Алло, скорая?

 

Современный человек воспринимает возможность в любое время суток набрать 03 (или 103) и вызвать «неотложку» как что-то само собой разумеющееся. Как бы ни менялась наша жизнь, скорая помощь по-прежнему остается бесплатной и доступной. 28 апреля работники скорой медицинской помощи отмечают свой профессиональный праздник. Но много ли мы знаем о буднях «неотложки», о людях, которые спешат на помощь, когда нам и нашим близким по-настоящему плохо?

Вот один обычный день скорой помощи города Ржева.

Станция скорой помощи расположена в самом центре города, по улице Алексеева. Со двора небольшого двухэтажного здания, преодолевая ямы и ухабы, днем и ночью выезжают машины с красным крестом. Иногда с сиреной: дорога каждая минута…

В 9.00 уставшие бригады медиков после 24-часовой смены уходят домой, диспетчеры передают друг другу информацию. И для очередной смены начинаются рабочие сутки.

Главврач станции скорой помощи Ржева Юрий  Волков позволил мне провести день со своими подчиненными. Юрий Германович без лишних предисловий сразу переходит к делу, его информация по-медицински точна и информативна. Ситуация со смертностью в Тверской области остается сложной: третье место среди регионов Российской Федерации, а по ЦФО мы и вовсе являемся лидерами. И в 53 процентах случаев причина смерти — заболевания системы кровообращения. Перед регионом стоит задача снижения этих пугающих цифр, разработан целый комплекс мер, что-то уже меняется в лучшую сторону. По данным снятой и отправленной в Тверь по Интернету телеэлект-рокардиограммы пациент может быть госпитализирован в региональный сосудистый центр. Скорая закупает и активно применяет дорогостоящий препарат для тромболизиса «Метализе», который позволяет буквально «растворять» имеющийся в сосудах сердца тромб и прерывать развитие инфаркта.

Но и нерешенных проблем очень много. Это и давно требующее капитального ремонта здание, и стремительно стареющий парк автомобилей. Ужасающее состояние дорог в городе и районе  затрудняет проезд скорой помощи к своим пациентам, ломает технику. Сейчас из девяти машин в рабочем состоянии лишь пять.

Понимание и контакт с властью, отмечает Юрий Германович, есть. Замглавы администрации города Надежда Леонтьева ни одно обращение без внимания не оставляет, многие вопросы удается решать оперативно. Зампредседателя Законодательного собрания Виктор Константинов делает все, что в его силах. Ржеву обещано пять новых машин, есть подвижки и в плане капитального ремонта здания. Благодаря неравнодушному отношению к своей работе главного врача ЦРБ Анатолия Бегларяна в полную силу заработала поликлиника, это привело к сокращению непрофильных вызовов на скорой.

Несмотря на все сложности, квалифицированная медицинская помощь доступна жителям города и района в любую погоду, в любое время суток. В 2017 году скорая обслужила 17840 вызовов: каждый день в среднем — 49 вызовов, по 8 на каждую бригаду.

В этот день дежурила смена, диспетчером который является старейшая и опытнейшая сотрудница ржевской скорой Нина Гарманова. Нина Андреевна трудится на станции ровно полвека — вначале фельдшером, а последние шесть лет выполняет не менее важную работу диспетчера. Именно ее спокойный и уверенный голос мы слышим в трубке, набирая «03». От диспетчера зависит очень многое. Ему приходится в буквальном смысле принимать на себя всю гамму эмоций: тревогу за жизнь близкого человека, страх. Каждому кажется, что именно его вызов — самый срочный, самый важный. Все пять машин, к счастью, были исправны. Одна из них с утра отправилась в Тверь транспортировать пациента в ожоговый центр.

Диспетчер постоянно должен быть у телефона. Ответив на звонок, Нина Андреевна заполняет специальную карту, где указывает данные больного, и по громкой связи отправляет к нему свободную бригаду. Все происходит очень быстро, слаженно, отработанно.

…Острые боли в животе, высокое артериальное давление, боли в сердце, жар у ребенка… Четыре вызова практически одновременно — и на станции не остается ни одной бригады. А тут еще звонок из больницы — необходима срочная транспортировка пациента с инфарктом в сердечно-сосудистый центр Твери.

— Останется только три машины на весь город! — сетует Нина Андреевна. В Тверь отправляется вернувшаяся с вызова бригада доктора Вадима Щербинина. Остальные пока на вызовах. Телефон молчит, и мне удается немного поговорить с Ниной Андреевной.

— Как Вам удалось столько лет проработать на такой сложной, напряженной и ответственной работе?

— Я свою работу очень любила. У меня и муж работал здесь водителем, и дочь — фельд-шер. У работника скорой должно быть какое-то особое мышление. Опыт с годами приходит, а вот отношение к своим пациентам зависит только от тебя самого.

— Помните свои первые вызовы?

— Ну что-то, конечно, особенно в память врезалось. Первая смерть — высокий такой, крупный мужчина с инфарктом. Роды в машине приходилось принимать не раз, однажды — прямо на улице Садовая.

— Неужели было легче, чем в кресле диспетчера?

— Легче! Там я знала, что все только от меня лично зависит, от моего опыта, собранности, знаний. А здесь отвечаю за весь коллектив. Очень переживаю, когда происходит задержка. Нужно быть хорошим психологом, уговорить, успокоить, объяснить, поддержать. Люди очень разные звонят. Иногда угрожают, оскорб-ляют. Некоторые —  вообще непонятно зачем набирают телефон «неотложки».

Словно в подтверждение ее слов раздается телефонный звонок с просьбой отвезти пожилого человека в хирургию:

— Ему нужно ногти подстричь — он к себе никого не подпускает. Ногти огромные, с грибком, мы ножницы дорогие купили, а он не дается! — несмотря на всю абсурдность просьбы, женщина по телефону сердится, настаивает. Мысль о том, что в это время кто-то, кому действительно нужна скорая, не может дозвониться, ей в голову, видимо, не приходит. Вежливо, но твердо, Нина Андреевна отказывает в вызове.

Возвращается бригада двух молодых фельдшеров — Игоря и Ильи. Поговорить с ними удается буквально несколько минут, почти на бегу.

— Напишите о том, чтобы люди следили за своим здоровьем! — говорит Игорь. — Своевременно посещали врача, выполняли его указания. А то выписанные врачом таблетки почему-то хранятся в шкафу. А если стало плохо, то — «Скорая, помоги»! Обидно видеть, что зачастую вся забота о близких заключается лишь в том, чтобы набрать «03 (103)». Но престарелый родственник — это крест, который каждый из нас должен пронести. Любовь к нему выражается в своевременном и регулярном лечении, сидении с ним в очередях в поликлинике, а не в том, чтобы в критический момент вызвать «скорую».

Ребята, как и все остальные фельдшеры — выпускники ржевского медучилища. Опыт работы уже немалый. Игорь успел и в Москве поработать. Там, конечно, совсем другие деньги. Но, наверное, дома все равно лучше? Спросить об этом я не успела — бригада уехала на очередной вызов.

Звонок из школы: девочке плохо с сердцем. К счастью, оказалось, что ничего страшного — кардиограмма отличная, все показатели в норме. Вообще, «детских» вызовов немало. Но далеко не все из них — действительный повод для вызова скорой. Вот девочке полутора лет на фоне уже назначенного педиатром лечения стало хуже. Ее госпитализировали в больницу. Это, бесспорно, важно! А некоторые вызовы… У кого-то еще с утра высокая температура, у кого-то живот болит и стул расстроен. Все эти симптомы появились не внезапно. Но родители почему-то не обратили внимания на жалобы детей. Некоторых даже в школу отправили!

— Напишите, пожалуйста, о том, в каких случаях действительно надо вызывать скорую, — просит фельдшер еще одной вернувшейся с вызова бригады Светлана. — Ведь очень часто вызывают непонятно зачем! А иногда еще и меняют симптомы, преувеличивают. А ведь можно просто дойти до своего врача, вызвать его на дом. Без лечения, назначенного специалистом, все равно не обойтись!

Несколько последних вызовов — словно живое подтверждение сказанного. Ребенок с легким энтероколитом, которого в период болезни еще и пельменями накормили, небольшое повышение давления у гипертоника…

Бригады, уехавшие на обслуживание этих вызовов, могли бы гораздо быстрее приехать к женщине, у которой критически повысился сахар, к бабушке с серьезной травмой ноги, к очень тяжелой пациент-ке с нарушением мозгового
кровообращения.

— А еще, — устало просит Светлана, — укажите, пожалуйста, что работники скорой не обязаны снимать обувь, надевать бахилы или, как нам иногда предлагают, целлофановые мешки на ноги. Нет таких нормативов. Наша задача — немедленно для спасения жизни и здоровья оказать помощь. Отношение людей часто расстраивает. Мы говорим вежливые слова продавцу в магазине или своему парикмахеру. Почему же иным людям кажется, что работник скорой недостоин элементарного доброго слова?

Фельдшерской бригаде из двух симпатичных улыбчивых Лен достались в этот день вызовы очень непростые. Им пришлось поехать в ИК-7 к заключенному с «острым» животом. Не успели вернуться — вызов в ОВД к человеку в  наркотическом опьянении. Третий вызов вообще без адреса — в какой-то вагончик.

На вопрос, как они работают с асоциальными личностями, все пожимали плечами: нормально. Те же люди, нуждающиеся в медицинской помощи. Конечно, мало приятного, когда под одеждой кишат вши, или когда на тебя бросаются с угрозами или даже ножом — тогда приходится ехать с полицией.

Нина Андреевна вспомнила, как однажды, в ее бытность фельдшером, поступил вызов из деревни Павлюки: мужчина сам в себя выстрелил. До Светителево доехали и «сели» — грязь непролазная. Одна добралась на попутном тракторе, а в деревне — тишина. Нашла дом, а в нем все спят беспробудным сном после бурного застолья, в том числе и «раненый» — цел-целехонек…

На станции снова пусто. Бригада из Твери уже вернулась, но все четыре машины снова на выезде. Лишь одно существо в этой круговерти никуда не торопится. Это «талисманчик» скорой — угольно-черная кошка Муська. У нее в коридоре мисочка, свой уголок. Она прибилась на станцию котенком, пришлось даже ее полечить — и стала полноправным членом дружного коллектива. Этакий «антистресс-мурлыка».

В пересменок появилась возможность поговорить еще с одним ветераном скорой. Водитель Иван Пушкарев на станции более 30 лет. Он может и первую помощь оказать — прошёл обучение в Ржевском медицинском колледже, и фельдшерам помочь, если надо.

— Один раз в деревне роды принимали, — вспоминает Иван. — Внучка к бабушке картошку копать приехала. В доме ни света, ни воды. Светил фельдшеру фонариком. А здорового пацаненка потом в своей куртке в Ржев привез. Отец на радостях все обещал зайти на скорую рассказать, как там дела у мамы с сыном. Да, видно, забыл. Многие обещают — а потом дела-заботы, уже не до нас… Я сначала очень переживал, когда вез людей в критическом состоянии. Нужно на дорогу смотреть, а за спиной человек умирает или рождается. Сейчас привык, конечно. Даже научился по нашим дорогам ездить без тряски. Хотя врачи шутят, что роженицу можно и потрясти — быстрее родит. Но главная наша проблема, конечно, дураки на дорогах. Многие не считают своим долгом «скорой» уступать, мчат напролом, не по своей полосе. Не дай им Бог оказаться на месте того, за чью жизнь борются в кабине. Хотя тогда бы, наверное, поняли.

Слушать рассказы работников скорой можно было бы бесконечно. Куда там всяким сериалам до этих настоящих, невыдуманных историй! Жаль только, что времени на разговоры мало. Им и поесть-то спокойно не всегда удается. Хотя этот день на «скорой» был самым обыкновенным. Смена заканчивалась. Усталая Нина Андреевна была удовлетворена собой и коллегами — ее главная задача выполнена: все вызовы обслужены вовремя. Всего в этот день их было шестьдесят три. Причем, чуть ли не половина — такие, без которых вполне можно было бы обойтись. Может быть, непопулярная идея сделать бесплатными лишь несколько вызовов в год не так уж и плоха? Ведь далеко не у всех нас есть чувство ответственности и понимание того, что скорая — это не панацея, не развлечение, не группа поддержки и уж тем более — не замена поликлинике и участковому доктору.

Не болейте, наши дорогие читатели, берегите здоровье и уважайте труд профессионалов, на обязательную и неотложную помощь которых мы всегда можем рассчитывать.

А работников станции скорой медицинской помощи города Ржева от имени редакции поздравляем с приближающимся профессиональным праздником! Спасибо вам за ваш труд, за добрые и отзывчивые сердца, за спасенные человеческие жизни! Пусть рабочие сутки будут максимально спокойными! Здоровья, достатка, радости вам и вашим близким, дорогие медики! Пусть ржевитяне болеют как можно меньше!

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *