МАКС-2017: ВСЕГДА НА ВЫСОТЕ

13-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2017 в этом году традиционно проходил в летно-исследовательском институте имени Громова в Жуковском.

На сегодняшний день МАКС-2017 входит в тройку ведущих мировых салонов наряду с французским Ле Бурже и Фарнборо в Британии. За пять дней работы салона его посетили более 380 тысяч человек. В их числе довелось оказаться и корреспонденту «РН».

Всего участниками МАКС-2017, несмотря на геополитическую обстановку, стали 850 фирм из 36 стран, французские, американские, китайские, итальянские, турецкие компании. В числе авиационных заводов России был представлен и наш «514 АРЗ».

А главная цель проведения такого масштабного мероприятия — демонстрация высоких технологий, разработанных в России, и открытости внутреннего рынка нашей страны для совместных проектов с зарубежными партнерами. За время работы салона было подписано контрактов и соглашений более чем на три сотни миллиардов рублей (сумма немаленькая, но в сравнении с МАКС-2013 — меньшая). В ходе презентаций и показов наибольший интерес со стороны иностранных заказчиков был проявлен к самолетам Су-35, Су-32, МиГ-35, Ил-76МД-90А, Як-130, Як-152, вертолетам Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, Ми-171Ш.

Самостоятельно добраться до аэродрома Раменское Летно-исследовательского института имени М.М. Громова было несложно. На Казанском вокзале повсеместно размещены яркие указатели — МАКС-2017. От Москвы поездка заняла почти час. 35 минут на экспрессе до платформы «Отдых» (в дни работы салона основная часть пассажиров ехали именно туда) и около 20 минут на бесплатно курсирующем до места автобусе, при посадке в который нужно было пройти досмотр личных вещей и рамку металлоискателя.

Помятуя о позапрошлогодней поездке (МАКС проходит раз в два года), когда прогулка по выставочным павильонам (где представлены, в основном, агрегаты, узлы, газотурбинные двигатели, гидростабилизаторы, конструкции крыльев и тому подобные сложнейшие системы) для непрофессионала была впечатляющей, но в понимании неподготовленному человеку недоступной, в этом году большую часть времени такие зеваки-любители, как я, проводили под открытым небом.

Самым запоминающимся из всех представленных для посетителей экспонатов (показалось, что в этом году их было меньше) для меня, наверное, стал штурмовик времен Великой Отечественной войны. ИЛ-2 не имел в те времена аналогов во всем мире. Немцы называли его «черная смерть», наши конструкторы за бронированный корпус и высокие летно-технические характеристики — «летающим танком». Осенью 1943 года в генератор самолета попал вражеский снаряд, он совершил вынужденную посадку на лед и затонул в озере Кривое (Мурманская область).

Летчик Валентин Скопинцев и стрелок Владимир Гуменной остались живы и летали вместе до конца войны. Идея поднять самолет принадлежит сыну и дочери летчика. Ее удалось осуществить спустя 70 лет.

Илистое дно помогло боевой машине, и 65 процентов оригинальных элементов ее конструкции сохранились. После серьезной реставрации ИЛ-2 прошел испытания и сейчас имеет свидетельство летной годности. В настоящее время он значится в составе «Российской национальной коллекции» фонда «Крылатая память Победы».

Всякий раз, когда видишь, как самолеты поднимаются в воздух, испытываешь особые чувства, а когда на крыло встает легендарный самолет, защищавший небо нашей страны, сердце стучит по-особому трепетно. Перед теми, кто воевал за наш мир и свободу, мы в неоплатном долгу. Конечно, хочется сказать спасибо и специалистам-реставраторам, благодаря которым наши крылатые машины-защитники обретают вторую жизнь. Тем самым мы, ныне живущие, отдаем дань памяти героическому прошлому нашего народа.

Россия — один из лидеров в военной авиации и вертолетостроении, и это не могло не сказаться на экспозиции авиасалона. Главной премьерой МАКС-2017 стал многоцелевой истребитель МиГ-35. Здесь его впервые смогли увидеть все желающие. Как отмечают специалисты, умение МиГ-35 поражать практически все типы целей делает его «универсальным солдатом неба».

Выразительный дебютант из гражданских — ТВС-2ДТС (первый опытный экземпляр цельнокомпозитного самолёта — аналога Ан-2), глубоко модернизированная версия труженика малой и сельскохозяйственной авиации СССР. Но пока от серийного производства он далек.

Неподдельный интерес вызывали многие экспонаты. Как и на прошлых показах, выстроилась очередь к раритетному «ТУ-144», первому в мире пассажирскому самолету со сверхзвуковой скоростью. Завидя МИ-38 с кожаными молочными сиденьями в салоне, небольшая группа туристов двинулась к машине с намерениями испробовать их на себе. Но зычное: «Сейчас показа нет, никого в вертолет не пускаем, ждем иностранных гостей», — от важного человека в летной форме, заставило всех остановиться. Пожав плечами, посетители молча двинулись к следующему экспонату. Благо посмотреть было на что. Стратегический ракетоносец ТУ-95 МС, тяжелый многоцелевой транспортный вертолёт МИ-26, Як-152 — учебно-тренировочный самолет для первоначальной подготовки летчиков и курсантов училищ, летательная лаборатория ИЛ-76 ЛЛ, ракетоносец-бомбардировщик ТУ-22 М3, истребитель-бомбардировщик СУ-34, ударный вертолет МИ-28Н, способный эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, яркий СР-10, первый арктический беспилотник VRT300…

Всего на статической экспозиции было выставлено 116 летательных аппаратов, в воздухе показали себя более семи десятков. Собравшиеся на поле у взлетно-посадочной полосы зрители стали свидетелями крутых виражей и пике, «горок», «переворотов в петле», «штопоров», зависаний на несколько секунд в воздухе, «колоколов», «воздушных кружев» и импровизаций воздушных боев. Воздушные машины восхищали зрителей фигурами высшего пилотажа, не подвластными законам физики. С ведущим были согласны, думаю, все: выступление получилось громким, быстрым, интересным.

По доброй традиции, в летной программе участвовали наши группы: «Русские витязи», «Русь», «Стрижи», «Соколы России». За штурвалами — Герои России, заслуженные летчики-испытатели высочайшего класса. Впервые за пределами своего региона выступили военные летчики из Объединенных Арабских Эмиратов. Шесть самолетов выпустили разноцветные порошковые ленты, рисуя в небе красочные узоры.

Самолеты один за другим «кланялись», «танцевали» под сопроводительную музыку и «благодарили» зрителей за внимание. А когда после показательного выступления участников МАКС-2017 по громкой связи из кабины еще бегущего по полосе самолета приветствовали сами летчики, по полю повсеместно раздавались громкие аплодисменты и одобрительное: «Ура!», «Молодцы, ребята!», «Вперед, Россия!».

Пятидневное мероприятие прошло динамично и без серьезных происшествий. Как обещают организаторы, очередная выставка 2019 года состоится уже в Подмосковной Кубинке. Подождем два года и, будем надеяться, на страницах «РН» появится очередной репортаж с места событий международного масштаба.

Ольга ЖДАНОВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *