ГОРОД СЕРОЙ КОРОВЫ ПРОРОКА ИБРАГИМА

(Заметки очевидца)

Сирийский Алеппо, или как его называют сами сирийцы Халеб, является одним из самых древних постоянно заселенных городов мира. По некоторым данным, он даже древнее Дамаска — самой старой действующей мировой столицы. Это означает, что люди, поселившись в нем еще в VI столетии до нашей эры, никогда не оставляли его, несмотря на войны, землетрясения и прочите катаклизмы. Возможно, это связано с тем, что Алеппо являлся своеобразным ключом от Великого шелкового пути, на котором он стоял. А возможно, дело в какой-то удивительной магии этого места. Хотя в отличие от величественного Дамаска с окружающими его горами или утопающей в садах приморской Латакии, провинция Алеппо выглядит достаточно скучной.

Преобладающий в ландшафте необычный цвет известняка, по одной из версий, и дал название городу и всей провинции. Но самим алепчанам гораздо больше нравилась другая история. Одно из преданий гласит, что на том месте, где сейчас стоит древняя цитадель, какое-то время жил сам ветхозаветный пророк Авраам (Ибрагим). И у него была корова очень необычной серовато-рыжей масти — шахба. Она давала очень много молока, которое Ибрагим раздавал всем нуждающимся. Люди заранее собирались у его дома в ожидании и спрашивали друг у друга: «Доил ли (халяб) Ибрагим свою серую корову?» Так и стал город называться Халяб-аш-шахба, а вся провинция — серой.

В нескольких словах пересказать историю древнего Алеппо невозможно. За минувшие тысячелетия город видел слишком многое. Он входил в состав величественных царств и знавал знаменитых и мудрых правителей. Его жители переживали периоды благоденствия и страшные войны. Его стены выдерживали беспрецедентные осады, а его неприступные ворота открывались вероломством и предательством. Серые камни хранят память о башне из тысячи черепов, сложенной Тамерланом. Алеппо пережил одно из самых смертоносных землетрясений в истории человечества, которое унесло более двухсот тридцати тысяч жизней. Но город выжил и живет поныне. Чтобы понять, что именно дает и давало ему силы, нужно присмотреться к его жителям.

Понятие малой родины для всех сирийцев имеет особое, не совсем понятное для иностранца, и почти сакральное значение. Сколько бы лет ни прожил в столице уроженец провинциального городка, он всегда с гордостью будет говорить на своем диалекте, любить «свою» еду и считать, что самые лучшие и душевные люди живут именно там, где он родился и вырос. Перепутать алепчанина с жителем Дамаска, Идлиба или Дейр-эз-Зора просто невозможно. И не только из-за весьма заметного, немного смешного для остальных сирийцев диалекта. У жителей Халяба есть свои «ментальные», если так можно сказать, неповторимые черты характера. И они уже давно стали предметом анекдотов, сюжетами для комедийных фильмов и сериалов.

Жителей Алеппо в сирийских комедиях чаще всего изображали шумноватыми, немного беспардонными и слегка навязчивыми любителями вкусно и жирно поесть в любое время суток. Но при этом — хитрыми и оборотистыми дельцами. Своя доля правды в этих шутках, возможно, и есть. Но именно Алеппо был самым богатым и процветающим городом страны, именно от него поступали в казну самые серьезные налоги. Он был реальной экономической столицей страны.

Халяб — город с преимущественно суннитским населением. А это означает, что именно здесь было максимальное количество женщин с закрытыми по шариату лицами. Показывать своих женщин посторонним алепчане-сунниты действительно не любили. Но на этом их радикализм, пожалуй, и заканчивался. В остальном они очень миролюбивы, веротерпимы и толерантны.

Алеппо — родной город для христиан различных конфессий. Здесь проживала самая большая в арабских странах армянская община. Она образовалась из беженцев, спасавшихся от турков во время известных событий в начале столетия. Вообще-то, в разное время приют, кров, работу и участие здесь находили все, кто вынужден был бежать от войн и бедствий — греки, черкесы, палестинцы.

Гостеприимство жителей Алеппо — не слова из рекламного проспекта. Они действительно умели сострадать, помогать и радушно встречали своих гостей.

И надо сказать, что могли себе это позволить. Город всегда был богат. Его географическое положение определило профессию большинства. Жители Алеппо — прирожденные бизнесмены. Алеппо всегда торговал. Знаменитый крытый рынок Су-аль-Мадина, памятник Юнеско, ныне, к сожалению, полуразрушенный — лучшее тому доказательство. Почти все самые известные фамилии деловой элиты города обязательно имели там родовые магазинчики. У них могли быть заводы и супермаркеты. Они могли заниматься самым разным производством в Сирии и за ее пределами, но магазинчик, в котором их прадед пятьсот лет назад начал торговать маслом, мылом или нитками, торговал ими и в наше время. Крытый рынок был своего рода деловым клубом, а наличие магазинчика в нем — марка, проба высшего качества и надежности для партнеров.

Рассказ о стандарте деловых отношений, сложившихся в Алеппо веками, можно принять за красивую легенду. И наши жесткие и прагматичные времена, конечно, внесли в них свои неприглядные коррективы. Но все же, еще сто лет назад хорошо поторговавший хозяин магазина отправлял своих клиентов к соседу, проще говоря, к своему конкуренту, если тому повезло меньше и он не заработал достаточно для того, чтобы накормить свою семью.

Бизнес и торговля для многих жителей Алеппо были не просто способом зарабатывания денег. Это был их образ жизни. Мальчики начинали работать вместе с отцом в очень раннем возрасте. Нельзя сказать, что стремление к образованию не поощрялось. Но если ребенок к учению никакого рвения не проявляет, родитель, скорее всего, ничуть не расстроится. Хотя в Сирии и было обязательным среднее образование, частенько даже власти закрывали глаза на то, что некоторые дети не стремились его получить.

Завершая бизнес-тему можно сказать, что деление экономического пространства между этническими и религиозными группами сложилось исторически. Например, золотом торговали чаще всего христиане, автомобильным бизнесом занимались преимущественно армяне, тканями и мебелью — мусульмане-сунниты. Но деление это было чисто условным. Для начала любого бизнеса нужно было только желание, стремление и упорство.

В начале XXI века город развивался невероятными темпами. В 2005 году в городе официально проживало около двух с половиной миллионов человек. Темпы прироста населения позволяли муниципалитету делать прогнозы о том, что в ближайшие десять лет оно достигнет трех с половиной миллионов. Нужно сказать, что реальная цифра значительно отличалась от официальной. В городе существовали так называемые неформальные поселения, по-русски говоря, «нахаловки». Это целые кварталы самовольно возведенных на муниципальных землях построек. Их строили безо всякого плана, зачастую с нарушением всех норм и правил. Тем не менее, муниципальные власти лишь заявляли о грядущем сносе самовольных построек. Реально их никто не трогал, и неформальные поселения год от года только разрастались.

В 2010 году в Алеппо была принята Программа устойчивого городского развития. Согласно ей, площадь города до конца 2025 года должна была увеличиться со 190 кв.км до 420 кв.км. И это были вполне реальные цифры. Даже когда в стране уже разгорелось противостояние, в еще спокойном и мирном Халябе продолжался строительный бум.

Справедливости ради стоит сказать, что Алеппо действительно дольше всех не вмешивался в набирающий обороты конфликт. Город был слишком занят делом. Его жителям надо было работать — на митинги и манифестации времени и желания, видимо, не было.

В городе была развита текстильная, химическая, фармацевтическая промышленность. Успешно работали старые и строились новые агроперерабатывающие предприятия — в провинции набирало обороты производство сельхозпродукции. Под Алеппо работали заводы, производящие бытовую технику мировых брендов и сирийских марок.

Около полутора лет с начала активного противостояния город продолжал, точнее, пытался, жить обычной мирной жизнью и даже оставался привлекательным для иностранных инвесторов. Работы хватало не только его жителям, но и многочисленным переселенцам из районов, уже охваченных конфликтом.

Ольга ДАБУЛЬ

Окончание

в следующем номере

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *