Сирия страна святынь и пророчеств

 

Колыбель человечества

Утверждение, что Сирия является колыбелью христианства, наверное, не совсем корректно. Все же Иисус родился в Палестине и там произошли самые знаковые библейские события. Но то, что с Сирией связано в христианстве очень многое, факт неоспоримый.

О деяниях апостола Павла, жизни и просветительской деятельности Иоанна Златоуста, житиях святых преподобных Иоанна Дамаскина, Симеона Столпника, Исаака Сирина и многих других можно прочитать на портале любой христианской конфессии. Немало на территории Сирии и мусульманских святынь, связанных с историей сподвижников и потомков Пророка Мухаммада. Многие события Ветхого завета произошли на этой земле.

Сирия всегда была местом паломничества верующих со всех уголков мира. Но места, связанные с религиозными преданиями, с удовольствием посещали и обычные туристы. Истории, которые можно было услышать от местных жителей, занимательны, а порой и захватывающи. Разбираться в их достоверности — дело историков и религиозных деятелей. А простые люди веками верят в то, что услышали от своих предков, не заморачиваясь исторической достоверностью и теологическими тонкостями.

Например, считается, что Адам и Ева, изгнанные из рая, оказались именно на территории современной Сирии. Именно здесь на горе Касьюн произошло и первое на земле убийство — Каин убил своего брата Авеля. Здесь находится могила царя Нимрода, внука Хама, затеявшего строительство Вавилонской башни. И именно здесь, и это уже подтверждаемый официальными христианскими источниками факт, фарисей Савл (будущий Святой Павел) был ослеплен, прозрел и принял христианство.

Земля Сирии хранит множество тайн и секретов, связанных с мировой историей. Это признают все историки и археологи мира. Французский археолог директор Лувра Андре Парро сказал однажды: «У каждого культурного человека есть две родины — своя и Сирия». И в этих словах есть свой смысл. И назвать Сирию колыбелью человечества, пожалуй, можно без преувеличения.

Самое удивительное, что и конец нашей цивилизации может начаться именно здесь. Так считают мусульмане, уверенные в том, что звук труб Страшного Суда разнесется по всему миру именно из Сирии, и отсюда подует страшный ветер, который сметет с лица земли все созданное людьми. Жутковатое пророчество Исайи в Ветхом завете гласит: «Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин… В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему… В тот день укрепленные города его будут, как развалины в лесах и на вершинах гор, оставленные пред сынами… и будет пусто». Евангельские христиане в падении Дамаска видят часть разрушительного процесса, сопровождающегося войнами, гонениями, голодом, эпидемиями, неотвратимыми несчастьями (восхождением Антихриста), который закончится Вторым пришествием Христа. Это пишет Иоанн Богослов в своем Откровении. И даже агностики поеживаются, вспоминая слова предсказательницы Ванды о том, что конец света придет из Сирии.

События последних лет, противостояние, продолжающееся в Сирии, столкновение интересов ведущих мировых держав, вполне реальная угроза Третьей мировой войны пугают людей, видящих в этом свершение пророчеств. Скептики же возражают им, что за прошедшие века Дамаск как минимум семь раз подвергался огню и мечу. Но его развалины не стали причиной конца света, город отстраивался и вновь представал во всем своем великолепии.

Гора Касьюн

Одним из излюбленных туристами мест была пещера на горе Касьюн. Скажу честно, отношения к этому преданию иудейских, христианских и мусульманских богословов я не знаю. Как и к большинству из того, что рассказывают туристам гиды и местные жители. Но ведь менее захватывающими и интересными они от этого не становятся?

Итак, как известно, Каин и Авель были детьми Адама и Евы. Кроткий и трудолюбивый Авель был пастухом, а горделивый и завистливый Каин — землевладельцем. Каин Авеля убил. И свидетелем этому была гора Касьюн, у подножия которой и произошло это первое в мире преступление. Как и все созданное Богом и полностью подчиняющееся его законам, гора от увиденного в ужасе закричала, и в ней образовалась пещера. Пещера «Первой крови» или «Магарат ад-Дам». Она действительно очень похожа на раскрытый в ужасе рот с высунутым языком. Правда, бесхитростно раскрашенная в разные цвета, в наши дни она производит слегка комичное впечатление. Но в естественном, не раскрашенном виде, была бы достаточно реалистична.

На одной из ее стен даже есть отпечаток огромной длани. По преданию, гора хотела захлопнуть раскрывшийся рот, но этому помешал архангел Гавриил, также присутствовавший на месте преступления и не позволивший исчезнуть этому свидетельству чудовищного акта против заповедей Создателя. Кстати, и идея захоронить брата в землю якобы пришла к Каину именно здесь, после долгих и бесплодных скитаний с телом убитого брата. Черный ворон, что-то выковыривавший из земли, навел его на мысль, что следы преступления можно скрыть под ее толщей.

С горы Касьюн открывается потрясающий вид на Дамаск. Сирийцы могли часами проводить на горе, отдыхая в многочисленных придорожных кафе, или просто вдоль дороги, попивая чай или кофе, покуривая кальян и предаваясь созерцанию огромного города, в котором кипит быстротечная жизнь.

Монастырь святого Симеона Столпника

У меня в Сирии было два любимых места. Я их не выбирала. Они сами выбрали меня. Это мечеть Омейядов в Алеппо и развалины монастыря святого Симеона Столпника. Про мечеть я уже писала. А вот описать ощущения, которые испытываешь на этой горе, очень сложно. Я первый раз в жизни поняла, что означает «намоленное» место. Даже биография самого святого, в которой много странных для обычного человека фактов, не смогла испортить моего впечатления от этого места. Кажется, что оно очень близко к Богу, гораздо ближе, чем все остальные места на Земле. Может быть, это и сподвигло Симеона взобраться еще выше? Не знаю. От столба сейчас осталось лишь основание, да и сами развалины вполне заурядны. Но воздух там буквально вибрирует и звенит. Очень тихо, но вполне ощутимо. Возможно, этому явлению есть какое-то вполне научное объяснение. Если смотреть с горы в сторону моря, то можно увидеть бесконечность. Небо просто не кончается. Наверное, оно сливается с морем, до которого всего несколько десятков километров по прямой.

Смотритель монастыря жил с семьей там же, в небольшом домике, при строительстве которого были частично использованы обломки священных руин. В Сирии такое вольное обращение с историческими камнями никого никогда не шокировало. А еще там (и больше нигде в таких количествах) росла самая обычная крапива. Очень похожая на нашу русскую.

Крак-де-Шевалье

Назвать святым замок крестоносцев-госпитальеров, расположенный между Хомсом и Латакией, конечно, нельзя. Хотя мотивы, приведшие этих средневековых завоевателей на тучный, сытый и процветающий Восток, были более чем религиозными. Во всяком случае, таковыми их представил Папа Урбан II, давший старт самой кровавой и безжалостной бойне в истории человечества. И хотя Сирию  страшные события миновали, на ее землю «святое» воинство все-таки пришло.

«Самый красивый замок мира, несомненно, самый живописный из всех, которые я когда-либо видел, просто настоящее чудо», — написал в 1909 году Лоуренс Аравийский. И с ним трудно не согласиться. Расположенный на высокой горе (около 500 метров), он стоял еще до нашествия крестоносцев и назывался «Крепость курдов». Во время первого Крестового похода крепость была с немалым трудом захвачена, но быстро брошена. Каждый «христов воин» был так одержим идеей оказаться в Иерусалиме и стать не только богатым, но и обрести гарантированный рай, что сидеть в какой-то малоизвестной крепости желающих не нашлось.

Лишь через несколько лет, в 1110 году, крестоносцам вновь удалось ее покорить. Крепость закрепили за Орденом ионитов (госпитальеров). Именно они и выстроили эти величественные неприступные стены. Крепость неоднократно страдала от разрушительных землетрясений, ее регулярно восстанавливали. Полностью автономная, она могла выдержать многолетнюю осаду. Не имеет смысла описывать долгое противостояние. А длилось оно более двухсот лет! Лишь знаменитому султану Бейбарсу удалось наконец-то заставить рыцарей сложить оружие. Он проявил неслыханное по тем временам великодушие и отпустил разгромленных крестоносцев восвояси.

Крак-де-Шевалье считается главнейшим образцом средневековой архитектуры, крепость включена в Список Всемирного Наследия Юнеско и до войны ее охотно посещали туристы. Кстати, в 2003 году в крепости снимался российский телесериал «Баязет» по одноимённому роману Валентина Пикуля.

Я была в крепости лишь однажды, хотя бродить по огромным рыцарским залам, представлять, как здесь закатывали пиры, где стояли кони, как монахи мели своими рясами мощеные улочки, было здорово. В этих потрясающе красивых местах у нас жило много хороших друзей, но туда я больше никогда не приезжала: у меня оказалась самая настоящая акрофобия, связанная с горными дорогами на подъем. Когда автобус начал взбираться по не такому уж и крутому серпантину, у меня началась настоящая истерика. В полуобморочном состоянии наверх я все-таки доехала. Но больше  даже по таким невысоким горам уже не путешествовала. По этой же причине я не увидела замок Салах-ед-Дина, расположенный на еще более живописной горе у моря.

Ольга ДАБУЛЬ

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *