ЧЁРНЫЙ КОТ УПРАВЛЕНИЯ ГО ЧС

Большинство из нас с работой спасателей знакомо лишь по новостным репортажам с крупных аварий или катастроф, и слава Богу. И то, что мы не видим особой разницы между аббревиатурами МЧС и ГО ЧС, тоже, в общем-то, здорово — значит, люди, призванные обеспечивать нашу безопасность и приходить на помощь в трудную минуту, профессионально и незаметно делают свое дело. В прошлом году мы рассказывали о структуре и задачах муниципального учреждения «Управление ГОЧС г. Ржева». Сегодня снова решили встретиться с его работниками и понаблюдать за их трудовыми буднями.

Начальником Управления в настоящее время является Александр Иванович Абраменков, человек в городе известный, с богатым управленческим опытом и знанием городских реалий. Само учреждение находится в небольшом двухэтажном особнячке на высоком волжском берегу у телевышки. Войдя в здание, мы сразу же оказываемся в помещении единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Ржева. Именно сюда на знакомый многим ржевитянам телефон 2-20-60 стекается вся оперативная информация и поступают звонки от жителей. Диспетчерская служба работает круглосуточно, семь дней в неделю.

В ближайшее время здесь развернут систему оперативного реагирования 112, которая будет работать в автоматическом режиме (поступивший сигнал мгновенно попадает ко всем оперативным службам города). В настоящее время его получает, как правило, лишь одна из служб и в ручном режиме связывается с остальными. От этого порой ухудшается взаимодействие, теряются драгоценные минуты. Например, скорая помощь, первая получившая сигнал о ДТП, приезжает на место, но не может оказать помощь людям, зажатым в автомобиле, потому что спасатели получили вызов позже. Служба 112 с серьезной аппаратурой, соединенная с системой ГЛОНАСС, сможет мгновенно реагировать и координировать спасательные работы в любой ситуации. На обработку вызова будет тратиться всего лишь 40 секунд! Сотрудники ЕДДС в настоящее время проходят обучение, наблюдают за работой своих коллег из пяти городов, где служба 112 уже существует. Проблем, возникающих при внедрении системы, даже в больших городах пока немало: отсутствие возможности предоставления психологической помощи, кадровые проблемы, недостаточность финансирования. Но лиха беда начало.

Здесь же располагается комната для видеоконференций, которые проводят областные и федеральные структуры, а также зал совещаний. На специальный экран выведены картинки с камер наблюдения, установленных на улицах города. Я не могла отделаться от ощущения, что ЕДДС — своеобразный мозговой центр Ржева, куда стекается вся информация, и именно здесь принимаются оперативные решения. Собственно, так оно и оказалось…

Александр Иванович подробно познакомил меня со структурой управления ГОЧС Ржева. Всего в нем работают 25 человек. Из них, помимо управленцев, 10 сотрудников ЕДДС и 9 членов поисково-спасательного отряда — «спасателей». Штат полностью укомплектован, но кадровая проблема все равно сохраняется. Нагрузка на дежурного единой диспетчерской службы огромная, ответственность запредельная, а с внедрением системы 112 возрастут и требования к уровню владения компьютером. И все это при очень небольших зарплатах. Возраст большинства наиболее опытных и ответственных сотрудников — пенсионный. Но именно они являются профессионалами, способными четко и правильно реагировать в сложных ситуациях. Сам Александр Иванович в такой ситуации на связи уже буквально «на пятой секунде». Очень быстро оповещается руководство города. Но все же главная нагрузка и ответственность ложится именно на оперативных дежурных.

Смена состоит из двух человек, которые дежурят сутками. Начальником ЕДДС является Евгений Бажанов. В тот день работала смена, состоящая из самого опытного дежурного, ветерана службы Николая Конова и Натальи Блигановой, которая работает совсем недавно, но уже успела влиться в дружный коллектив.

Рабочая смена начинается в 8.00. Дежурные передают друг другу сведения по оперативной обстановке и приступают к своим обязанностям. На телефон 2-20-60 поступают звонки от жителей по самым разным вопросам.

Главной «головной болью» дежурных являются коммунальные неурядицы. Даже некрупные аварии чреваты шквалом звонков, порой совершенно неадекватных. Работа с такими происшествиями не входит в число прямых задач, поставленных перед ГОЧС, но диспетчеры принимают на себя львиную долю возмущения, а порой даже оскорблений и прямых угроз. Механизм реагирования на подобные ситуации выработан, и дежурный четко знает, как действовать. Он связывается со службами, ответственными за ликвидацию данной коммунальной аварии, оповещает руководство, отслеживает, как происходит ликвидация аварии и сообщает полученную информацию жителям. Но объяснить разгневанным горожанам, что ЕДДС не занимается прорывом водопровода или откачкой воды из подвала, порой бывает невозможно.

К счастью, в этот день на коммунальном фронте города было все спокойно. Прошедший накануне дождь снизил угрозу пала травы, и звонков о пожарах тоже не поступало. «Вы бы пришли в субботу и воскресенье, увидели бы нашу работу в кризисной ситуации», — шутят сотрудники.

Действительно, в выходные творилось что-то страшное. Сотрудники МЧС и все пожарные машины были в районе. Там ситуация — едва ли не критическая. Трава полыхала у самых населенных пунктов, очагов пожара было несколько. А город от огня прикрывали спасатели ГОЧС. Звонки об очагах возгорания поступали в ЕДДС один за другим. Одни безответственные горожане поджигали сухую траву, подвергая опасности себя и остальных, другие по мере своих сил
помогали спасателям. Так, например, на тушение пожара на Осташковском шоссе вышли учащиеся школы N№ 5. Ученики 4-6 классов подносили воду. В понедельник в адрес директора даже было отправлено благодарственное письмо. Что тут скажешь — молодцы ребята!

Огонь угрожал жилым строениям по улице Декабристов, у Верхневолжского водозабора, у Ледового дворца.

Специальной техники для пожаротушения у спасателей нет. Но с подобными возгораниями получается справляться так называемыми «хлопалками» — кусками пожарного рукава, закрепленного на черенке лопаты. В этом году решено приобрести хотя бы пару переносных ранцев для пожаротушения, вмещающих в себя 18 литров воды. Тем более что низовое возгорание травы может перекинуться на высокие деревья и кустарники. А это уже верховой пожар, борьбу с которым должны вести профессиональные пожарные.

Поисково-спасательный отряд — гордость ГОЧС и лично А.И. Абраменкова. Чтобы так искренне и горячо руководитель расхваливал своих подчиненных, я, честно говоря, не слышала никогда. Но даже поверхностное знакомство с работой спасателей показало, что гордость эта совершенно обоснованная, и жители города могут на своих спасателей положиться. Не ради красного словца скажу, что мне стало гораздо спокойнее жить. Я лично смогла убедиться, что в нашем городе работает настоящая спасательная служба, состоящая из профессионалов. Более того, ржевские спасатели действительно находятся на своем месте, любят свою работу, гордятся ею. Как редко в наши дни выпадает журналисту счастье писать такие строки… Начальник поисково-спасательного отряда Андрей Касаткин — человек опытный. Свой рассказ Андрей Евгеньевич тоже начинает с коллектива. Команда спасателей за годы совместной работы стала настоящей семьей. И это очень важно, потому что в трудные минуты рядом должно быть плечо друга, на которого всегда можно положиться как на самого себя. Спектр задач, которые приходится выполнять спасателям, достаточно широк. От доставания котенка, застрявшего за батареей, до оказания помощи людям, попавшим в критическую ситуацию. Приходится извлекать людей из искореженного в автомобильных авариях транспорта, вскрывать двери, за которыми находятся больные или недееспособные люди, помогать пожарным, работникам скорой помощи, УВД, социальным службам, заниматься спасением людей на воде, поиском пропавших. Как правило, спасатели никогда не отказывают людям в помощи, и делают это, не раздумывая. Ведь иногда счет идет на секунды. Как, например, недавно, когда удалось спасти мужчину, задыхавшегося в гараже от угарного газа. Решение вскрывать гараж пришло моментально, времени на получение разрешения или даже ожидание представителя полиции просто не было. Зато человека удалось спасти!

Чаще всего приходится деблокировать запертые двери.

— Буквально вчера, — рассказывает Андрей Евгеньевич, — выезжали вызволять работников газовой службы, которые приехали в асоциальную семью перекрывать газовое оборудование. Пока они работали, пьяный сожитель хозяйки ушел, захлопнув дверь. Вся аварийная бригада газовой службы и сама хозяйка оказались заблокированными в квартире.

Причем, ржевские спасатели, в отличие от своих коллег из крупных городов, стараются деблокировать двери аккуратно, с минимальными потерями для хозяев, понимая, что лишних денег у ржевитян нет. Услуга эта совершенно бесплатна, как и все, что делают спасатели. Отблагодарить их можно простым человеческим «спасибо». Мы обязательно более подробно познакомим наших читателей с работой ржевских спасателей. Я договорилась с Андреем Евгеньевичем, что в ближайшее время смогу поехать с ними на вызовы и увидеть все своими глазами. А пока начальник ПСО с гордостью продемонстрировал новое профессиональное спасательное оборудование ГАСИ, которое помогла приобрести районная администрация. Теперь наши спасатели способны выбивать любые двери, поднимать тяжелые бетонные плиты и делать многое другое для спасения и помощи. Благодаря финансовой помощи депутата ЗС Романа Крылова удалось приобрести рации нового поколения. Очень надеются спасатели на то, что в этом году будет приобретен новый автомобиль. Хотелось бы иметь и свой автоподъемник, и машину-водовозку для подвоза воды в случае коммунальных аварий.

Спасатели уже собрались ехать на совместные учения, которые шли третий день, как вдруг оперативному дежурному поступил сигнал: в одном из домов закрылся изнутри и не открывает родителям парень, склонный к употреблению наркотиков. Команда выехала на деблокирование дверей. Тем временем парень открыл дверь самостоятельно: спал… Спасатели смогли выехать на учения, а я вернулась в помещение ЕДДС. Там меня познакомили с важным и всеми любимым членом дружного коллектива. Похоже, у каждой службы города есть свой черный кот! Кота управления ГОЧС зовут Василий Дмитриевич и, несмотря на свою молодость, он необычайно солидный и важный. И хотя Василий явно знает себе цену, погладить и потискать себя позволяет всем желающим.

Этот день для города и сотрудников ГОЧС оказался очень спокойным и не принес никаких особенных «сюрпризов». Меня напоили вкусным чаем и рассказали множество интересных историй. В работе ЕДДС от трагического до смешного, действительно, бывает лишь один шаг.

…В тот день мы еще не знали, что в ближайшую субботу ураганный ветер будет валить в городе и районе деревья и автобусные остановки, обесточит добрую половину города и заставит все аварийные службы работать на пределе возможностей.

Увы, спокойных дней у сотрудников ГОЧС немного. Но очень хочется пожелать, чтобы их было как можно больше. Чтобы телефон ЕДДС звонил реже, и только по несложным, быстро разрешаемым ситуациям.

Я же убедилась, что гражданская оборона города и спасательная служба работают четко и слаженно. Ржевитяне не останутся с бедой один на один. Им на помощь придут люди неравнодушные, настоящие профессионалы, которые делают свою работу не за страх, а за совесть.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *