БОЙ ПОД ДУБРОВКОЙ

2 марта в деревне Дубровка Оленинского района уже в полдень было необычно много людей и машин. Издалека слышались патриотические мелодии.

В центре деревни, куда стекался народ, вперемешку с гражданскими ходили люди в военных шинелях, с вещмешками и винтовками за плечами. А вдоль дороги вместе с легковушками стояли грузовые закамуфлированные ельником «Уралы» и даже серый танк, на боку которого издалека была видна немецкая свастика. Здесь проходила историческая реконструкция событий 75-летней давности по освобождению деревни от немецко-фашистских захватчиков.

Уже когда основная масса зрителей собралась, со стороны дороги послышался шум моторов, и на площадку подъехали, добавив еще больше колорита общей картине, несколько бронетранспортеров, на борту которых алели растяжки «За Отечество!», «Героям-победителям — слава!». Над машинами развевались флаги Нелидовского района, а в головном транспортере на место приехал один из главных организаторов исторической реконструкции, которая здесь проводится уже не впервые, Михаил Капустин. Районное отделение организации «Боевое братство» также постоянно проводит автопробег по местам боевой славы и участвует в подобной реконструкции событий Великой Отечественной.

— Уважаемые жители, сейчас ожидается прилет нашей советской авиации, просим соблюдать спокойствие, — раздалось из динамиков. И все взгляды устремились вверх. Однако небо оставалось спокойным. Самолет действительно прилетел, но чуть позже, когда митинг памяти уже начался. Сделав над площадкой три круга и покачав крыльями, он сбросил над деревней листовки. Подхваченные ветром, они опустились далеко от скопления людей, однако само появление «авиации» в виде легкомоторного самолета было встречено на ура.

Торжественный митинг открыл глава Мостовского сельского поселения Василий Бирюков. От имени администрации Оленинского района собравшихся поздравил замглавы Алексей Смирнов. Он рассказал о событиях 75-летней давности, когда эта земля стала центром местных боев.

— Здесь, в братской могиле, погребены погибшие в боях воины. А неподалеку находится еще одна могила, в ней лежат гражданские люди. Свой протест оккупантам двенадцать молодых девушек и парень выразили тем, что однажды утром отказались выходить работать на немцев. И за это были расстреляны, причем палачи не разрешали их хоронить — так мертвые и лежали в поле до самой весны… Мы должны помнить об этом. Сейчас на Западе пытаются переписать историю, но мы знаем, что оккупантов Европа встречала хлебом-солью, а Америка тянула с открытием второго фронта до последнего — а теперь приписывает себе победу в войне!

С приветственным словом к жителям поселения обратился глава Нелидовского района Валерий Расов. Кстати, Ржев и Нелидово разделяют какие-то сто километров. Однако Оленино и Ржев нынче отмечают 75-ю годовщину освобождения от фашистов, а Нелидово в конце января отметило 76-ю. Оккупация в этом поселке длилась с 8 октября 1941 года по 25 января 1942-го. Сто десять дней, почти четыре месяца, и за это время он был стерт с лица земли полностью, а его жители — убиты, замучены или угнаны в Германию. Ржев освободили 3-го, а Оленино — 4 марта 1943 года… Трагические страницы, тысячи погибших мирных жителей, целые деревни и поселки, стертые с лица земли.

Митинг закончился традиционной минутой молчания в память о павших и возложением цветов к обелиску.

А затем прямо здесь, на площади, начали разворачиваться военные действия. Точнее, конечно же, их реконструкция, в которой было задействовано порядка ста человек. В роли участников выступали студенты Ржевского колледжа им. Петровского во главе с директором Борисом Жуковым, а также студенты Нелидовского колледжа и ученики Мостовской средней школы. И по той самой дороге, по которой только что приходил на площадь гражданский современный народ, вдруг пошел танк со свастикой в окружении пехоты в белой зимней амуниции с такими же свастиками на рукавах. Что чувствовали жители деревни, когда такие вот оккупанты тихо и обыденно приходили хозяйничать на нашей земле, грабили и убивали ее жителей, зверствовали и издевались над беззащитными?..

В реконструкции были воссозданы реальные события: оккупанты захватили пленных, закрыли их в сарае, облили бензином и подожгли.

— К сожалению, не все погибшие тогда известны, иные так и остались безымянными, — пояснения в микрофон давал директор Мостовской средней школы Владимир Смирнов. Сарай, подожженный «оккупантами», полыхал ярким факелом, заставляя зрителей отступать подальше.

Начавшись в центре деревни, бой переместился за околицу, в поле, где уже заняли оборону солдаты и офицеры в белых маскхалатах со свастиками. Наши появились со стороны леса. Техника и пехота неумолимо наступали, и оккупанты стали отстреливаться. Бой проходил под пологом дымовой завесы, но все выглядело весьма натурально: и перестрелка, и рукопашная, и безоговорочная победа наших войск. Оккупантов с поднятыми руками повели в деревню.

И на этом реконструкция событий завершилась. Участ-ников и гостей уже ждала традиционная полевая кухня.

Догорали костры. Потихоньку таяла дымовая завеса над полем. Тишину уже не нарушал рокот военной техники. Военные потихоньку переодевались в гражданское и сдавали оружие. А над головами солдат и зрителей было безмятежное весеннее небо, такое же мирное, как до и после войны. Вот только за этот мир сложили головы миллионы советских людей. Обелиски и братские захоронения почти в каждом населенном пункте напоминают нам об этом. Этот подвиг и его значение нам, ныне живущим только благодаря ему, никогда нельзя забывать…

Светлана АРТЕМЬЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *