Полвека на сцене

Пятнадцатилетней девчонкой, работая в районном отделе культуры, начала свой творческий путь Ирина Кузнецова, хормейстер народного коллектива ансамбля русской песни «Рябинушка». И вот уже полвека минуло, как Ирина Владимировна поет на сцене (из них 14 лет в составе «Рябинушки»), щедро делясь со зрителями своею любовью к народной песне. Обладательница уникального голоса, позитивный, доброй души человек, замечательная мама троих детей и бабушка четверых внуков — именно так говорят о ней друзья и коллеги.

Ирина родом из Нижегородской области. Родители расстались, когда она и ее сестра Людмила были маленькими. Мама решила вместе с детьми перебраться в Ржев, где жил ее двоюродный брат. Так в начале 60-х Ирина стала ржевитянкой. Непростыми были детские годы. Жили сначала у родственников, потом в бараке по улице Железнодорожной. Мама работала в сфере обслуживания, в столовой буфетчицей, потом в доме престарелых сестрой-хозяйкой. А во время войны, вместо учебы в Горьковском ремесленном училище, как и все ее сверстники, стояла на заводе у станка — танки выпускала. В те суровые годы девиз молодежи был один: «Все — для фронта, все — для Победы!». Именно такой, трудолюбивой, доброй, заботливой, навсегда осталась она в памяти дочери.

— А как восхитительно мама пела! — вспоминает Ирина Владимировна. — Что интересно, в деревне, где она родилась, пели все, не зная нотной грамоты, раскладывали партию на голоса.

Поющие деревни — уникальное явление, которое иначе как чудом назвать нельзя. Так что чистый нежный голос (лирический меццо-сопрано) моей героине достался от певуньи матери, а от отца, дворянина по происхождению, прекрасно игравшего на пианино, участвовавшего в самодеятельных спектаклях — хороший слух и природное обаяние. Бабушку и дедушку по папиной линии Ирина никогда не видела. Знала только, что в 1937-м всю семью как врагов народа репрессировали. Дед пропал без вести, бабка вернулась из заключения с чахоткой и вскоре умерла. Их трое детей, в том числе и отец Ирины, выжили.

Мама и папа Ирины Владимировны познакомились на репетиции в клубе. Влюбились без памяти друг в друга. А потом и свадьбу сыграли. Не зря говорят: в любви и дети красивыми родятся. Людмила и Ирина родились не просто красавицами, Бог даровал им уникальные голоса. Ирина Владимировна и в шутку, и всерьез называет сестру Фросей Бурлаковой за ее сильный, могучий, раскатистый голос. Людмилу Федосееву должны помнить ржевитяне-старожилы, ее выступления на праздничных городских и районных мероприятиях никого не оставляли равнодушными. Сейчас Людмила Владимировна живет в Москве. Много лет она работала в Росконцерте, училась в Государственном русском народном хоре им. Пятницкого и Ирину к себе учиться позвала. Ирина Владимировна вспоминает, как на вступительных экзаменах удивила комиссию, задушевно исполнив народную, никому не известную песню «Сизый голубок». Два года Ирина училась в Москве у опытных педагогов и композиторов. А дома муж сестры, аккордеонист и аккомпаниатор известных в советское время певиц Тамары Мионсаровой и Ларисы Мондрус, занимался с Ирой и Людой, восхищаясь созвучием их голосов, готовил программу и уже видел их как новых сестер Федоровых, очень популярных в то время.

Однако судьба распорядилась по-своему. Каждый выходной Ира ездила домой, в Ржев, и субботу-воскресенье работала, проводила концерты, праздники в районном ДК, где и повстречала своего первого мужа, ржевского баяниста Владимира Кузнецова. Ира влюбилась и, забыв о карьере и московских друзьях, вышла замуж, как «в омут с головой». Родились сын Михаил и дочь Наташа. Но счастье было недолгим. Через пять лет семья распалась. Чтобы обеспечить детям достойную жизнь, Ирина пела в ресторане, работала заведующей детским сектором на кирпичном заводе, где платили в два раза больше, чем в «культуре». Пела в группе «Кривичи» под руководством Михаила Анисимова. Организовала детский ансамбль «Солнышко», вырастила немало талантов. И вновь повстречала свою любовь, когда однажды приехали в Ржев молодые музыканты. Гитарист Александр Чумаков влюбился в Иру без памяти, хотя она была старше его на четыре года. Небольшая разница в возрасте не стала преградой на пути двух влюбленных сердец. Своего второго сына Ирина назвала в честь папы, Александром. Но и этот гражданский брак вскоре дал трещину. Александру стало тесно в Ржеве, и он подался в Москву покорять музыкальный Олимп. Расставшись по-английски, они не виделись 25 лет! Александр Чумаков-старший был талантливым гитаристом, работал со многими поп-звездами: Аленой Свиридовой, Валерией, Алексеем Глызиным. С сыном Сашей, тогда студентом музыкального училища им. Мусоргского, познакомился впервые, когда тому было 18 лет, и потом уже не расставался с ним до самых последних своих дней. Так случилось, что Александр-старший тяжело заболел, стал ненужным своей новой семье, и буквально перед смертью приехал к Ирине. Она его приняла, не выгнала, простила, ухаживала за измученным болезнью человеком. Воистину велика сила любви, а любящее сердце открыто добру и милосердию. У нее на руках через несколько дней он и умер.

Мамин и папин талант унаследовал Саша-младший, который окончил музыкальную школу, музыкальное училище и Московский университет культуры. Он играет в столице на ударных в оркестре народных инструментов Академического хора русской песни, аккомпанирует многим знаменитостям. Не так давно выступал даже в «Песне года» на центральном телевидении с группой «Спейс». Своей семьи пока нет. Мама поясняет: «Саша женат на музыке».

Дети — особая гордость моей героини. Ради них она отказалась от столичной карьеры, но нисколько об этом не жалеет.

— В них мое счастье и мое продолжение, — говорит Ирина Владимировна.

Старший Михаил тоже музыкально одаренный человек, но выбрал мужскую профессию, которая кормит семью: работает в московской фирме по установке сантехники. Женат, у него две замечательные дочки: Майя и Наталья. Дочь Ирины Владимировны Наташа живет в Ржеве. Окончила Тверской колледж культуры и искусства, затем музыкально-педагогический факультет ТГУ. Много лет работает в Ржевском районном ДК, прекрасно поет, радуя селян народной и эстрадной песней. В ее семье подрастают два сына: Иван и Яков.

Была в жизни моей героини еще одна счастливая страница, о которой хотелось бы рассказать. Десять лет счастья в третьем браке, с гражданским мужем, известным ржевским музыкантом Владимиром Петровым, баянистом и верным другом, с которым колесили с концертами по всему Ржевскому району. Агитбригады, агитпоезда — пели на полях и станах, в красных уголках животноводческих ферм, в сельских клубах и домах культуры. Не было такой деревни, где бы не слышали об Ирине Кузнецовой. Окончив Тверской колледж культуры и искусств, Ирина получила специальность дирижера академического хора, но всю свою жизнь пела народные песни, песни о России, которые стали ее любимыми. Вместе с мужем Ира выступала в ансамбле народных инструментов «Метелица», созданном Светланой Куликовой. Трудно описать словами ее горе, когда ушел из жизни ее любимый Владимир. Однако она нашла в себе силы жить и работать дальше. 13 лет была директором районного ДК, затем перешла в клуб ЖД, где работает по сей день. Ирина Кузнецова возродила ансамбль русской песни «Рябинушка». Через год этому талантливому коллективу, имеющему звание «Народный», исполнится 15 лет!

В репертуаре ансамбля — стилизованные народные песни, песни с элементами фольк-лора, которые ржевские певуньи исполняют а-капелла и под баян Алексея Соколова, про любовь и разлуку, про озера синие и Волгу, конца и края которой нет. О своих девчонках и баянисте Алексее Соколове, ярком талантливом аккомпаниаторе, Ирина Владимировна может говорить без устали. Многие со дня основания коллектива поют: Ольге Храповой исполнилось 55 лет, Рафисе Галкиной — 73 года, Нине Блинцовой — 70, а голос у нее по-прежнему как колокольчик. Невозможно представить «Рябинушку» и без Лидии Зайцевой, Валентины Соколовой, Нины Калачинской, Людмилы Каманиной. Недавно приехала из Сибири в Ржев Лариса Некрасова и Евгения Филиппова из Нелидово. Знают «Рябинушку» и любят не только в Ржеве, ансамбль с успехом выступает на многих сценических площадках: в Твери, городах и районах нашей области, а также в Москве и Подмосковье. Приглашают девчат и на свадьбы, другие торжества, где они поют обрядовые песни.

— Песня — это родник, питающий душу человека, — говорит моя собеседница. — А мы, как лекари, должны исцелять людей от душевных недугов.

Для Ирины Владимировны работа — это ее жизнь. Это то, что она делает хорошо.

— Хочется оставить след на земле, передать людям то, что умеешь сам, — завершает разговор она. — Я счастливая женщина, мама, бабушка. Меня любили, я любила, детей вырастила. Есть друзья, любимая работа. И хоть жизнь не всегда была со мной ласкова, я не плакала, а пела и благодарила Бога за дарованный талант…

Елена Сооляттэ

Фото из архива

Ирины Кузнецовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *