ЛЮБИТЕ И ЖИВИТЕ В МИРЕ

Когда в марте корреспондент «РН» в составе фронтовой бригады, организованной благотворительным фондом «Добро», ехала поздравлять с днем освобождения Ржева Инну Павловну Волынчук, то знала о ней лишь то, что в апреле нынешнего года бабушке исполнится девяносто лет.

Дверь нам открыла симпатичная, небольшого роста женщина с модной стрижкой, и с улыбкой, немного растерянно, сказала: «Ой, гости, а я по-домашнему одета… но вы проходите, проходите, пожалуйста! Ах, так с вами еще и гармонист!»

Поверить в то, что это наш адресат, было сложно. Ну никак Инне Павловне не дашь девять десятков!

Тогда наше знакомство было ограничено во времени, и я решила: если Инна Павловна будет не против, обязательно навещу ее еще раз. Встреча состоялась накануне Дня Победы.

Когда началась война, Инне было тринадцать, вместе с родителями, двумя младшими братьями, сестрой, бабушкой и тетей они жили в Белоруссии. Отец работал врачом, мама — медицинской сестрой. Мечтам шестиклассницы о счастливой юности, о том, как выучится на врача и будет помогать людям, как мама продолжит учить ее шить себе наряды, сбыться было не суждено… На второй день войны в Поляи вошли немцы.

На фронт глава семьи ушел в июне. Попал в плен, из которого в 1942 году удалось бежать и даже добраться до дома. Предателей из числа местных жителей хватало, и полицаи сдали коммуниста немцам.

— Я помню, что сказал тогда про них один из немцев, — рассказывает Инна Павловна, — не так страшен коммунист, как такие люди. Отца арестовали и увезли в Витебск. Последнее, что он сказал маме: «Оля, береги детей». И больше мы его не видели…

В 1943 году семью заведующего больницей вместе с другими посадили в душные, без окон товарные вагоны и несколько дней везли в Литву. С собой люди взяли только то, что могли унести в руках.

Пункт прибытия — концлагерь в Ново-Вильне. Спали на нарах с натянутой сеткой. Кормили пленных раз в день чем придется.

Потом поступил приказ: тех, кто помоложе, отправить в Германию. Семью Инны Павловны забрал к себе в оккупированный немцами Алитус зажиточный литовец. Ему были нужны помощники по хозяйству. Работали много, кормили объедками с хозяйского стола, но люди были рады и этому.

В июле 1944 года к Алитусу стали подтягиваться наши войска. Немцы уходили через переправу на Немане. 16 июля семь десятков взрослых и детей согнали в овраг. Кругом рвались снаряды. Один из них упал вблизи оврага, где пряталась мама Инны с детьми. Молодую женщину убило тут же, ее сыновья Павлик и Лёня получили серьезные ранения, лежали без памяти. Кричи-не кричи, прийти на помощь некому. Все, кто выжил, разбежались. Шестилетняя Тамара вцепилась в платье сестры и плакала: «Инночка, спаси меня». Шестнадцатилетняя девушка вытащила из оврага полумертвых братьев, положила их на коляску и дала себе слово, что спасет им жизнь. Не пройдя и нескольких метров, сестры попали под перекрестный обстрел.

Когда казалось, вот-вот настигнет пуля, девушка увидела солдата со звездочкой на пилотке. Он помог довезти раненных мальчишек до полевого госпиталя. Лёне сразу ампутировали ногу. И вместе с другими ранеными их отправили дальше. Инна была потрясена случившимся, растерялась, не знала, куда идти, как быть, и оставила сестру с другими беженцами в окопе.

Спохватилась, бросила родного человечка, и пошла обратно, но тут разбомбили ближайшую через Неман переправу. Как вернуться к Тамаре? Как дальше жить? Слезы лились градом… Что делать?

— Были мысли, брошусь в реку, — признается Инна Павловна.

Но тут услышала голос: «Яня акши» (иди сюда). Литовец помог перебраться на другой берег. Сестры встретились.

— Господь меня вел всю жизнь. Уж сколько таких ситуаций было, из которых вряд ли живой выбраться… А мне везло. Я себе тогда слово дала, никогда не брошу сестру и братьев. И несказанно рада, что спасла их, — вспоминает Инна Павловна.

Грязные, босые, девочки вдвоем пошли в сторону Витебска, к дому. Шли километров семь. На ночевку устроились в школе, подстелив на пол солому. На этом пути им повстречались военные, как потом узнает Инна, майор Оршанский и майор Кофман. Месяц сестры жили на месте дислокации летчиков.

Затем воинская часть 32926 должна была переезжать. Инне предложили остаться при части, но Тамару нужно было отвезти к бабушке и тете в город Симна (Литва). В сопровождение дали солдата. Солдатская смекалка помогла пройти через комендантский патруль без документов. Рядовой закатал ее в мешок, закрыл шинами. Так и проехала в кузове машины. Потом девушке выписали документы, и вместе с летчиками она отбыла в Восточную Пруссию под Бранденбург.

Часть воевала на 3-м Белорусском фронте, под командованием генерала Черняховского. Инна попала в 146 батальон 320 дивизии, который обслуживал истребительный полк. До линии фронта было всего два километра. Работала официант-кой, забот было много. Новость о Победе застала часть в Восточной Пруссии. По окончании войны Инне вручили медаль «За победу над Германией». О судьбе родных девушка ничего не знала. Слезы радости смешались со слезами отчаяния, куда ехать, где искать сестру? Там ли Тамара, куда она ее отвезла? К счастью, удалось узнать, что Тамара живет у бабушки и тетки под Бобруйском.

На самолет Инну посадили, а как дальше? Как ехать на поезде, без денег и билета? Проводница «зайца» заметила и направила к выходу. А поезд уже набирал ход…

— Вышла я в тамбур, а там такой же безбилетник. Сумку из рук дернул и сиганул с поезда, и меня за собой потянул. Выпали оба. Он скорее в бега. До Бобруйска еще километров сорок, кругом лес, на улице темнеет. У меня коленки ободраны, документов снова нет… Смотрю, огонек светится. Будка дежурного, наверное. Помог добрый человек. Товарный поезд на Бобруйск в этом месте приостанавливался, так он меня подсадил на него. В растрепанном виде, в одной туфле я приехала в Осиповичи за сестренкой… И забрала Тамару к себе в Щучин.

Там устроилась официант-кой в столовую, в 1946 году получила комнату в общежитии, там она и увидела старшего сержанта Волынчука.

— Парень деловитый был, мне его хозяйственность нравилась. Предложил пожениться, я и согласилась. Братьев нашла. Леня как раз у меня был, союз наш с Колей одобрил.

Николай Кириллович был авиационным механиком первого класса. Служил в Щучине, там, в 1947 году родился Коля, потом часть перевели в Ржев, семья переехала и пополнилась, родилась Оленька. Позже в город приедет жить и сестра Тамара. Муж Инны Павловны умер в 1977 году. В живых уже нет и Тамары с Павлом. Замуж моя собеседница больше не вышла. Помогала растить дочерей Аню, Марину и Лену другу семьи, подполковнику Николаю Николаевичу Голубеву. «Десятилетку» окончила уже после войны. Пятнадцать лет работала в ателье от железной дороги, потом тридцать пять лет — в страховой компании. В 86 (!) вышла на пенсию.

— Спасибо, коллеги меня не забывают, в гости приходят, я всегда им рада. Городская администрация не забывает. Ребята из 13-й, из 9-й школы приходят с поздравлениями. Девочки мои, которых растить помогала: Аня, Марина, Лена пишут, навещают. 9 Мая — великий праздник для каждого из нас. Поздравляю всех с Днем Победы! Особенно заведующую отделением социального обслуживания на дому Марину Николаевну Цветкову, мою палочку-выручалочку, соцработника Светлану Воскресенскую и всех сотрудников Комплексного центра социального обслуживания населения Ржева и Ржевского района. Девочки, здоровья вам крепкого, мирного неба над головой, благополучия, успехов в работе. Спасибо большое за ваш благородный нелегкий труд!

Сын Инны Павловны Николай живет в Кишиневе, дочь Ольга — в Великих Луках. Есть двое внуков и две правнучки. Правда, видятся родные нечасто. Но Инна Павловна не унывает. У нее есть хобби.

— Коля у меня человек творческий, закончил ГИТИС, потом заинтересовался художественной лепкой. Приехал как-то в гости, я на его труды посмотрела, и мне тоже очень захотелось с гипсом поработать. Он показал, что да как. Нужен совет, обращаюсь к нему. И вот уже десять лет я увлечена работой с гипсом.

Инна Павловна делает магниты по знакам зодиака, цветочные гипсовые корзины, ангелочков, иконки, фигурки насекомых. Изделия получаются на загляденье. Мастерица в каждое из них душу вкладывает. И труд это кропотливый. Форму нужно так заполнить, чтобы не было пустот и пузырьков. Потом покрасить, магниты приклеить или петельку-держатель приделать…

— Я не унываю и никому не советую. Уныние — грех. Люди созданы, чтобы счастливыми быть. И зависит счастье по большому счету от того, как мы события нашей жизни встречаем. Любите, занимайтесь любимым делом и будьте счастливы!

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *