Добро пожаловать в баню!

Андрей Валерьевич ПАВЛЮК, генеральный директор ООО «Основа Капитал»:

Добро пожаловать в баню!

— Андрей Валерьевич, мы с Вами хотим рассказать читателям об одной из ржевских бань — на улице Привокзальная, которую Ваша фирма взяла под свою опеку и открывает в обновленном виде. Но название ООО «Основа Капитал» говорит о том, что данная сфера деятельности для Вас далеко не единственная. Это так?
— Действительно, деятельность фирмы несколько шире. Мы на сегодняшний день достигли такого уровня развития, когда можем позволить себе инвестировать средства в сферу услуг — конкретно, банно-прачечных. Мы уже опробовали эту деятельность на примере нескольких общественных бань в Твери, Вышнем Волочке, Торжке, теперь пришли в Ржев.  Помимо упомянутого, «Основа Капитал» занимается производством металлоконструкций, а также в ее состав входят предприятия сельскохозяйственной отрасли и деревообработки.
— География обширная?
— Да, например, сельское хозяйство — это один из бывших колхозов Калининского района. Деревообрабатывающее предприятие — в Горно-Алтайске…
— А банный бизнес, который у фирмы, я поняла, сосредоточен в Тверском регионе, давно начали?
— С 2008 года, когда выкупили первую баню в селе Никольское Калининского района. В 2011-м вплотную начали работать с бывшим муниципальным коммунальным предприятием Вышнего Волочка, включающим в себя четыре бани и прачечную — в тесном сотрудничестве с его директором Андреем Курякиным. Совместно вложили значительные средства в реконструкцию всего хозяйства и заставили его работать по-новому.
— То есть, я так понимаю, теперь предприятие частное. А как же социальная нагрузка?
— Безусловно, осталась, и всегда должна оставаться. Мы берем на себя обязанность по обслуживанию населения, в том числе его малообеспеченной части, а выпадающие доходы компенсируем благодаря договоренностям с муниципалитетом. Таким образом, мы снижаем стоимость услуг для пенсионеров, ветеранов труда и ВОВ и малообеспеченных семей в два раза.
Подобную практику сейчас мы начинаем и в Торжке — в мае прошлого года выкупили единственную городскую баню, и после масштабного капитального ремонта, длившегося месяц, она открылась обновленной, с парными, выполненными из высококачественных дорогих материалов, новой сантехникой. А кроме этого, мы везде, где начинаем деятельность, устанавливаем свои системы подготовки воды, включая резервуары, чтобы график работы бани не сбивался из-за перебоев с водой, и автономные котельные — это исключает зависимость от энергоснабжающих организаций плюс удешевляет процесс. Наши бани работают даже тогда, когда в районе отключают горячую воду. Словом, стараемся достичь автономности во всем — например, ставим даже свои генераторы, чтобы перебои с электроэнергией не мешали работе бани.
— То есть, ваши бани могут работать в экстремальных условиях перебоев со светом и водой. Но после ремонта и таких затрат стоимость помывки все равно становится выше, иначе как вернуть вложенные средства?
— Незначительно выше. Например, в Торжке баня и до, и после ремонта стоила 150 рублей, с мая намереваемся поднять до 200. Но при этом, за счет поступления дополнительных средств будет продолжен ремонт бани, и качество обслуживания возрастает значительно.

Обращаю внимание: мы не ставим цель как можно быстрее окупить затраты, потому что при нынешнем уровне развития нашего бизнеса можем достаточно долго перекрывать недостачу с других направлений.
Лидирующее положение занимает баня в Твери, в Никольском. Локомотивом направления, можно даже сказать, полигоном, где мы отрабатываем все технологии водо-, электроснабжения, является именно она. А опробовав, внедряем в остальные, причем иногда на периферии даже раньше.
— У Вашей команды с опытом уже появился определенный алгоритм, как вдохнуть жизнь в старую баню? Выкупив новый объект, везде действуете одинаково?
— Напротив, к каждой бане подходим индивидуально, иногда уже в процессе ремонта выясняется, что объем работ и средств нужен гораздо больший, чем представлялось поначалу. Инженерные решения приходят порой уже после начала эксплуатации. Делаем, переделываем, совершенствуем, потом появляются новые идеи — потому что изначально настроены на развитие. Никольская баня действует 5 лет, и мы еще работаем над ней: перечень задумок расширяется, да и постоянно растут потребности населения в более высоком уровне бань. Отсюда наша прямая обязанность — регулярно следить за качеством предоставляемых услуг, расширять и совершенствовать их.
Вообще, в каждой бане придумываем и реализуем проект, оптимальный именно для ее условий. Здесь и вопросы энергосбережения, и вопросы удобства. В Торжке пришлось делать даже не принудительную — приточную вентиляцию парных, плюс решать проблему с напором воды, поставив дополнительную насосную станцию…
Бани в России всегда востребованы, но банная культура везде разная. Например, в Волочке четыре бани, и люди любят и охотно посещают их, соответственно, знают толк в паре. А вот в Торжке единственная баня долго была в таком состоянии, что постигать банную культуру людям просто было негде. Нам пришлось вкладывать туда в два раза больше средств, чем представлялось поначалу. Да и просто культура у людей зачастую не на высоте. Некоторые думают — раз общественное, значит, беречь ни к чему. В Никольском мы были вынуждены потратиться на финские душевые, сенсорные, самоотключающиеся — потому что увидели, что люди не привыкли выключать за собой воду. Плюс, в них невозможно по неосторожности обжечься — температура регулируется автоматически.
— Неужели в Ржеве тоже когда-то будет подобное?
— Не сразу. Сначала мы стараемся сделать так, чтобы баня вообще заработала и стала посещаемой. Как я уже сказал, «быстро окупить затраты» в этом бизнесе невозможно, мы и не стараемся этого делать. Когда баня становится посещаемой, она начинает зарабатывать деньги на саму себя — мы оснащаем и совершенствуем ее дальше. А доход баня начинает приносить, когда необходимость в постоянных затратах отпадает, то есть, когда там уже все, что можно, сделано и отремонтировано. Бани, которые мы берем, зачастую находятся в таком состоянии, что этот светлый момент доходности наступает не так скоро, как хочется. Но сам процесс очень интересен и увлекает — не зря мы его продолжаем.
— Расскажите, к чему в Ржеве Вы пришли и к чему стремитесь?
— Большой плюс, что баня на Привокзальной функционировала и до нашего прихода — но она была по своей работе ближе к частной, чем к общественной. Мы изменим эту практику, чтобы создать альтернативу центральной бане города Ржева.
— Замахивались на нее?
— Да, и предыдущее руководство города нас отговорило — там действительно проще снести и построить новую, чем довести до ума существующую. Поэтому и взяли баню на Привокзальной. Она не такая огромная, как городская, но будет вмещать не менее 60 человек одновременно (по 30 в мужском и женском отделении). Цена билета будет порядка 250 рублей, естественно, без ограничения по времени. Это, может быть, и недешево, но здесь надо понимать — есть определенная себестоимость банных услуг, и снижать их ниже минимальной планки — значит экономить на качестве, на ремонте. А ремонт в некоторых отделениях бани должен делаться не реже раза в год. Постоянно требуют замены лавки, потому что их разрушает агрессивная среда. Постоянно растут цены на ГСМ, водо- и энергоснабжение. А вопрос с льготным тарифом будем прорабатывать с руководством города.
Здесь, в бане на ул. Привокзальная, система подготовки воды будет завязана на печи, уходим от котлов как таковых — все это для того, чтобы упростить и удешевить производство. Печи топятся березовыми дровами, как и везде в наших банях: брикеты и уголь дают слишком большую температуру горения, что выводит печи из строя, а газ слишком дорогой, к тому же, газовое оборудование, которое стоит сегодня в банях, в таком состоянии, что его использовать опасно. Сделать новый проект встанет в значительную сумму, потому что цены здесь диктуют монополисты-газовики.
Закупили новые лавки, капитально ремонтируем парные, косметически — холл. Обустраиваем гардеробные. Весной займемся территорией — благоустроим ее, организуем парковку для машин, скорее всего, откроем летнее кафе.
— И когда состоится долгожданное открытие?
— В конце марта, как и планировали. Рекламу в вашу газету даем уже с февраля.
— Андрей Валерьевич, по-моему, занимаясь таким бизнесом, нельзя быть чисто теоретиком. Должно быть, в банном деле Вы — не просто любитель, а профессионал?
— Теперь уже, наверное, да. Дело в том, что общественная баня и частная по специфике работы сильно отличаются. Поэтому первые свои бани мы переделывали, некоторые не по разу, пока не выработали оптимальные технологии. Но формально ответственными за качество пара наших бань являются коммерческий и технический директоры предприятия Алексей Щелоченков и Алексей Максимов. Мы с ними иногда приезжаем в город и приходим в свою баню в качестве посетителей — очень полезно попариться и послушать отзывы клиентов. Правда, в никольской этот номер уже не проходит — там нас хорошо знают. Вот где вся правда проявляется — никакая книга жалоб и предложений не сравнится.
— И не только про баню, вероятно…
— Да, здесь и про власть российскую и городскую, и много про что еще услышишь… В Никольском парная после очередной реконструкции вмещает 25 человек одновременно, ее посещают и простые работяги, и обеспеченные, даже очень обеспеченные люди. Многих привлекает сочетание хорошего пара и возможности пообщаться. И когда этот «улей» в парной обсуждает какую-то тему, много полезной информации рождается — и о социальной обстановке, и о работе конкретного предприятия. Разве не полезно услышать руководителю, что люди о работе его организации думают? Не все ведь друг друга знают лично, а баня вообще стирает регалии…
— Не зря говорят, в бане генералов нет…
— А еще баня является своеобразным клубом по интересам. Одни приходят просто помыться, другие — чтобы еще и пообщаться: «каждую неделю мы с друзьями ходим в баню».
— Идею устроить в бане бассейн нигде не реализовали?
— Нет. Это небезопасно и сложно в плане обустройства системы очистки, которая может не справиться, если баню посещает большое количество людей. В бане вообще агрессивная микрофлора: тепло, влажно — поэтому санитарному аспекту всегда уделяем повышенное внимание. Что касается возможности окунуться после парилки — никольская баня расположена на берегу реки, и мы обустраиваем место для купания летом и на Крещение. Другое дело — не бассейн, а кадки, в которых можно окунуться после парилки — такие есть в индивидуальных номерах в бане Вышнего Волочка. Вообще, крупнейшая из местных бань является нашей гордостью — это та самая, двухэтажная, построенная Рябушинским для рабочих в начале XX века, очень красивая…
А со временем у нас обязательно будет построен целый комплекс настоящих русских бань. Наши бани рассчитаны на средние слои населения, потому что не каждый ржевитянин, волочанин или житель любого другого города может поставить баню у себя во дворе.
— Допустим, посетитель придет 23 марта — и что он увидит в бане на Привокзальной?
— Его встретит обновленный холл, новые гардеробные, работающий бар. В бане он оценит отличный пар и качественные парные, где на спину не будет капать горячий конденсат или смола с потолка. Увидит свежий кафель в помывочном отделении, чистые удобные новенькие лавки. Также мы открыли там бар с выпечкой и напитками, начали продажу сопутствующих банных товаров.
— Давайте сразу укажем время работы бани и ее точный адрес.
— Режим работы бани: четверг-воскресенье, с 10 до 22 часов. Баня расположена по адресу: г. Ржев, ул. Привокзальная, д. 20. Добро пожаловать, уважаемые ржевитяне, надеюсь, вы оцените наш новый легкий пар!
Беседовала
Светлана Артемьева
Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *