ЗАБЫТОЕ РЕМЕСЛО

Зимний вечер, зыбкий свет лучины. Девушка у прялки негромко напевает песню, задумчиво смотрит в заснеженную даль, проворные руки тянут тонкую нить… Еще каких-нибудь сто лет назад такая картина была неотъемлемой частью крестьянского быта. Все зимние месяцы в каждом доме жужжали прялки. От того, насколько аккуратны, прилежны и трудолюбивы были женщины, зависело благосостояние семьи. Одним из основных требований к невесте было умение прясть.

В наши дни это ремесло почти забыто. И все же есть рукодельницы, хранящие секреты мастерства русских прях.

В 2016 году наш город праздновал свое 800-летие. Приехавшим на празднование немецким и польским гостям была предложена обширная и интересная программа. Один из ее пунктов — посещение фольклорно-этнографического центра ГДК. Тому, кому посчастливилось быть гостем ФЭЦ, не надо объяснять, как умеет принимать гостей хозяйка центра Алевтина Петрова. Сразу у порога клуба немцев и поляков подхватили, закружили в русском хороводе артисты фольклорного ансамбля «Игрицы». Гости были в восторге! Мэр города Легионово Роман Смогоржевский, неоднократно бывавший в Ржеве и видевший все наши достопримечательности, от души восклицал: «Ну, ржевитяне, вы меня удивили! Такого я еще не видел!»

Среди танцев, шуток-прибауток, задорных песен мы не сразу заметили пряху. Она скромно сидела у печки и сосредоточенно пряла свою пряжу. И такое в ее позе и ловких неторопливых движениях было умиротворение, что уставшие от веселья гости постепенно подходили и присаживались рядом, с интересом следили за завораживающим процессом прядения, задавали вопросы, фотографировали. Роман даже попросил мастер-класс и сам попробовал прясть.

Пряха — Галина Ивановна Незванкина, мастерица клуба «Берегиня» Городского дома культуры, с удовольствием отвечала на вопросы о своем увлечении, с большим терпением и улыбкой отнеслась к нашим неуклюжим попыткам повторить ее движения и получить хотя бы какое-то подобие нити.

Еще тогда я решила, что обязательно должна поговорить с Галиной Ивановной, поподробнее расспросить ее о таком удивительном хобби. Благодаря Алевтине Ивановне Петровой такая встреча состоялась. Разговор у нас зашел и о прядении, и о рукоделии в целом и, конечно, о жизни.

Судьба Галину Ивановну, как и многих людей ее поколения, не баловала. Ее дед уехал из голодающего Поволжья в сытый и хлебный Узбекистан. Там семья и обосновалась. Война отняла у Гали родителей — мама умерла, а папа не вернулся с фронта. Росла она в детском доме. После окончания фабрично-заводского училища жила в Хорезме. Вышла замуж, получила высшее образование, родила дочь. Можно было бы сказать, что вся жизнь прошла в солнечном Узбекистане. Но Ферганские события заставили их, русских, перебраться на свою историческую родину. Родственников в России у выросшей в детдоме Галины Ивановны не было. Пришлось поехать туда, где можно было быстро найти работу и жилье — в Тверскую область. Сначала все вместе жили в Нелидовском районе, потом, когда выросли внуки, Галина Ивановна перебралась в Ржев. Доброжелательная, любящая живое общение, она пришла в Городской дом культуры, где нашла и друзей, и единомышленников.

Прясть Галина Ивановна научилась очень давно, еще в Узбекистане. Она шутит, что подтолкнуло ее к этому природное любопытство и случай.

Ехала она как-то раз в поезде и купила на станции верблюжьей шерсти. Решила простегать одеяло. Всю третью полку ею забила. Приехала, постирала, и стало шерсти так мало, что ни на какое одеяло не хватит. Что делать? Соседка-бабушка и посоветовала: «Спряди да свяжи себе платок». Она-то и показала, как на веретене работать, и свое веретено подарила.

Первая нить сначала получалась странная — местами чуть ли не в палец толщиной, а местами — тоньше швейной. Но Галя все-таки с поставленной задачей справилась и платок себе связала! А потом стало получаться все лучше и лучше, что доказывает старую, как мир, истину — любое дело надо доводить до конца, не останавливаться после первой же неудачи.

— Прясть на веретене я научилась хорошо. А потом кто-то то ли выкидывал, то ли продавал самопрялку. Вот я ее и приобрела. Разница между прядением на веретене и на самопрялке большая. На самопрялке и быстрее, и легче, да и нить получается намного ровнее, так как можно регулировать ее толщину скоростью верчения колеса. С тех пор вот и пряду.

На мой вопрос о том, сколько времени она может провести за прялкой, Галина Ивановна ответила, что она человек азартный и может просидеть хоть целый день.

— Напала охота — буду прясть и прясть. В это время и мечтать, и петь можно. Например, мою любимую:

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

У окна сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Коса у Галины Ивановны в молодости и правда была густая и русая. Кстати, представить, какой красавицей она была, совсем не сложно. До сих пор ее глаза горят интересом к жизни, любовью к труду и уважением к людям.

Она — человек щедрой души, и с удовольствием поделилась бы всем, что умеет сама. В Узбекистане научила прясть многих своих подруг и соседок. А вот ни дочка, ни две внучки прядением не заинтересовались. Правда, у Галины Ивановны целых шесть правнучек. Так что надежда, что найдется продолжатель семейной династии прях, еще есть.

Да и многочисленные гости фольклорного центра, среди которых много детей, с удовольствием наблюдают за работой мастерицы. Но серьезного желания сесть за прялку и научиться этому старинному ремеслу пока не изъявил никто.

В день нашей с Галиной Ивановной встречи в центр на экскурсию пришли ученики 11-й городской школы. Галина Ивановна показала им процесс прядения, рассказала, как именно и из чего можно делать пряжу, дуэтом с Алевтиной Ивановной спела песню про молодую пряху. По окончании экскурсии я спросила у ребят: кто из них хотел бы стать учеником Галины Ивановны? Руки подняли многие, в том числе и мальчики. Трудно судить, насколько искренне это желание. Однако было решено, что желающие в ближайшее время смогут прийти в ФЭЦ на мастер-класс. И возможно, однажды у Галины Ивановны все же появится такая же любознательная и усердная ученица (или, чего на свете не бывает, ученик), какой она сама была в молодости.

Для того, чтобы полюбить это ремесло, по мнению мастерицы, к нему надо «прилипнуть». Дано это не всем. Например, свою лучшую подругу ей научить так и не удалось. Не хватило той терпения и усидчивости.

Галина Ивановна считает, что главная причина того, что это ремесло уходит в прошлое, — отсутствие практического его применения. Гораздо проще и легче купить фабричную пряжу любого состава и оттенка. К тому же, для ручного прядения достаточно сложно найти сырье, да и стоит оно недешево. Темп современной жизни оставляет все меньше времени на увлечения и хобби. Особенно на такие, которые требуют сосредоточенности и внимания. Но кто станет отрицать, что носки, связанные из домашней пряжи любящими руками, греют как-то совсем по-другому? Что лечебный пояс из собачьей шерсти — настоящее спасение для больной спины? Что варежки из кроличьего пуха необыкновенно теплые и красивые?

В наши дни пряха должна не только освоить и полюбить процесс, но и найти пути сбыта своих изделий. А это сложно.

Моя собеседница искренне надеется, что наши исконно русские ремесла не будут окончательно забыты, а изделия ручной работы не вытеснит дешевый китайский ширпотреб.

— Я вот тут купила мышеловку. И эта несчастная мышеловка и то сделана в Китае. Неужели нельзя все организовать так, чтобы у нас, в России, их делали инвалиды или дети в школе на уроках труда? Почему все нужно везти из Китая? — сокрушается моя собеседница.

Она, конечно, права. Например, для того, чтобы прясть, не нужно никакого сложного оборудования. Веретено вполне можно сделать самому. И пока еще есть мастера, которые могут изготовить по специальному заказу самопрялку.

Как и любая мастерица, Галина Ивановна на одном увлечении не замыкается. Она вяжет и вышивает. На ее плечи накинут оренбургский платок, связанный своими руками. А ее вышитыми картинами можно полюбоваться в фольклорно-этнографическом центре. Но в последние годы стало подводить зрение. Вышивать получается только с лупой. А вот вязать, а уж тем более прясть, можно даже наощупь. В старину и пряли-то в основном в сумерках, при тусклом свете лучины. И теперь этим видом рукоделия могут заниматься люди даже с плохим зрением, в любом возрасте. Было бы желание, считает мастерица.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *