Ржев спас Москву

Научно-практическая конференция «Ржевская битва — рубеж славы, стойкости духа, жертвенного подвига, беспримерного мужества и отваги бойцов Красной Армии в защите Москвы» состоялась 1 марта в музее Победы на Поклонной горе в Москве. Подобные конференции проводятся традиционно по инициативе администрации Ржева и Ржевского района, Совета ветеранов и при поддержке правительства и Законодательного собрания Тверской области, руководства Союзного государства, Российского военно-исторического общества и Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Наш город на конференции представляли ветераны Великой Отечественной войны Е.С. Книга и Е.М. Шелехов, главы Ржева и района, учащиеся школ, представители общественности, депутаты, журналисты.

В этом году конференция была приурочена к юбилейной дате — 75-летию окончания Ржевской битвы. Каждый с детства знает о том, что происходило на ржевской земле в те страшные 17 месяцев оккупации, какую цену пришлось заплатить солдатам и мирным жителям за освобождение города.

То, что эти беспрецедентные по масштабу потерь и ожесточенности сражений события долгое время было принято считать боями местного значения, замалчивать количество жертв, является исторической несправедливостью. В наши дни благодаря истинным патриотам нашего города о Ржевской битве стали говорить с высоких трибун, признав её значение в защите Москвы и исходе сражения под Сталинградом. Она стала объектом исследований российских и зарубежных историков. Вряд ли когда-нибудь будет выработано единое мнение и окончатся споры. Но принизить подвиг простых солдат, сражавшихся под Ржевом, уже не получится никогда.

Ежегодные встречи в музее на Поклонной горе стали дискуссионной площадкой для тех, кто изучает Ржевскую битву, местом, где очевидцы и непосредственные участники тех событий могут поделиться своими воспоминаниями. К сожалению, в живых их остается все меньше.

География мест, где живут друзья нашего города и те, кто интересуется его историей и готов отдать дань памяти погибшим под Ржевом, впечатляет. 1 марта в зале полководцев музея Победы присутствовали делегации из городов Тверской области, Москвы, Лотошино, Волоколамска, Подольска, города-побратима Слуцка, Красноярска и многих других. Открыла конференцию ее бессменный организатор и идейный вдохновитель председатель Совета ветеранов Ржева и района Галина Мешкова. Участников приветствовали заместитель председателя правительства региона Андрей Белоцерковский, представители музея Победы и Министерства обороны РФ.

Программа выступлений была насыщенной, и конференция длилась дольше запланированных двух часов. Участник Великой Отечественной войны, генерал армии, президент РАН, доктор военных и доктор исторических наук, профессор, член Российского комитета Победы Махмуд Гареев убежден: бои под Ржевом, Вязьмой и Сталинградом были звеньями единой стратегии. Поэтому говорить о стратегических ошибках советского командования, по его мнению, недопустимо. Большие потери все же оправданы той великой целью, которую удалось достичь.

Однако, слушая видеобращение участника боев за Ржев, писателя, Почетного гражданина Ржевского района Петра Михина, сложно сосредоточиться только на стратегической целесообразности и достигнутых целях. Представляя себе траншеи, вырытые на расстоянии 100-200 метров от траншей противника, и землю между ними, где в три слоя лежали погибшие солдаты, невольно задумываешься: есть ли предел человеческой выносливости? Голодные и обессилевшие, под шквальным огнем сытого и хорошо вооруженного противника бойцы поднимались и по трупам товарищей шли за своими командирами на верную смерть. О чем они думали в тот момент? По мнению Михина, немцам для победы под Сталинградом не хватило 50 тысяч бойцов. Ржев сковывал силы противника, не давая перебросить подкрепление под Сталинград. Немцы под Ржевом потеряли до 80% личного состава! Действующие дивизии Красной Армии за время боев трижды полностью обновляли свой личный состав. Свидетельства Петра Алексеевича можно назвать одними из самых важных, бесценных, требующих бережного сохранения и переосмысления.

Лично мне, человеку, далекому от точной исторической науки, была очень заметна огромная разница в цифрах погибших под Ржевом в выступлениях участников конференции. Махмуд Гареев упомянул 400 тысяч безвозвратных потерь. Ростислав Мединский, советник председателя РВИО, говорил о 1,3 млн. погибших — на 200 тысяч больше, чем в Сталинградской битве. Михаил Ножкин озвучил цифру в 2,5 и более миллиона погибших. К сожалению, точную цифру вряд ли удастся установить, даже если будут рассекречены советские и немецкие архивы… Историкам, безусловно, есть над чем работать. Данные о потерях очень важны для восстановления исторической правды. Ведь за ними стоят жизни реальных людей, судьбы их родственников, которые так и не дождались своих близких.

В этом смысле очень символично прозвучали слова еще одного участника боев за Ржев военного летчика, генерал-майора в запасе Алексея Рапоты. Он сказал, что Ржев заставил его, зеленого юнца, повзрослеть. Как и сотни тысяч молодых парней, большинство из которых так и остались навеки в ржевской земле.

Стремительное появление любимого всеми ржевитянами народного артиста РСФСР, поэта, композитора, Почетного гражданина города Ржева Михаила Ножкина вызвало необыкновенное оживление в зале. Он эмоционально говорил о том, что до сих пор не сказана вся правда о тех событиях, что Ржеву не возданы подобающие ему почести, о том, что не выплачен долг признательности за спасение Москвы. Как было не аплодировать его словам о том, что не Москву надо строить до бесконечности, а развивать Ржев и другие малые города России! Тогда никто не будет рваться в столицу, которая и так уже разрослась до немыслимых пределов. Он успел заклеймить и не чистых на руку чиновников, и внешних врагов России, которые успешно замаскировались под «партнеров», и поговорить о межнациональном согласии и значении акции «Бессмертный полк».

А затем зал стоя подпевал пронзительным строкам «Я убит подо Ржевом» в исполнении Михаила Ножкина.

Выступившая далее дочь маршала Советского Союза Наталья Конева попыталась найти ответ на вопрос, почему ее отец и маршал Жуков почти не затрагивали тему Ржевской битвы в своих немногочисленных воспоминаниях и мемуарах. Шли 60-е годы, и, возможно, эти события еще требовали осмысления? Впереди еще много вопросов для изучения и анализа. Но нельзя забывать: командование долж-но было мыслить глобально. А главной стратегической задачей была победа на всем советско-германском фронте. Свое мнение дочь маршала Конева высказала и о строительстве Мемориала советскому солдату под Ржевом. Встречи и конференции, подобное общение, по ее словам, необычайно важны. Но не менее важен «камень» — место, куда каждый может прийти преклонить голову, вспомнить, попросить прощения. Из всех предложенных к рассмотрению эскизов ей лично больше всего понравился вариант с взлетающими в небо журавлями. Сама идея — очень трепетная и проникновенная. А песня «Журавли» была любимой песней ее отца, символом непролитых слез солдат, которые в обычной жизни не плакали.

Очень трогательным и сердечным было выступление внучки Елены Ржевской Любови Сумм. Многие сетуют, что Ржев так и не стал городом-героем. Но, по мнению Любови Борисовны, это и не важно. «Он стал городом-мучеником, показавшим миру пример силы духа, величия души, милосердия. В своей книге «Ближние подступы» Елена Ржевская писала «Войну выиграет тот, кто проявит великодушие». Ржев свою войну, бесспорно, выиграл. И даже не силой оружия, а силой милосердия и великодушия», — сказала она. Муж Елены Ржевской Павел Коган, погибший на Малой земле, в своем дневнике писал «Человек — это чело века, а человечность — чело вечности». Жители Ржева, его освободители смогли сохранить в себе человека.

Все выступления были эмоциональны, информативны, проникнуты любовью к нашему городу. Участники конференции много говорили о необходимости патриотического воспитания молодежи. В зале находились кадеты московских школ. Перед конференцией я спросила некоторых из них, что они знают о Ржеве. Ребята затруднились с ответом, либо сказали пару дежурных фраз. Думается, что теперь они уже не смогут остаться в равнодушном неведении, услышав название нашего города. А любовь юных ржевитян к родному Ржеву выразила в стихотворении собственного сочинения ученица четвертой школы Анна Комарова. Татьяна Климина (школа N№ 2) представила иллюстрации рукописной книги. Хореографический коллектив ДШИ N№2 им. Розума исполнил композицию «Турманы-турмалины».

Галина Мешкова зачитала две телеграммы, пришедшие в адрес конференции. Одна из них — от американского историка Дэвида Гланца. Его книгу «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной Армии в операции «Марс» 1942 г.» упоминал в своем выступлении генерал Гареев, как пример предвзятого отношения к истории и искажения исторических фактов. Но именно благодаря Гланцу, его исследованиям, Ржевская битва стала известна широкому кругу людей далеко за пределами России. Вторая телеграмма пришла из Германии от родственников погибшего под Ржевом немецкого солдата Дитриха Шонинга. Она содержит теплые слова поздравления в адрес ржевитян и призывы совместными усилиями укреплять мир и взаимопонимание между народами.

Наверное, именно ради этого стоило однажды начать процесс примирения. Но дело, конечно, не в телеграммах и словах благодарности. Важно, что желание сберечь наш хрупкий мир, объединяет два народа, которые когда-то были непримиримыми врагами и сошлись в смертельной схватке на ржевской земле. В свое время наши ветераны, которые пережили ужасы боев под Ржевом, смогли простить тех, кто пришел на их землю, сея смерть и разрушение. Этим они преподали всем последующим поколениям величайший урок милости победителей к побежденным, урок величия и силы духа.

В рекомендации, принятой участниками научно-практической конференции, обобщены сведения о значении Ржевской битвы, которое в массовом сознании определяется достаточно четко — «Ржев спас Москву!». В заранее разработанный текст было решено внести предложения участников конференции о подготовке обращения к Президенту РФ В.В. Путину.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *