МЫ ПОМНИМ ПРАВДУ О ВОЙНЕ

К 75-летию освобождения Ржева и района
от немецко-фашистских захватчиков
Если о ветеранах Великой Отечественной войны, а также тружениках военного тыла говорится много, в высшей степени заслуженно и гордо, то об узниках немецких концлагерей, как правило, вскользь. Тем временем уходят из жизни чудом выжившие (их буквально единицы) бывшие узники Бухенвальда, Освенцима, Треблинки и Саласпилса, десятков концентрационных, сортировочных лагерей на оккупированной советской территории. К мученикам гитлеровского зловещего «нового порядка» горестная правда о войне относит и несовершеннолетних узников фашизма.
До сих пор малоизвестна ужасающая цифра — более 5 миллионов детей были узниками концлагерей и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Ужас рабского унижения матерей, постоянные глумления, медицинские эксперименты над ни в чем не повинными людьми, угнанными в Германию в качестве подростковой «рабочей силы». По данным Международного союза бывших малолетних узников фашизма, тогда остался в живых только один из десяти детей.
Потрясла недавняя встреча, точнее, исповедь трех хорошо знакомых мне людей, которым выпала эта доля. У каждого за плечами успешная дальнейшая уже взрослая судьба состоявшихся, неординарных и, что особенно дорого, светлых по складу характера людей: это Анна Михайловна Смирнова — капитан внутренней службы в отставке, ветеран ВОв, УИС, начальник спецчасти СИЗО, Валентна Михайловна Новикова — старший прапорщик внутренней службы, ветеран ВОв, УИС, фотодактилоскопист, Александра Семеновна Голубева — старший прапорщик внутренней службы, младший инспектор отдела режима, ветеран ВОв, УИС.
Из рассказа Анны Михайловны: «22 июня 1941 года самый страшный день — началась война. Я хорошо помню, как моя семья пережила это страшное время. Родилась я в семье железнодорожника в Ржеве в 1935 году. Отец мой работал в депо кузнецом, мать — телефонисткой. У нас был свой дом, хозяйство, в семье был достаток, старшие дети учились, хорошо жили. В Ржеве все знали отца как настоящего голубятника, он разводил и держал хороших породистых голубей, к нему приезжали за голубями для показа на Красной площади Москвы. Жили мирно и вдруг по радио объявили войну, а в октябре 1941 года в город вошли немцы. Люди боялись выходить из домов, а в конце 1942 года жителей стали железнодорожными эшелонами вывозить в Германию, сначала сгоняли по улицам, кого в церковь, а нас согнали в следственный изолятор. Когда нас гнали по улице Карла Маркса, произошло страшное. Мы не могли идти быстро с мамой, которая держала на руках недавно родившегося братика, мы отставали, тогда немецкий конвоир ударил мать прикладом винтовки по плечу, мать выронила ребенка и в тюрьму принесла его уже мертвым, а впоследствии из-за ушиба мать потеряла руку. Из тюрьмы нас загрузили в товарный вагон и отправили в Германию.
Но на станции Сычевка Смоленской области наш эшелон разбомбили, после чего нас сняли с поезда и погнали в концлагерь, который находился в поселке Юшино Смоленской области. В марте 1943 года нас освободили. Нахождение в лагере помню плохо, так как дети все очень сильно болели и были истощены. Когда нас освободили, многих детей выносили на руках.
Ржев был разрушен, дом наш сгорел. Остановились в деревне Высокое Смоленской области. Мужчин не было, работали одни женщины, нас, детей, заставляли собирать колосья, заготавливать дрова, и нам начисляли за это трудодни. В моем «детстве» детства не было. Мы в 10 лет были взрослыми, и чтобы выжить мы ходили по деревням, просили милостыню. Люди давали нам в основном картошку и хлеб. Прожили мы на Смоленщине два года. Нас тянуло в Ржев, который восстанавливали жители. Был страшный голод, люди ели крапиву, лебеду, мать ходила копать на колхозные поля мерзлую картошку, потом стали выдавать хлебные карточки, одежды не было, приходилось носить ботинки со старшей сестрой по очереди. Отцу на железной дороге выдали доски, из которых он построил времянку, где мы стали жить.
Училась я в железнодорожной школе N№ 1 города Ржева. По окончании 7 классов пошла учиться в школу рабочей молодежи, окончив 10 классов, поступила работать в Ржевский народный суд. В 1953 году была назначена заведующей делопроизводством, затем начальником спецчасти СИЗО-3 с присвоением офицерского звания. В 1988 году уволена на пенсию по достижении предельного возраста в звании капитана внутренней службы».
Тема войны сейчас в мире более чем актуальна. Потому мы не должны забывать историю и факты вплоть до мельчайших подробностей из воспоминаний очевидцев, которым пришлось когда-то пройти через кровавое месиво унижающего уничтожения человечества.
Своим долгом Анна Михайловна считает донести правду о страданиях малолетних узников до подрастающего поколения: «Мы должны работать с молодежью. Им необходимо знать всю правду о войне. Сейчас идет какое-то искривление истории: кто угодно приписывает себе победу… А мы — очевидцы этой войны, считаем своей обязанностью рассказать о ней молодому поколению. Это важно потому, что даже в наше мирное время находится место проискам фашизма, терроризму… И кто это творит сейчас?! Молодежь… Мне страшно, когда я вижу по телевизору их, молодых, вскидывающих руку в нацистском приветствии… А нам так хочется, чтоб молодежь была духовна, моральна, вовлечена в хорошие дела для того, чтоб подобное никогда не повторялось, чтобы не страдали самые незащищенные, самые слабые. Сейчас, в преддверии 75-й годовщины освобождения Ржева, я обращаюсь к молодеж! Ваши деды защитили наш народ, принесли нам свободу, а теперь все ложится на ваши плечи. Именно вы, молодые, теперь ответственны за нашу Родину. Ведь самое главное — это мир на земле и ясное небо!..»
В нашем городе уже стало доброй традицией поздравлять жителей со значимыми в их жизни датами. Они вдвойне приятны, если юбиляр встречает их с оптимизмом и в добром здравии. 5 февраля свой 85-летний юбилей отпразднует ветеран Великой Отечественной войны Анна Михайловна Смирнова.
Коллектив СИЗО-3 сердечно поздравляет Анну Михайловну с юбилеем!
Сергей ЧУРИЛОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *