«Письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…»

В череде многочисленных профессиональных праздников День архивов (10 марта) проходит незаметно и тихо. Да и, казалось бы, что такое архив? Большинство из нас приходят туда раз в жизни за справкой для Пенсионного фонда или Росреестра. А до этого времени архив представляется нам скучным пыльным местом, где не может происходить ничего интересного и где работают исключительно пожилые, побитые временем архивариусы, или, как написано в «Генеральном регламенте или Уставе» Петра I, который, собственно, и учредил архивы, — актуариусы.

Эти предубеждения, конечно, сразу же опровергнут наши историки и краеведы — постоянные посетители ржевского архива. Может быть, и нам стоит открыть тяжелую дверь старинного особнячка по улице Смольной и узнать, что за учреждение таится за официальной вывеской «Архивный отдел администрации города Ржева»? А заодно поздравить архивных работников с прошедшим профессиональным праздником.

Начальник архива Ольга Владимировна Виноградова — человек редких в наши дни принципиальности и прямолинейности, в лучшем смысле этого слова. Кроме начальника в архиве работают ведущий специалист Юлия Алексеевна Тимофеева и документовед Марина Васильевна Нелюбина. Все они — дамы молодые и привлекательные, так что предположение о пожилых «актуариусах», действительно, просто миф.

Попасть в архив можно в приемные дни. Это вторник и среда. В остальное время архив для посетителей недоступен. Хотя именно в неприемные дни в архиве идет самая сложная и напряженная работа. Формируется архивный фонд: рассматриваются и согласуются описи и номенклатуры дел источников комплектования, обрабатываются и ставятся на учет документы, пишутся отчеты, проходят многочисленные сверки документов, подготавливаются архив-ные справки… Звучит достаточно скучно. Но за этими официальными формулировками таятся время, история и даже человеческие судьбы.

Для работников архива самым рутинным и тяжелым делом является подготовка справок для Пенсионного фонда. Только понимание того, что без них человек не сможет получить заслуженную пенсию, может заставить современного жизнерадостного и энергичного человека часами выбирать из пыльных амбарных книг сведения о зарплатах, премиях, делать выписки из приказов за весь трудовой стаж.

Я своими глазами увидела эту работу, и скажу честно, мне захотелось заранее сказать работникам архива искреннее спасибо, хотя до пенсии мне еще далеко. На подготовку справки в Пенсионный фонд в среднем уходит 3-4 часа. В месяц выдается 120-140 таких справок!

— На подготовку справок уходит почти все рабочее время, — рассказывает Ольга Владимировна. — В наш компьютерный век работа архивистов легче не стала. Сведения в электронном виде в архив не передаются. Документы принимаются на бумажных носителях. Хорошо, если предприятия сдают их в удобочитаемом виде и более-менее полном объеме. Бывало и так, что провалявшиеся где-то в подвале документы предприятия-банкрота привозили и просто сваливали возле архива. Вроде бы, как сдали. Архивисты сами заносили, обрабатывали и расставляли грязные и мокрые тома и разорванные дела. Где-то лист выпал, где-то страницы слиплись. А люди иногда возмущаются — почему наше предприятие сдало документы, а вы в архиве нас не нашли! Так потому и не нашли, что сдали их в неполном объеме. Или в таком виде, что текст невозможно прочесть. В настоящее время нам удалось, наконец, упорядочить эту работу. Сегодня документы принимаются строго в соответствии с действующим законодательством — обработанные и описанные по актам приема-передачи. Все, что попало к нам архив, уже никуда не пропадет. Документов, которые ждут изучения, много. Ведь Ржевскому архиву в этом году исполняется 95 лет!

К сожалению, в войну архив уцелел частично, да и то просто чудом. Из-за отсутствия транспорта и занятости архивных работников на строительстве оборонительных сооружений эвакуировать удалось лишь архивы советских предприятий. А бесценные архивные исторические коллекции, огромная библиотека, фонды церквей остались в городе и всю войну пролежали в Успенском соборе (на месте которого сейчас находится обелиск). Архив не был уничтожен немцами, которые о нем, скорее всего, не знали, но многие документы безвозвратно пропали, были растащены на растопку или на самокрутки, испортились из-за ужасающих условий хранения. Да и после освобождения до июня 1944-го архив оставался практически бесхозным. Часть документов находилась в здании собора до 1953 года! Фонды советского периода Ржева, округа, уезда и района разместили в выделенном для этого полуподвальном помещении по ул. Коммуны, д.8/27. Однако условия были таковы, что весной сотрудники вынуждены были спасать документы от грунтовых вод, а в течение года бороться с сыростью, плесенью и грибком. Поэтому сейчас многие исторические документы для нас безвозвратно утрачены. А наиболее ценные переданы в областной архив — там условия хранения лучше.

Самым старым документом в ржевском архиве является «Исторический очерк деятельности земских учреждений за 1864-1913 г.г.». Его просто нашли выброшенным в районе Холынки и передали в архив, из которого он, скорее всего, и пропал.

Какие именно документы хранятся в архивах? Хранению подлежат документы постоянного срока хранения от источника комплектования (организаций, чьи документы имеют историческую и практическую ценность на территории города). И прочие документы, прошедшие эксперт-но-проверочную комиссию Архивного отдела Тверской области: архивные коллекции, личные фонды и документы организаций-банкротов и ликвидированных предприятий.

Сразу после передачи все принятые документы относятся к Архивному фонду РФ. Документы бывают постоянного хранения и временного (подлежат уничтожению по истечении указанного срока). С одной стороны, все это звучит достаточно скучно, и уничтоженных документов временного хранения, вроде бы, и не жаль. Но ведь лет через 300 они могли бы стать настоящим раритетом. Найди мы сейчас в нашем архиве какой-нибудь документ времен Островского, хоть как-то связанный с писателем, он бы представлял собой огромную ценность!

— Документы, как хорошее вино, — улыбается Ольга Владимировна. — Их ценность возрастает со временем. Вот в Торжке на Воздвиженских раскопках нашли берестяные грамоты XII века. А ведь это просто деловые письма, ярлычки-этикетки, долговые записи. Но такими они были для современников, а для нас — бесценные свидетельства их эпохи.

От частных лиц архив принимает рукописи, фотографии, любые документы на постоянное или временное хранение. На столе Ольги Владимировны как раз лежали работы краеведа Ольги Кузьминой, составляются описи для постановки на учет.

Именно документы, хранящиеся в личных фондах, несут наиболее правдивую информацию о жизни горожан в различные исторические периоды. Например, в фонде нашего краеведа, бывшего директора музея, председателя горисполкома, автора книги «Ржев» Николая Михайловича Вишнякова содержится богатейший материал о становлении советской власти, довоенном и послевоенном строительстве, фотографии, воспоминания, библиография. В фонде Кавалера двух орденов Ленина бывшей заведующей гороно Ольги Алексеевны Зверевой собран уникальный материал о послевоенном восстановлении школ, о работе учителей, учеников, материалы конференций, фотографии, доклады. Личный фонд участника боев за Ржев Павла Ильича Коновалова содержит сведения об освобождении жителей города из Покровской церкви и лагере военнопленных, переписку с участниками боев за город и район. Документы из личного фонда краеведа, партийного работника Ржевского железнодорожного узла Ивана Артемьевича Макшинского рассказывают нам об истории локомотивного депо, о партизанских отрядах и диверсионных группах, в которых участвовали ржевские железнодорожники, об истории комсомольской организации Ржевского железнодорожного узла. Все эти документы систематизированы, разобраны по тематике, легко читаются.

В ограниченном доступе находятся частично неопубликованные рукописи из личного фонда председателя ржевского книжного клуба Леонида Петровича Мыльникова. В читальном зале хранятся все номера газеты «Ржевская правда» за 1943-1945 и с 1965 года. Большой интерес для изучения представляет собой архивная коллекция документов по истории города Ржева и Ржевского района, документы штаба «Летопись Великой Отечественной войны», картотека частей и соединений Красной Армии, принимавших участие в боях за Ржев, исторические справки ржевских предприятий, материалы исполкома горсовета с 1943 года. Достойны детального изучения материалы УОНО, ОКРОНО, ГОРОНО за 1918-1930 годы, документы по личному составу предприятий и организаций с 1918 года, уникальный архив Ржевской льночесальной фабрики. А сколько всего интересного может находиться в еще не разобранных папках и коробках! Но, как уже было сказано, времени на их разбор у работников архива катастрофически не хватает. Иногда приходится заниматься этим в нерабочее время. Особенно приятно, когда неожиданно обнаруживаются важные, а порой, и уникальные документы. В 2015 году, случайно, среди документов, подлежащих уничтожению, обнаружились списки военнопленных, вернувшихся из германского плена. Эта находка очень интересна, так как содержит сведения о жителях Ржева и района.

Многие архивные документы уже давно должны были быть уничтожены, но у архивистов на это просто рука не поднимается. Как мы видим, не зря.

В архив приходят запросы из разных городов России, Германии, Израиля, Прибалтики и других стран, где живут люди, связанные с нашим городом. Работники архива стараются помочь абсолютно всем. Недавно, например, по обращению родственников удалось найти место захоронения погибшего бойца в Сухуше. Во время нашего разговора поблагодарить за помощь в поиске материалов для книги «Василий Иголкин: под гнетом антицерковного террора», посвященной судьбе одного из выдающихся деятелей старообрядчества Ржева первой половины XX века, пришла культуролог, член Союза журналистов России Марина Волоскова.

— Мы всегда на посту. Пару лет назад разом слегли с гриппом, архив пришлось закрыть на пару дней. Все сразу же о нас вспомнили. А так мы тихие бойцы невидимого фронта. Жалоб от посетителей не поступает, и ладно. В Европе и Китае, например, архивисты — важные и уважаемые люди, что закономерно — ведь историю надо изучать только по документам. Официальная ее версия может меняться, а вот документы расскажут только правду. Но пока история нас учит, что история нас ничему не учит. И ходим мы по кругу, наверное, не потому, что такие твердолобые, а потому, что земля круглая, — смеется Ольга Владимировна.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *