НЕБЕСНЫЙ ПУТЬ

Наш рассказ посвящен прыжкам с парашютом. Испытать на себе данный вид экстремального увлечения на сегодняшний день большой проблемы не составляет, были бы деньги и известная доля смелости. Однако когда в парашютном свидетельстве больше десятка отметок о совершенных прыжках, то повторять одно и то же, если не скучно, уж точно однообразно. Неизбежно возникает вопрос, что делать дальше? Для того, чтобы разобраться в этом побеседуем с моим другом Алексеем Цветковым, который пару лет назад серьёзно увлекся парашютным спортом. У него в копилке уже 92 прыжка, и останавливаться на достигнутом не собирается.

К слову, совершить первый прыжок Алексея уговорил автор этих строк, но потом он, что называется «ушел в отрыв». Впрочем, сам Лёша считает, что спортсменом-парашютистом его называть пока рано, он только окончил вторую программу обучения, перешел с круглых парашютов на парашюты «крыло». Мы не будем пытаться подробно разбирать все нюансы программ обучения или парашютного спорта как такового, а просто постараемся объяснить базовые понятия и ответить на вопросы, которые могут возникнуть у человека, не знакомого с этим видом спорта.

Первый вопрос: где? Аэроклубов относительно недалеко от Ржева, в принципе, хватает. Самый ближний аэроклуб — в Старице, есть также Змеево под Тверью, а если ехать в сторону Москвы — Алферьево под Волоколамском или Ватулино под Рузой. Алексей выбрал для себя последний вариант.

— Обычно новички прыгают с парашютом Д-6, — рассказывает Алексей. — Но эта модель не имеет собственной горизонтальной скорости, из-за чего практически неуправляема. Можно развернуться в нужном направлении, но это, пожалуй, и всё. В Ватулино после трех прыжков с Д-6 можно перейти на прыжки с ПТЛ-72 — это уже управляемый парашют, у которого есть горизонтальная скорость 3,5 м/с. Соответственно, можно работать на точность, и высота выхода из самолета больше. С этой моделью есть варианты прыжка от 10 до 45 секунд стабилизированного падения, когда после прыжка из самолёта у парашютиста раскрыт маленький, стабилизирующий парашютик, а после нужного времени в работу вводится основная система. Но это тоже интересно только до определённого времени. Впрочем, на круглых парашютах прыгает довольно много народа. Тем более, что ПТЛом ряд управляемых моделей тут не ограничен. Например, наш клуб организует каждое лето прыжки на воду: это и развлечение, и тренировка. Случаи бывают разные, и надо знать, что делать, если вместо приземления вышло приводнение. Прыжки производятся в Рузское водохранилище, а чтобы можно было точно попасть в цель, используется хорошо управляемый парашют Т-4. Могу назвать еще УТ-15, который считается в мире самым лучшим среди куполообразных парашютов. У него самое лучшее сочетание вертикальной и горизонтальной скоростей — по 5 м/с, что дает аэродинамическое качество купола равное единице.

Совершив несколько прыжков с ПТЛ-72, Алексей решил для себя, что надо либо переходить в спортивные дисциплины, либо прыгать пару раз в год просто ради удовольствия. Дальше есть два варианта обучения, вернее даже три, но комбинированный вариант в силу ряда объективных причин непопулярен. Простой, но в тоже время дорогой метод — это пришедший из западных стран  Accelerated Freefall (AFF) — прогрессивный курс обучения свободному падению. Включает в себя теоретическую и практическую подготовку. Все прыжки совершаются с парашютом типа «крыло» с высоты 4000 метров, с одним или двумя инструкторами. Свободное падение длится около минуты. После открытия парашюта действия ученика контролируются с земли и корректируются по рации. Преимущество в том, что обучение проходит быстро, и буквально за пару недель можно отпрыгать весь курс. Но есть и недостатки, в первую очередь то, что выработать необходимые рефлексы за короткий срок почти невозможно. А в полете от этого зависит безопасность. Поэтому, а также из финансовых соображений, Леша выбрал для себя «путь самурая» (как любят шутить в аэроклубе) — классическую советскую программу.

— Её еще называют вторая программа, — поясняет Алексей. — Первая программа — это ознакомительные прыжки, которые можно совершить в любом аэроклубе. Курс обучения по второй программе отличается в зависимости от места, где проводится. В некоторых клубах, помимо выполнения всех обязательных заданий, по ходу обучения меняется модель парашюта от Д-1-5у до УТ-15 (это всё куполообразные модели). У нас первые прыжки были  на Д-1-5 серии «6», он неуправляемый в отличии от серии «у», но на этой модели делается буквально несколько первых прыжков, где задача просто правильно выйти из самолета и приземлиться на площадку. Затем до конца обучения идут прыжки с парашютом Д-1-5у. В отличии от AFF все прыжки совершаются ученииком самостоятельно, инструктор просто следит из люка самолета. Кроме того программа сильнее растянута по времени, если финансово накладно и не так много свободных выходных — можно хоть в течение года ее выполнять. Всего во второй программе 11 упражнений, каждое из которых надо выполнить по два раза на оценку «хорошо». Причем, что важно, сделать это надо подряд. То есть, если первый раз получилось, а во второй — нет, придется сдавать упражнение сначала. По высоте выхода из самолета прыжки начинаются с 600, а заканчиваются 2000 метрами. Все упражнения можно условно разделить на несколько этапов. Первый призван научить правильно выходить из самолета. Естественная реакция человека в экстремальной ситуации — сжаться в позу эмбриона, что обычно и происходит при ознакомительных прыжках. Спортсмены же должны лечь на поток воздуха в позе, которая среди парашютистов называется «коробочка» — животом вперед, расставляя руки и ноги. Сначала ты просто выходишь на поток, парашют вытаскивается веревкой, потом для его раскрытия надо дергать кольцо. Дальше учат не просто выходить из самолета в правильной позе, а еще стабильно в ней падать, чтобы не крутило и не переворачивало.

Когда стабильное падение освоено, надо выполнить простые элементы: спираль — оборот на 360 градусов, и сальто назад. Заключительное упражнение — это имитация прыжка с парашютом «крыло». Дело в том, что у круглых парашютов кольцо находится на груди, а на «крыле» бобышка вытяжного парашюта расположена на ранце сзади справа. Все действия второй программы направлены на наработку моторики у спортсмена. После этого, пройдя инструктаж, можно хоть в тот же день прыгать с парашютом «крыло».

Затем в аэроклубе Ватулино существует неофициальная программа «два с половиной». Где парашютистов учат уже правильно летать с «крылом». Здесь, помимо особенностей управления парашютом, есть еще и другие типы выхода из самолета, но описать все нюансы в рамках одной заметки невозможно. Недаром этому посвящена целая обучающая программа. Кроме того сдаются правила поведения в воздухе: парашютист в свободном падении обладает большой скоростью, и тут важно не протаранить своих товарищей. Также сдается правильная укладка парашюта в ранец.

В дальнейших планах Алексея — обучение групповой акробатике, после чего освоение костюма вингсьют (wingsuit). Для тех, кто не знаком с данным названием, поясним — это такой костюм-крыло, чем-то напоминающий по конструкции перепонки белки-летяги. На этом, пожалуй, стоит поставить точку в нашем рассказе. А те, кому стало интересно, могут приехать в любой аэроклуб и узнать всё более подробно.

Владимир КУТУЗОВ

Фото из архива

Алексея ЦВЕТКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *