Из истории пожарного дела в России
Продолжение.
Начало в N№ 17
Огонь под скипетром Романовых
21 февраля 1613 года в Успенском соборе после торжественного молебна все выборные люди, от знатного боярина до последнего крестьянина и казака, единодушно избрали царем своим Михаила, первого из рода Романовых. Тяжелое наследие досталось Михаилу Федоровичу. Пограбленные врагом города, сожженные села, вытоптанные, заброшенные поля, толпы нищих, голодных, ограбленных, полуодетых людей. Чуть не половина земли русской была вконец разорена войной и разбойными грабежами.
Враги теснили со всех сторон, карали землю русскую мечом и огнем шведы, поляки, татары. Русская земля, не оправившаяся от страшной смуты, не имела силы бороться со своими врагами, а тем более — с пожарами. Военные пожары разрушали древнерусские города.
Замысел таких пожаров понятен, и бороться с ними примитивными средствами было бессмысленно. Со времен смуты многие города лежали в развалинах. В самой Москве, когда в нее вступил новый правитель, царские палаты стояли без крыши, огонь сохранил только стены. Михаил Федорович Романов много сил потратил на возрождение земли русской и больших городов, одновременно продолжая борьбу с пожарами. В города рассылались царские грамоты с пожарными инструкциями. С 1620 года в Москве уже содержались за счет казны постоянные пожарные обозы с сотнями лошадей. Команда пожаротушения состояла из 100, позднее из 200, а летом возрастала до 300 человек. С 1633 года для тушения применяются водоливные трубы, работу которых обеспечивают специально обученные люди, постоянно дежурившие при земском дворе. Для снабжения заливных труб водой в Москве и других городах устраиваются пруды и колодцы. Было налажено производство пожарных труб — насосов ручного действия, одного из древнейших механизмов, созданных человеком (выбрасывать при помощи воздушного давления воду по трубе вверх (I в до н.э.). Фридрих Энгельс в работе «Диалектика природы» приводит «хронологическую таблицу изобретений», оказавших влияние на развитие цивилизации. Первое место в таблице занимает изобретение пожарного насоса. Судя по расходным книгам, московский печатный двор в 1626 году заплатил «Василию Протопопову за четыре трубы медные водолейные: за две немецкие по 2 рубля и 25 алтын, за две здешнего дела по 3 рубля».
Сохранились описания приемов и методов тушения пожаров: «При подобных несчастиях наряжаются стрельцы и особая стража, которые должны действовать против огня; но огонь там никогда не тушат водой, а прекращают распространение его тем, что ломают близлежащие строения для того, чтобы огонь, потеряв силу, потух сам собою. Для этой цели каждый солдат и ночной сторож должны носить при себе топор. Допускались и исключения из правил: «чтобы не дать огню распространиться, ломают дома вокруг, а если кто заплатит, чтобы сохранить дом, то стрельцы ставят щиты из бычьей кожи, беспрестанно поливая их водой, и тем заграждают дом от огня». Нужно отметить, что современная тактика тушения пожаров также предполагает увеличение противопожарных разрывов путем сноса сгораемых зданий и сооружений. Принимаемые меры оказались действенными и после 1634 года. Таких страшных пожаров, которые истребляли несколько тысяч дворов, уже не было, хотя багровые дымы многократно вздымались над малыми и большими городами России. При царе Михаиле Федоровиче столица горела три раза. Царские грамоты с пожарными инструкциями направляются и в другие города — князьям и воеводам. Ниже я постараюсь довести до читателей любопытный документ ржевского воеводы в Российский сенат, содержание которого можно воспринимать с иронией и улыбкой.
Начало тридцатилетнего царствования Алексея Михайловича Романова знаменовалось кровавым народным бунтом и опустошительным пожаром Москвы. В один из жарких майских дней 1648 года горожане, доведенные до отчаяния несправедливыми поборами и повинностями, устремились в Кремль искать защиты у царя. Молодой правитель, стремясь утихомирить разъяренных людей, выдал им на самосуд своих ближайших приближенных — Леонтия Плещеева, Петра Тараканова и других угодников, особенно ненавистных народу своим корыстолюбием, лихоимством, неправедным судейством и безудержным казнокрадством.
Неизвестно, как бы развивался бунт московских жителей, если бы не грянул набат Спасской башни, сигнализируя о пожаре. Буйно и жарко горели хоромы бояр, дома «черных людей», свечами вспыхивали церкви, лабазы, лавки и другие строения. Тушить пожар было некому. Огонь добрался до большого кружечного казенного двора (кабака). Толпа в неистовстве бросилась на дворовую водку, черпали хмельное зелье шапками, рукавицами, сапогами и перепились до того, что многие тут же сгорели заживо. Пожар прекратился только к вечеру, но суеверные москвичи считали, что он утих только после того, как в огонь бросили обезображенный труп ненавистного Плещеева…
Мятежи 1648 года показали государю, что одним из главных зол русской жизни является отсутствие твердых и точно определенных законов: царский судебник, изданный за сто лет перед тем, сильно устарел. Государству необходимо «строгое от огня бережение». Был собран общерусский земской собор для разработки новых законов. В 1649 году «Уложение» законов было готово и разослано по России. Среди тысячи его статей есть квалификация умышленных пожаров и меры наказания виновных, по которым поджигатели подлежали смертной казни. Есть статьи о пожарах в домах, постройках, на полях, в лесах и статья, карающая за мародерство на пожарах.
30 апреля 1649 года Алексей Михайлович обнародует «Наказ о градском благочинии», который содержит в себе полицейские правила предупреждения пожаров, обязательные для всех. Это первый в России нормативно-правовой акт по организации контроля противопожарного состояния жилья и правил пожарной безопасности населения. Так, контроль над исполнением правил отопления возлагался на особых десятских и сторожей, расставленных по всем улицам и переулкам. Их в свою очередь контролировали «решеточные приказчики» и стрельцы.
Когда-то Русь была покрыта непроходимыми лесами, которые горели от стихийных бедствий, поджогов, выжигались под пашни. Законодательных мер по охране леса от пожаров не существовало. В «Уложении» 1649 было сказано: если в лесу или на ниве пожар произойдет по лености или небрежности, рассматривать его надо как «пожарное разорение» и с виновного взыскивать штраф. Спустя 369 лет проблема лесных пожаров актуальна и сегодня.
Царский «Наказ» поручал приказать всяких чинов людям накрепко во всю весну изб и мылен не топить, к вечеру поздно с огнем не сидеть, учинить непременно у изб и мылен печати. В «Наказе» специально оговаривалось время приготовления пищи — с первого часу дни до четырех часов дни… Можно сказать и так, что всю весну горожане имели одноразовое горячее питание. Как исключение «дымить» допускалось только для домов, где были роженицы или больные люди. Но и тут, чтобы истопить избу или нагреть воду, надо было получить особое разрешение. Во время топки велено было «тех дворов людям с приставы в избах быть с водою и с помелом и веником до тех пор, пока не истопят». «Наказ» совершенствовал и систему пожаротушения, предписывалось иметь жителям на каждые пять дворов водоливную трубу, строительство колодцев от каждых 10-ти дворов. Пожарные припасы, лошадей, повозки предписывалось содержать в съезжей избе (позже и до наших дней — это пожарные части).
17 апреля 1667 после очередного существенного пожара был дан новый наказ: усилить надзор за исполнением изданных правил предосторожности от огня. Надо сказать, что от огня страдали не только города Руси, но и сельская местность. В 1657 г. грабежи, убийства и особенно поджоги помещичьих и крестьянских дворов повсеместно усилились до такой степени, что правительство было вынуждено прибегнуть к жесточайшим мерам по отношению к татям и поджигателям. Совпадение, но 17 апреля 1670 года создается еще один царский указ, который гласит: «Стольники, стряпчие, дворяне, жильцы и иные чины! Великий государь велел вам сказать, чтобы в их домах весною и летом до самых заморозков строго держали бережение большое от огня. Приказать накрепко людям, которые у вас живут на дворах или в своих домах, чтобы они жили в постоянстве с великим бережением изб своих и людских, бань не топили, по вечерам поздно с огнем не сидели. Кто нарушит этот указ, тому быть в опале великой, а иным — в вечном разорении и жестоком наказании смертной казнью».
Сегодня, как и тогда, актуальным является время сообщения и прибытия подразделений на пожар. До изобретения телефона еще далеко. Издавна звон колоколов на Руси оповещал народ о надвигающейся опасности: о пожаре, набеге врагов или призывал к мятежам. При возникновении пожара беспорядочный звон колоколов вносил сумятицу, люди выбегали на улицу, не ведая, откуда идет огненная напасть, не знали, куда бежать с огнегасительными инструментами по пожарной повинности. Вероятно, именно эти обстоятельства побудили славного государя Алексея Михайловича взяться за перо и лично составить звуковую набатную сигнализацию.
В Ржеве в более поздние времена возникали такие же проблемы с набатной сигнализацией, и согласно протоколам заседаний Ржевского пожарного общества «Ревнителей» происходило серьезное разбирательство. Мало кто знает, что в 1655 году в Моск-ве для оповещения о пожарах был сработан первый Царь-колокол. Весил он около 130 тонн и предназначался для звонницы, что рядом с колокольней Ивана Великого. Антиохийский архидьякон Павел Алепский писал: «Ничего подобного этой редкости великой, удивительной, единственной в мире нет, не было и не будет: она превосходит силы человеческие». Звук колокола уподоблялся ударам грома. В 1656 году колокол упал и оставался в земле восемнадцать лет, после чего вновь был водружен на звонницу. Там он провисел благополучно до 19 июня 1701 года. В столице тогда разразился очередной пожар, от которого выгорел практически весь Кремль и часть Замоскворечья. Во время этого пожара колокол рухнул и разбился.
Историческая ценность Наказа Алексея Михайловича заключается в том, что в нем впервые предусматриваются основные атрибуты, присущие профессиональной пожарной охране: платный постоянный состав, содержащийся за счет средств Земского приказа; съезжие избы, как предтеча пожарного депо; наличие механизированных водоливных труб ручного действия; наделение решеточных приказчиков и подъячих правом наказаний жителей города, нарушающих правила обращения с огнем. «Градское благочиние» вводится в других городах Руси. Хотя Романовы и преуспели во внутреннем благоустройстве государства Российского и в проведении противопожарных мер для ограждения городов, сел и деревень от огненного бедствия, но многое им еще предстояло сделать для того, чтобы Россия стала могучим государством, не уступающим ни в чем государствам Запада, в том числе и в противопожарной защите.
Спустя 350 лет 30 апреля 1999 года становится официальным праздником огнеборцев — Днем пожарной охраны России.
Подготовил
Владимир Булыгин,
помощник начальника ФГКУ «4 ОФПС
по Тверской области»,
ветеран пожарной охраны