НЕДОСТУПНАЯ МЕДИЦИНА

Право на получение медицинской помощи — одно из самых главных, незыблемых прав, закрепленных и Конституцией РФ в 41-й ее статье, и федеральным законом N№ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этим же законом устанавливается недопустимость отказа в медпомощи. Почему же в последнее время руководству ЦРБ Ржева поступило сразу несколько обращений о том, что ржевитянам отказывают в приеме врача-терапевта или специалиста, или в получении льготных лекарственных препаратов? Такого, конечно, быть не должно. И мы стали разбираться.

Сразу скажем: ни один из случаев не касался оказания экстренной медицинской помощи. Она должна быть предоставлена по первому обращению, даже вне зависимости от того, есть ли у человека местная прописка и медицинский полис. И такая помощь, естественно, оказывается неоспоримо. Наши же случаи оказались ситуациями другого порядка: как выяснилось, все те, кто захотел попасть на прием в поликлинику ЦРБ и не смог этого сделать, официально являлись пациентами другого лечебного учреждения. Причем — на основании собственной доброй воли и собственноручно написанного заявления — другое просто не предусмотрено законом. А вот как это могло стать возможным — давайте расскажем.

Право самостоятельно выбирать лечебное учреждение, чтобы обслуживаться там на основании предусмотренных системой обязательного медицинского страхования возможностей — одно из прав, диктуемых гражданину федеральным законодательством.

Для этого нужно просто написать заявление на имя главного врача выбранного лечебного учреждения. Но следует при этом понимать, что гражданин может быть прикреплен только к одной поликлинике.

Многие ржевитяне и несколько лет назад, и сейчас иногда посещают так называемую «железнодорожную» поликлинику, где традиционно обслуживаются работники РЖД и члены их семей. Но и не имеющие отношения к железной дороге ржевитяне иногда приходят к врачам-специалистам на Ржев-II. Сегодня бывшая железнодорожная поликлиника, которая нынче именуется поликлиникой N№ 2 НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Тверь ОАО «Российские железные дороги» (другие филиалы, N№ 1 и 3, расположены в Твери и Бологое), точно так же, как и поликлиника Ржевской ЦРБ, предоставляет медицинские услуги по программам в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации (ОМС). И поэтому логично, что кто-то из горожан выберет обслуживание именно там. Но оказывается, здесь есть нюансы, о которых мы сразу вряд ли задумываемся.

— Выбор любого учреждения — право пациента, — говорит главный врач Ржевской ЦРБ Анатолий Бегларян. — Никаких препятствий и проблем здесь нет. Гражданин собственноручно пишет заявление на имя главного врача выбранного лечебного учреждения, и к нам из этой организации приходит уведомление с просьбой открепить пациента для прикрепления его к другой организации. И с этого момента Ржевская ЦРБ данного пациента в рамках ОМС больше не обслуживает! Таким образом, порядка 2200 человек выбрали обслуживание в железнодорожной поликлинике.

Такой пациент лишается права обслуживания в ЦРБ Ржева. Что именно под этим подразумевается? На амбулаторный прием ему теперь нужно обращаться только в учреждение, к которому он прикреплен. Он не сможет у нас ни посетить терапевта, ни вызвать этого врача на дом (в вызове мы такому пациенту откажем). Не сможет здесь пройти диспансеризацию или профилактический медосмотр. Если пациент — житель района, то он, прикрепившись к другому учреждению, теряет право на плановое обслуживание врачами общей практики или ФАПа. Таков закон — государство на основании ОМС возмещает расходы на пациента именно тому учреждению, которое этого пациента обслуживает, то есть то, к которому он прикреплен. Это, разумеется, не касается оказания неотложной помощи — скорую пациент сможет вызвать в любом случае. Но сможет ли пациент, уйдя от Ржевской ЦРБ, вызвать терапевта на дом или посетить его прием в субботу, как в у нас в поликлинике — сказать не могу.

Кроме этого, открепившись от Ржевской ЦРБ, получатель льготных лекарств (того же инсулина) тоже теряет право выписывать и получать их у нас. Как это происходит обычно? Ржевская ЦРБ лицензирована для распределения лекарственных препаратов по ДЛО (дополнительное льготное лекарственное обеспечение), и на основании договора, заключенного с МУП «Аптека», в поликлинике работает пункт выдачи лекарств по льготному обеспечению. И это единственный пункт в Ржеве.

Лицензия у «ОКБ на станции Тверь» (головного предприятия железнодорожной поликлиники) есть тоже, но, судя по жалобам, за лекарствами пациентов отправляют именно в Тверь. Поэтому люди идут к нам! А получив закономерный отказ — пишут жалобы. По-человечески я их прекрасно понимаю и готов помочь. Но как руководитель бюджетного учреждения, не вправе ни выдавать лекарства, ни давать разрешение на прием: ведь это уже ни что иное как нецелевое расходование бюджетных средств.

В процессе разбирательства по написанным людьми обращениям стало понятно:  о том, что, прикрепляясь к железнодорожной поликлинике, пациенты теряют право на некоторые привычные процедуры, они попросту не знали. О том, что, написав заявление, они смогут обслуживаться в железнодорожной поликлинике, они знали. А вот о том, что при этом теряют возможность посещать Ржевскую ЦРБ — нет. И о том, что в железнодорожной поликлинике представлены не все узкие специалисты — люди не знали тоже. А это важно. Теперь попасть на прием к врачу-специалисту в Ржевскую ЦРБ пациенту железнодорожной поликлиники можно только при наличии направления от своего терапевта.

Получается, я как руководитель государственного бюджетного учреждения поставлен перед выбором: принимать пациентов, несмотря на их «приписку» к другому учреждению, и получить санкции от Фонда обязательного медицинского страхования за нецелевое бюджетное расходование, или отказывать в приеме, вызывая справедливые, с человеческой точки зрения, нарекания пациентов и провоцируя жалобы от них.

На днях я был с рабочим визитом в областном минздраве и узнал о подобной ситуации в Калининском районе: там частная медицинская организация рекламирует себя, с тем, чтобы население прикреплялось к ним — при этом она не имеет всех возможностей, которые должны быть у организации, работающей по системе обязательного медицинского страхования в рамках бесплатной медицинской помощи. И официально воздействовать на такие коммерческие организации со стороны минздрава сложно — они ему не подчиняются. Поэтому с претензиями пациенту нужно будет обращаться не в минздрав, не в государственное учреждение, а именно в то коммерческое, где он встал на обслуживание.

Обратный процесс прикрепления к госучреждению — той же Ржевской ЦРБ возможен, но только через год, поскольку по закону пациент имеет право менять лечебное учреждение не чаще одного раза в год (исключение — если он переехал в другой город и ему нужно встать на медобслуживание там).

***

Вот такая ситуация. Думается, она еще не исчерпана. Поэтому хочется предупредить жителей города и района: пользуясь предоставленными законом возможностями, старайтесь продумывать наперед все последствия и, подписывая документы, обязательно читайте их и не стесняйтесь задавать вопросы. В любом учреждении, а тем более — в медицинском. Ведь здоровье — это то, что напрямую влияет на все другие аспекты нашей жизни. И позаботиться о своем здоровье, своих правах и своем спокойствии в первую очередь должны вы сами.

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *