ЕДИНСТВО ТЕПЛА И ХОЛОДА

Недавно «ЭЛТРА», одно из старейших ржевских предприятий, отметило вековой юбилей. К этой знаменательной дате в «РН» приурочен цикл публикаций об истории и сегодняшнем дне ржевского завода автотракторного оборудования. Сегодня мы расскажем еще об одном предприятии-наследнике славных заводских традиций, расположенном на территории завода «ЭЛТРА». Ржевитяне знают его как «Элтра-Термо», но не многие в курсе, что уже восемь лет это полностью самостоятельное производство, выпускающее продукцию под брендом «Прамотроник».

Акционерное общество «Элтра-Термо», специализирующееся на разработке и серийном производстве предпусковых подогревателей, воздушных отопителей и циркуляционных электронасосов для различных видов автотранспорта, образовалось в Ржеве в 1999 году. Стартом к началу такой деятельности послужило получение тогда ещё Ржевским заводом автотракторного электрооборудования «АТЭ-3» лицензии на выпуск в конце 1970-х гг. подогревателей от немецкой компании «Webasto». Остальная линейка продукции была освоена уже после 2008 года, и сегодня весь модельный ряд подогревателей, отопителей и насосов хорошо известен на рынке своим качеством, высокими эксплуатационными характеристиками и надежностью.

Процесс выхода из группы предприятий «ЭЛТРА», с которой сегодня «Элтра-Термо» не связано ни экономически, ни технологически, стал новым стартом для производства, хотя и очень непростым. Это сегодня на территории, расположенной в самой высокой точке верхней площадки завода, есть своя проходная, новые современные корпуса, асфальтированные дороги и ухоженные газоны. Тогда же этот угол, говорят старожилы, был самым заброшенным — туда складировали все «не очень нужное». Теперь здесь налаженный производственный цикл с прямо-таки европейским порядком. Впрочем, судите сами.

ПОРЯДОК И КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА — ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ

Производство подогревателей начинается с участка изготовления теплообменников: там из листа металла (стали различных марок, обладающих коррозионной стойкостью и жаропрочностью) рождается один из основных узлов подогревателя. Следующий участок — линия порошковой окраски, где нанесение покрытия на деталь происходит в электростатическом поле. Её запуск в 2009 году позволил сделать производство более экологичным. Участок механической обработки — подразделение, где сосредоточено современное токарное, фрезерное оборудование, в том числе линия многофункциональных обрабатывающих центров «HAAS», которые проводят весь цикл операций в автоматическом режиме. Здесь обрабатывают алюминиевые детали, отлитые на заводах-поставщиках во Владимире, Рязани, Республике Беларусь.

Отдельно надо сказать о складе комплектации и логистики, где консолидируются все комплектующие, как собственного производства, так и закупленные извне. Здесь тоже царит порядок и поразительная точность, и достигается это способом применения комплектации специальных технологических тележек. Над столом оператора размещена светозвуковая система оповещения, соединенная с рабочими местами, где собираются подогреватели различных комплектаций. Получив от сборщика сигнал, оператор отправляет ему готовую тележку с запчастями. Под каждую модификацию есть своеобразный «трафарет», который устанавливается на технологическую тележку и в каждый паз которого вкладывают соответствующую деталь. Таким образом, после сборки на столе не должно остаться ни одной лишней детали — это не только удобство и грамотная организация рабочего процесса, но и дополнительный критерий контроля.

Основной же контроль качества происходит во время испытаний на специальных стендах, оборудованных компьютерной системой регистрации и фиксации всех параметров испытания каждого узла готового изделия. Последний этап — доукомплектовка и упаковка, а затем со склада готовой продукции прямой путь к потребителю.

КАЖДОМУ КАМАЗУ РЖЕВ ДАЕТ ТЕПЛО

А потребители самые серьезные. Главный из них — КамАЗ, ржевскими подогревателями комплектуется сразу на главном сборочном конвейере. Применение жидкостного подогревателя в наших широтах является обязательным — без него весьма проблематичен запуск двигателя при низких температурах, да и поддерживать необходимый тепловой баланс дизельного двигателя тоже не представляется возможным. Воздушный отопитель «Прамотроник», произведенный в Ржеве, позволяет быстро прогреть кабину или салон (ещё до запуска и прогрева двигателя) и поддерживать температуру в автоматическом режиме. Причем установить его можно на любую автотехнику как отечественного, так и зарубежного производства.

Второй крупный потребитель — Минский автомобильный завод — МАЗ. Минские партнёры изделиями «Элтра-Термо» комплектуют не только грузовые автомобили, но и автобусы всех модификаций. Следует отметить, что наивысшим уровнем доверия к ржевскому подогревателю стало его применение в составе автобусов «МАЗ», «VOLGABUS», которые производятся в рамках программы подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России, и будут задействованы в рамках этих мероприятий. Чтобы успешно сотрудничать с такими гигантами, имеющими сегодня иностранных акционеров и потому предъявляющих серьезные требования к качеству, нужно иметь выстроенную систему менеджмента качества. И о создании производственной системы, и о её сертификации на «Элтра-Термо» начали думать с самого начала. 1999 год — это начальный этап разработки и внедрения требований системы менеджмента качества, 2011 год — внедрение требований стандарта ISO/TS 16949, а в феврале нынешнего года «Элтра-Термо», одно из первых предприятий на территории РФ, подтвердило соответствие производственной системы новому стандарту системы менеджмента качества автомобильной промышленности IATF 16949:2016.

НОВАЯ ПРОДУКЦИЯ — ДЛЯ ТРАКТОРА «КИРОВЕЦ»

Третьим по счету крупным потребителем «Элтра-Термо» сегодня стал Петербургский тракторный завод — производитель всем известных тракторов «Кировец». Это — одно из последних достижений, и заполучить контракт с таким крупным заводом стало возможным благодаря усилиям всего без исключения коллектива предприятия. Чтобы сотрудничать с ПТЗ, специалисты «Элтра-Термо» адаптировали одну из модификаций выпускаемых подогревателей специально для энергонасыщенных тракторов «Кировец». Для успешной реализации этого проекта трудился весь коллектив: в кратчайшие сроки была разработана новая модификация подогревателя, изготовлены опытные образцы, совместно со специалистами из Петербурга установлены и согласованы ключевые характеристики, проведены эксплуатационные испытания изделий в составе тракторов, как на крайнем севере, так и на сельскохозяйственных полях юга России. Олег Левин, начальник участка опытного производства; главный конструктор Максим Тихонов и инженерный состав, который трудился под их началом, сделали производство нового подогревателя возможным. Огромную роль в том, что сотрудничество состоялось и развивается дальше, сыграл лично директор по продажам и маркетингу Владимир Ильин.

Соглашение о сотрудничестве с ПТЗ было подписано в апреле 2016 года, благодаря этому объем реализации продукции «Элтра-Термо» вырос на 7 процентов. И с этого момента уже на конвейере трактора «Кировец» снабжаются подогревателем «Прамотроник» тепловой производительностью 30 кВт. Теперь, после начала серийных поставок, важен труд всех, кто, так или иначе, занят в процессе. Всеми производственными процессами на предприятии руководит Валерий Прокофьев — производство качественного продукта зависит именно от него. Отдел гарантии ведет изделие в процессе эксплуатации (руководитель Ирина Яковлева). Следует отметить технического директора «Элтра-Термо» Романа Короткова, начальника отдела кадров Аллу Михайлову. Всех поименно упомянуть не позволит формат газетной статьи, но на своем месте важен каждый, и именно от коллектива, от всех и от каждого на своем месте, зависит успешность общего дела.

«Элтра-Термо» может похвастаться не очень большим, но стабильным коллективом: чуть больше ста человек, 40 процентов из которых ИТР, остальные заняты на основном и вспомогательных производствах. Средняя заработная плата на сегодняшний день составляет 25,7 тыс. рублей. За прошлый год выпуск товарной продукции  на 16,6 процента больше, чем в году предыдущем. Это связано с ростом поставок на КамАЗ, другие автозаводы, в адрес вновь привлечённых производителей, а также с освоением выпуска и началом продаж нового подогревателя тепловой производительностью 30-35 кВт.

Сегодня предприятие выпускает подогреватели испарительного типа для грузового автотранспорта (12-18 кВт), для автобусов и спецтехники (23-35 кВт), воздушные отопители (3-5 кВт), электронасосы производительностью 1600-5800 л/час, плюс запасные части для всей номенклатурной линейки.

Помимо производства, предприятие проводит гарантийное и сервисное обслуживание производимой продукции. В одном из административных помещений оборудован учебный класс, где проходят подготовку по ремонту и обслуживанию специалисты сервисных центров и организаций-партнеров «Элтра-Термо».

КИТАЙ — НЕ КОНКУРЕНТ

Кстати, о конкурентах — это тоже штрих к характеристике успешности, не правда ли? Это отнюдь не Китай, своим «дешево и сердито» угробивший немало российских и зарубежных производств. У Китая своей сервисной сети в отношении отопителей и подогревателей в России нет. Поэтому основными конкурентами на европейском рынке остаются крупнейшие немецкие концерны — это «Webasto» и «Eberspacher», исторически занимавшиеся производством предпусковых подогревателей, а также самарская компания «Адверс», выпускающая изделия под брендом «Теплостар».

Борьба за потребителя, который сейчас очень пристально смотрит не только на соотношение цены и качества товара, но и на эксплуатационные свойства и логистику, позволяет всегда быть в форме и искать новые преимущества, которые позволят предприятию держаться впереди остальных производителей. Переход на принципиально новый — импульсный — тип подачи топлива позволил еще плотнее приблизиться к европейскому качеству.

ЕДИНСТВО ТЕПЛА
И ХОЛОДА

Кстати, в производственную компанию «Прамотроник», помимо ржевского завода «Элтра-Термо», входит и Лихославльский радиаторный завод. Он был основан в 1959 году и является одним из ведущих производителей теплообменников для автомобильной промышленности России, выпускает лучшие в стране радиаторы. И потому девизом для компании стала вынесенная в заголовок фраза «ЕДИНСТВО ТЕПЛА И ХОЛОДА».

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *