриализацию, и к 1929 году фабрика значительно повысила свою производительность.

В 1930-1935 годах цеха получили мощную приточно-вытяжную вентиляцию, был расширен подсобный цех, построены склады сырья, баня, клуб, столовая, рабочий поселок.

Пополняли ряды работников и женщины. К 1931 году на фабрике трудилась 161 женщина. Была организована учеба молодых работниц профессиям шлифовальщиков, копировщиков, формовщиков и других.

Так писали про одну из первых женщин фабрики, освоившую профессию шлифовальщицы и полировщицы: «У станка стоит средних лет женщина. Ее внимание сосредоточено на колодке. Колодка отшлифована. Она вся блестит от падающих на нее лучей солнца. Стучит станок, за ним бежит мысль — сделать во что бы то ни стало 700 пар колодок — это ежедневная сменная норма для станка и для ударницы… И она ее успешно выполняет».

1932 год — вышла первая фабричная многотиражная газета «Ворошиловец». Она освещала производственные соревнования, показывала опыт передовиков и обличала прогульщиков и лодырей. Здесь делились опытом, вскрывали недостатки производственных процессов, находили и предлагали резервы. На фабрике росла культура производства, появились изобретатели и рационализаторы, поступали предложения по улучшению производства, уходу за станками.

Для проведения дальнейшей реконструкции фабрики, механизации ручных и трудоемких работ в 1937 году были проведены работы по установке конвейера по типу обувных фабрик в арматурно-отделочном цехе. На всех участках, начиная от запуска сырья до упаковки готовой продукции, были установлены транспортеры, которые значительно облегчили труд рабочих. Для организации и проведения этих работ на фабрике было создано конструкторское бюро. Также было принято решение об установке дизеля с генератором переменного тока.

Фабрика колодок преображалась и набирала силу. Выросла в хорошо оснащенное, крупное, современное предприятие, снабжавшее колодками всю обувную промышленность страны. Рабочие ставили, пусть небольшие, но важные рекорды, была создана стахановская школа, росла и заработная плата. Многие приходили на фабрику чернорабочими, учениками, но благодаря своей энергии, трудолюбию, терпению и упорству в изучении сложной техники, достигали больших результатов, становились руководителями и порой спасали фабрику от возможного срыва выполнения месячного и квартального задания.

В 1936-1938 годах копировальный цех получил новейшие станки «Фагус» и «Дайтон», были выстроены механическая и энергомастерские. А в 1939 году на фабрике развернулись работы по пуску новой системы вентиляции, которая значительно улучшила условия труда. В эти годы осваивается производство правильев для хромовых сапог и топорищ, деревянных подошв для специальной обуви.

Фабрика колодок специализировалась только на мирной продукции, но работники следили за мировыми событиями и опасались надвигающейся войны.

Здесь вовсю ликвидировали военную неграмотность, сдавали нормы ворошиловских стрелков, и все были готовы в случае необходимости встать на защиту Родины.

Количество работающих перед Великой Отечественной войной достигало 600 человек. Предприятие именовалось: «Ржевская колодочная фабрика имени К.Е. Ворошилова». Коллектив фабрики был самым крупным и одним из передовых в городе.

Продолжение следует

Подготовила

Елена Сооляттэ

Фото из книги

«Первые 100 лет»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *