Где нет труда, цветы там не цветут

Окончание.

Начало в N№ 13

19 марта принимается решение об удовлетворении ходатайства управления Калининской железной дороги о предоставлении помещения для размещения аппарата учреждения в бывшем общежитии товарного техникума. Ремонт здания должен быть произведен самими работниками железной дороги.

Горпромкомбинату выделяется дом N№ 3 по ул. Безбожников (ныне ул. Гоголя) для размещения швейной фабрики. Для строительства кожевенного завода предоставляется здание бывшего склада на Осташковском тракте. Директору комбината Хренову предлагается к 15 апреля предоставить проектно-сметную документацию по ремонту.

15 апреля горсовет принимает постановление об организации базара с началом торговли с 25 апреля. Основным днем торговли было установлено воскресенье. Под базар отводилась «площадь земельного участка между улицами Калинина и Зубцовской по Казанскому саду». Заведующего горторготделом Пушкова обязали благоустроить базарную площадь, установить столы и ларьки. При этом торговля с возов и рук вне базара воспрещалась. За содействием в организации встречной торговли и оповещении населения деревень об организованном базаре было решено обратиться к исполкому Ржевского района.

Второй вопрос заседания — «О ходе работ по ремонту городской электростанции». Выслушав доклад директора горэлектростанции Воронова, отметили, что «к восстановлению и ремонту щитового хозяйства и сети, по существу, до сих пор не приступили. Не хватает монтажного оборудования, нет проекта и сметы. Нет ни одного квалифицированного электрика. Все это ставит под угрозу пуск электростанции к 25 апреля».

Объективные трудности, которыми поделился директор Воронов, были заслушаны и приняты к сведению, но на решение никак не повлияли. Воронова обязали незамедлительно приобрести недостающее оборудование и обеспечить пуск именно к 25 апреля. Но все же было решено обратиться за помощью к исполкому Облсовета для оказания «практической помощи горэлектростанции в присылке временно нескольких специалистов и приобретении недостающего оборудования. А также попросить начальника Калининской железной дороги выделить 300 кг трансформаторного масла и специалиста».

Одной из самых важных и не терпящих отлагательства задач была подготовка к весеннему севу. Она и была вынесена третьим вопросом повестки дня этого очень длинного и важного заседания. Был заслушан доклад заведующей горздравотделом Новиковой и заведующего подсобным хозяйством транс-торгпита Тимофеева. Исполком отметил, что до сих пор ничего не сделано. Не подготовлены котлованы для выращивания росткового картофеля, не приступали к копке земли, не возился навоз. Новикову и Тимофеева обязывают немедленно приступить к организации работ на подсобных хозяйствах. К сведению было принято заявление Тимофеева, что все хозяйства будут обеспечены семенами капусты, гороха, овса и картофеля.

Мария Михайловна Новикова оставила потрясающие воспоминания о восстановлении Ржева. Рассказывала она и о подсобном хозяйстве:

«Каждый день появлялись новые заботы. Среди больных было много истощенных — они нуждались в хорошем питании не меньше, чем в лечении. Но больница получала в ту пору скудный рацион военного времени. И мы решили: организуем подсобное хозяйство!

Нас поддержали городской комитет партии, горисполком. Пришла помощь из районов, не бывших в оккупации. Помогали, чем могли, воинские части.

Больнице отвели участок в 36 гектаров, преподнесли щедрый подарок: 23 коровы, лошадь, четырех волов. Ну, а пахать, сеять, убирать урожай, заготавливать корм пришлось самим. И все вручную!

В моем дневнике тех лет есть запись: «Никогда не думала, что придется пахать землю. Надо засеять два с половиной гектара, а лошадь наша отощала, не встает. Конюх утешает, а у меня в глазах темно. Спасибо капитану Сафронову, дал лошадей. Сама взялась за плуг. На пути попалась воронка, плуг в сторону, я до крови разбила нос. Но все-таки первая борозда проложена».

Мы с энтузиазмом осваивали чуть ли не все виды сельскохозяйственных работ. Бывало, ночь отдежуришь в больнице, а потом — в поле. И откуда брались силы?

Но ведь и подсобное хозяйство, и строительство, и лесозаготовки — все это было нашей общественной работой, а основная, лечебная, шла своим чередом, требуя огромных усилий».

Четвертым вопросом рассматривался ход работ по очистке города, согласно обязательному постановлению от 24.03.1943 года. Постановлению, в протоколе которого полностью отсутствуют записи. Работой госсанинспектора т. Дорониной и начальника милиции т.Тарасова члены заседания остались крайне недовольны: «Надлежащие меры по очистке не приняты, нарушители обязательного постановления не привлечены к порядку». Доронину и Тарасова обязали в срок до 24 апреля обеспечить выполнение обязательного постановления.

Пятым вопросом рассмотрели организацию детских яслей. Начальника горздравотдела Новикову обязали не позднее 25 апреля организовать ясли, а заведующего горкомхоза Корсакова до 23 апреля выделить помещение под ясли. Обеспечить ясли всем необходимым инвентарем и оборудованием (кроватками, стульями, столиками) должен был горпромкомбинат.

Далее была утверждена комиссия по назначению пособий и пенсий семьям военнослужащих. Ее председателем стала заместитель председателя горсовета Алмазова. В комиссию вошли горвоенком Петров и заведующий горфинотделом.

Еще одним интересным документом, который стоит упомянуть, является брошюра, изданная в 1944 году Калининским обкомом ВКП(б) к годовщине освобождения Ржева от немецких оккупантов. В ней секретарь Ржевского горкома ВКП(б) И.С. Дежин перечисляет основные задачи, вставшие перед городской властью в первые же дни после освобождения.

«Из ближайших деревень и других мест стягивались к городу его жители. Их надо было разместить и обеспечить питанием. Город был захламлен, нужно было его быстро привести в порядок: очистить, убрать с улиц трупы, заровнять воронки хотя бы на главных магистралях, перекинуть временные мосты через Волгу, чтобы связать обе части города. И еще: как можно быстрее организовать торговлю хлебом, открыть столовые, бани, парикмахерские, организовать медицинскую помощь настрадавшемуся населению. Разместить учреждения, чтобы они могли приступить к нормальной работе и как можно быстрее восстановить промышленность города».

Вспоминается свидетельство Л.И. Молчановой о слаженной совместной работе горкома ВКП(б), городского и районного советов. Парторганизация города, состоявшая из 42-х человек, своим примером показывала, как надо действовать в эти сложные дни. По свидетельству Дежина «уже через несколько дней после того, как в городе отшумел грохот орудий, открылись первые столовые, в том числе детская, пекарни, швейные и пошивочные мастерские. А еще через 10-12 дней была восстановлена телефонная связь с областным центром — городом Калининым». 18 марта по восстановленной ж/д магистрали Москва-Великие Луки прибыл из Моск-вы первый поезд».

В архиве хранится текст лекции отличника народного просвещения, директора школы N№ 1 им. Пушкина О.В. Яковенко «Комсомол на восстановлении города Ржева 1943-1949 гг.». В документе говорится о первом митинге в честь освобождения города, на котором присутствовало 250 человек. К сожалению, не указывается, когда именно он состоялся.

Комсомол активно включился в работу. К апрелю 1943 года на предприятиях города работали 80-90 комсомольцев. 11 апреля состоялся первый комсомольско-молодежный воскресник по сбору и отгрузке металлолома. «Воскресник принял широкий размах, и участники его трудились с небывалым подъемом с 8 часов утра до 4 часов дня. Участвовали в нем 318 человек комсомольцев и молодежи города. Собрали и отгрузили 353 тонны металлолома на сумму 7 500 рублей. Лучшие комсомольские организации и отдельные комсомольцы были премированы. Немалую роль в деле мобилизации комсомольцев и молодежи на работы по восстановлению городского хозяйства играли секретари комсомольских организаций предприятий — З. Кошенова, Иголкина, П.Я. Козлов, А.А. Дмитриева, А.Г. Николаева, З.А. Львова, Соколовская, Маслова, Белякова, Лебедева».

Не оставались в стороне и дети. По свидетельству Ольги Васильевны, в городе создана первая пионерская дружина им. Сталина из 15 человек. Начальником дружины стал Лева Клестов. А в записях О.А. Зверевой говорится о создании 13 апреля 1943 года учителем математики Варварой Васильевной Симоновой (Вишняковой) первого пионерского отряда из учеников Пушкинской школы. Очевидно, это был еще один отряд, так как его вожатым стал Олег Левашов. Хотя сведений о трудовой деятельности ржевских пионеров в первые месяцы после освобождения я не нашла, сомнений в том, что они принимали самое активное участие в восстановлении родного города, не может быть.

Вот так проходили первые дни и недели в освобожденном Ржеве. Работал исполком, райком ВКП(б), комсомольцы, на пределе возможностей трудились все.

«Где нет труда, сады там не цветут». Эти слова Сергеева-Ценского записала в своем дневнике 10 апреля 1943 года О.А. Зверева.

И хотя война продолжалась, уже наступил переломный момент. Красная Армия одерживала одну победу за другой. И все, кто приступил к восстановлению города и налаживанию мирной жизни, понимали, что и от их труда зависит победа.

Подготовила

Ольга Дабуль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *