ПАЛЫЧ С МАЛОЙ БРОННОЙ

Знакомы давно, а потому и зову его просто Палычем. А когда-то, 50 лет тому назад, для своих армейских сослуживцев он был просто Андреем.

Родился Андрей Павлович Гуменюк в Москве. Отец — строитель. В своё время строил в столице проспект Калинина, который теперь называют Новый Арбат. Мать работала в магазине.

Жил Андрей Гуменюк на улице Малая Бронная, что рядом с Патриаршими прудами (у которых, как говорят, до сих пор появляются невидимые тени Булгаковских героев) …

ПРИЗВАТЬ
В ПОГРАНВОЙСКА

Нынешнему празднику, который носит название День защитника Отечества, исполняется ровно сто лет: с даты создания Красной Армии, преемницами которой стали Советская и Российская армии. А 28 мая, в День пограничника, будет отмечаться столетие создания погранвойск. Обе эти даты в полной мере относятся и к Андрею Павловичу Гуменюку.

Тогда, после окончания школы, пришло и его время пополнить армейские ряды. В военкомате сказали: будешь призван в погранвойска.

Призывался он 5 ноября 1968 года из Москвы. Так что, до свидания, Малая Бронная, до свидания, Патриаршие пруды, у которых ребята-школьники гуляли с девчонками.

Отправляясь по призыву на Дальний Восток, Андрей Гуменюк тогда ещё не знал, да и не мог знать, что ему предстоит стать свидетелем и участником событий, которые отдельной главой навсегда войдут в историю советских погранвойск, да и в историю нашей страны, как события на острове Даманский.

До Хабаровска летели на самолёте. Над облаками. Попал Андрей Гуменюк в Хабаровск, в учебное подразделение погранвойск, которое ещё называли школой младших командиров, в автороту. Здесь, в «учебке», он впервые сел за руль автотранспортного средства, и с тех пор водительская профессия стала его основной жизненной специальностью. Пятьдесят лет водительского стажа — это не шутка.

Будучи в «учебке», на «ГАЗ-52» возил комбата. Но пробыть в учебном подразделении пришлось недолго. Через пять месяцев их набор выпустили досрочно, присвоив всем звания младших сержантов. Назревали грозные события.

СОБЫТИЯ НА ОСТРОВЕ ДАМАНСКИЙ.
МАРТ 1969 ГОДА

В середине 60-х годов прошлого века в Китае началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция». Крайне обострились советско-китайские отношения. Главным объектом противостояния тогдашним пекинским руководством была выбрана советско-китайская граница. Искусственно созданная пограничная проблема стала раздуваться. Апогеем антисоветского курса Пекина явились крупномасштабные вооружённые провокации на советской границе в марте 1969 года.

2 и 15 марта 1969 года китайские военнослужащие нарушили советско-китайскую границу на реке Уссури — в районе острова Даманский.

Остров Даманский, тогда принадлежавший СССР, имел ширину примерно 300 метров и длину 500 метров, в зависимости от уровня воды в Уссури, и был вытянут в длину вдоль китайского берега, от которого его отделяла узкая протока шириной около 47 метров. Расстояние от нашего берега до Даманского было значительно больше — примерно 220 метров.

События развивались следующим образом. В ночь на 2 марта 1969 года, воспользовавшись темнотой и снегопадом, подразделение регулярной армии Китая в количестве до трёхсот человек, нарушив Государственную границу СССР, вторглось на остров и устроило засаду. Навстречу нарушителям вышли пограничники во главе с офицером Иваном Стрельниковым. По ним китайцы в упор открыли огонь из автоматов. Одновременно начался автоматный и миномётный огонь по другой группе советских пограничников, которую возглавлял младший сержант Юрий Бабанский. Вскоре к месту событий прибыла мотоманевренная группа во главе со старшим лейтенантом Виталием Бубениным. Столкновение было ожесточённым.

Следующую вооружённую провокацию на границе китайцы осуществили 15 марта 1969 года. В общей сложности тогда нашу границу штурмовал пехотный полк НОАК при поддержке двух танков, артиллерии и миномётов. За это время остров переходил из рук в руки несколько раз, но в отличие от событий 2 марта, пограничники отбивали остров уже не одни, а во взаимодействии с регулярными частями Советской Армии. В районе Даманского было развёрнуто мотострелковое соединение со всеми полагающимися ему средствами огневой поддержки, а также ряд других воинских частей, участие которых в боестолкновениях, однако, тогда не афишировалось.

В тех боестолкновениях понесли потери части и подразделения 45-го армейского корпуса, направленные для оказания отпора нарушителям границы, а также пограничники. Погиб и начальник Дальнереченского пограничного отряда, полковник Демократ Владимирович Леонов. Он посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза, а его имя теперь носит одна из пограничных застав на реке Уссури.

ВСПОМИНАЕТ
АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ ГУМЕНЮК

В начале марта 1969 года личный состав «учебки» подняли по тревоге и направили к границе, в распоряжение Дальнереченского погранотряда. Поначалу Андрею дали «ЗиЛ». Возил боеприпасы на позиции. Оттуда — груз 200 и груз 300 (кто не знает, так обозначают погибших и раненых). Потом назначили водителем «Урала», на котором была смонтирована установка «Град». Старшим установки был младший лейтенант. Он включал пульт управления. Залп. Потом садились в машину и ехали на загрузку, и снова на позиции, снова залп.

Ещё почти полгода, до сентября 1969 года, в районе острова было неспокойно. Пограничники, оборудовав на окрестных сопках огневые точки, регулярно вели огонь по вспаханному снарядами реактивных установок «Град» и 122-мм гаубиц острову, когда на него пытались высадиться китайцы. Советские воины, соблюдая верность присяге, до конца выполнили свой патриотический долг, встав на защиту Отечества. Впрочем, в то время Андрею Гуменюку и его сослуживцам об этом как-то не думалось.

Окончательно ситуацию вокруг Даманского разрешила встреча на высшем уровне председателей правительств СССР и КНР в сентябре 1969 года в Пекине. Подписанное соглашение сохраняло статус-кво границы и исключало применение оружия при разрешении спорных вопросов.

В дальнейшем советско-китайские отношения стали налаживаться. В начале 90-х годов прошлого века, после проведения работ по демаркации советско-китайской границы, часть островов на реке Уссури, в том числе и Даманский, были переданы Китаю (говорят, что сейчас на Уссури такого острова не существует). Однако для нас Даманский остаётся не просто географическим названием, а символом мужества и воинского долга, исполненного, советскими воинами, среди которых были мотострелки, артиллеристы, танкисты, сапёры и, конечно же, пограничники, а среди них и Андрей Гуменюк.

Позднее Андрея перевели служить в город Уссурийск, на погранзаставу, где когда-то служил знаменитый пограничник Карацюпа, Герой Советского Союза, задержавший со своей служебной собакой множество шпионов и диверсантов. Об этом на заставе напоминал плакат «Воин, гордись, что служил на заставе, где служил Карацюпа…» (есть и такое фото в альбоме Андрея Павловича).

Лично Андрей Гуменюк шпионов и диверсантов не задерживал. Служил водителем. Когда наступало дежурство, подгонял свой «ГАЗ-66», сажал дежурный наряд и вёз на участок границы. Обратно привозил на заставу сдавших смену пограничников.

Демобилизовался Андрей Павлович 11 декабря 1970 года в звании старшего сержанта, командиром многоколёсных и гусеничных машин, как записано в военном билете. Со значком «Отличника погранвойск» на груди.

Перед дембелем в штабе предлагали ему не оставлять армейскую службу, а поступать учиться в военное пограничное училище, как это сделал герой Даманского сержант Бабанский (Бабанский, отличившийся в тех событиях, стал Героем Советского Союза). Но Андрей Павлович от военного училища отказался. Хотелось домой. В Москву. На Малую Бронную, что возле Патриарших прудов. Начиналась гражданская жизнь.

НА ГРАЖДАНКЕ

После армейской службы Андрей Павлович Гуменюк работал во многих организациях, но всегда водителем.

Сразу после армии трудился по вольному найму в автобазе Министерства обороны. Возил на «Волге» генерал-майора артиллерии. Потом — в автобазе Генерального штаба, возил генерал-лейтенанта ПВО Москвы. Но тянуло посмотреть просторы необъятной Родины. Ушёл в «Геологоразведку». Вместе с геологами объездил север и юг страны, Сибирь. Впечатлений от этого накопилось уйма. Затем снова обосновался в столице. Устроился на работу в гараж Академии наук. Возил самого президента Академии Петра Воротильникова, о чём тоже напоминают старые фотографии в его альбоме.

Потом было очень много всего. И работа в Москомспорте, и в такси. И всё за рулём автомобиля.

Волею судьбы Андрей Павлович оказался в Ржеве. Женился на ржевитянке по имени Алла. С тех пор и зову его — Палыч. Есть в этом слове что-то тёплое и уважительное к человеку, о котором можно написать не только газетную публикацию, но и целую книгу.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *