АФРИКА, КОТОРАЯ ПОЧТИ ЕВРОПА

 

— Джерба — это более европейский курорт, чем остальные районы Туниса, — сказала наш многолетний туроператор Людмила, когда мы рассматривали варианты такого отдыха, который в сегодняшнее экономически непростое время позволил бы побывать на море и не вогнал в тяжелые долги. Исходя из этих соображений, мы и рассматривали эту североафриканскую страну, где впервые побывали два года назад. Сравнив несколько предложенных безвизовых вариантов по соотношению цена — качество, на ней и остановились, отметя российский юг, где доступного оллинклюзива нет совсем, Иорданию, которая при нашем бюджете представлялась слишком уж котом в мешке, и любимую, но недешевую нынче Турцию. И не пожалели.

— А там безопасно? — самый частый вопрос, на который, наверное, еще раз стоит ответить. На мой взгляд, более чем. Чтобы не угробить туристическую привлекательность республики после революционных событий 2011 года и более поздних терактов, правительство Туниса приняло беспрецедентные меры. Два года назад, когда мы были в Суссе, на каждом оживленном перекрестке стояли карабинеры, а пляжи даже трехзвездочных отелей охранялись так, как у нас охраняют правительственные кортежи. На Джербе, которую мы выбрали на этот раз, в глаза такая охрана не бросается. Но она есть: патрули повсюду, ночью на отельных пляжах дежурят не служащие службы безопасности отелей, а настоящие полицейские, с которыми, видимо, руководство отелей заключает контракт. Причем этих людей еженедельно передвигают с одного объекта на другой, и контролируют чуть ли не ежечасно. Молодой человек, который охранял побережье нашего отеля, рассказал и об этом, и о многом другом, причем, как выяснилось, кроме беглого английского, он владеет французским (его понимают все, поскольку Тунис является бывшей французской колонией), а еще немного португальским и начинает учить русский… Многие ли российские полицейские могут этим похвалиться?

В туристических районах зарубежья полиглотами являются большинство жителей, так или иначе занятых в обслуживающей сфере. Там отчетливо понимаешь: русским, особенно из провинции, ой как далеко до того, чтобы чувствовать себя таким вот гражданином мира. Сын какого-нибудь турецкого торговца обувью может бегло говорить на пяти языках и после школы поехать учиться или жить, например, в Бельгию…

Впрочем, вернусь в Тунис. На Джербу. Насколько это небольшой остров, чувствуешь именно там. Причем, еще на подлёте. Посадочная полоса началась чуть ли не в море и так же быстро закончилась: только что под крылом была вода, и вдруг шасси коснулись земли! Даже испугаться не успели, как самолет затормозил и встал… Такой же точно в Джербе аэропорт: ощущение, что наш утренний самолет был первым и здание открывали прямо при нас. Когда заспанный служащий начал поднимать рольставню местного дьюти-фри со страшным скрипом, а на ленте багажа обнаружились сонные коты, наши соотечественники в голос захохотали. Сам перелет занимает четыре часа, что комфортно и неутомительно.

Джерба по нашим меркам небольшая: 20 на 25 километров. Все население острова — как два Ржева, причем половина живет в двух крупнейших городах, Хумт-Сук и Мидун. Наш отель был в пяти километрах от Мидуна, и в этот город менее чем с 25-тысячным населением мы ездили на такси несколько раз. Такая поездка более чем доступна. Такси (соответственно, и расценки) там — под контролем государства, такса рассчитывается по счетчику: полдинара стоит посадка и столько же — каждый километр. Один тунисский динар равен сейчас 25 рублям, следовательно, поездка в Мидун обходилась нам рублей в 70, а если бы мы захотели посетить столицу острова Хумт-Сук, заплатили бы рублей двести максимум… Но мы не поехали: ни большой базар, где обязательно надо торговаться, чтобы сбить цену, ни единственный на Джербе магазин по продаже алкоголя нас не манили. Все, что хотелось купить, мы приобрели рядом с отелем в магазинчиках с фиксированными ценами. Проще и спокойней, а выбор товаров везде один и тот же.

Вообще, именно спокойствие туристической Джербы мне показалось определяющим. Здесь даже на рынке не так суетно. Машин на улицах не очень много, жители приветливы. Гид туристической фирмы пояснил: они работают с Джербой только третий год, раньше русские здесь отдыхали мало. В отеле, где мы жили, соотношение было примерно таким: русскоговорящих (с белорусами и украинцами) — процентов сорок, почти столько же поляков, остальные — французы. Никакого «Тагила»!

Джерба мало подходит для активного отдыха: смотреть здесь особо не на что. Туристам предлагают посетить крокодиловую ферму, причем лучше делать это в те дни, когда крокодилов кормят. Да, их, как выяснилось, кормят не каждый день! Зимой — раз в одну-две недели, сейчас — дважды в неделю. Еще предлагают морское путешествие с заездом на остров фламинго, правда, до сентября этих птиц нет… Ну и, конечно, традиционная для Туниса экскурсия в Сахару. А вот на нее как раз стоит согласиться, потому что Сахара с Джербой рядом, и выдерживать многочасовой автобусный переезд, как из остальных районов Туниса, не придется. Эта экскурсия занимает меньше полутора дней, тогда как из Сусса, Хаммамета или Монастира придется уезжать больше чем на двое суток… За сто долларов турфирмы предлагают в рамках этой экскурсии катание по пустыне на джипах и верблюдах, посещение настоящего оазиса и берберской деревни (эту малочисленную народность власти Туниса охраняют особо), ночевку в хорошем четырехзвездном отеле и дегустацию национальных блюд. Например, испеченного в песке берберского хлеба.

Когда мы спросили у гида, каким образом можно попасть с Джербы на материк, тот пояснил: можно на пароме, можно по «римской дороге». Оказывается, до сих пор здесь цела и с успехом функ-ционирует шестикилометровая насыпная дорога, построенная римлянами! Вот у кого нужно учиться качеству дорожного строительства…

Еще здесь очень развиты услуги талассотерапии. В нескольких отелях Джербы есть свои термальные источники и бассейны с сероводородом, и это может стать прекрасным дополнением к традиционному морскому купанию и солнечным ваннам. А еще в Тунисе прекрасная косметика, недорогие изделия из верблюжьей кожи и шерсти, вкусная халва и морепродукты.

На улицах днем малолюдно — еще бы, плюс 35! Гуляют только самые стойкие. А посмотреть есть на что: рядом с машинами можно лицезреть запряженные лошадьми кареты, деревянные трамвайчики. Вместо клумб — странные, но красивые (выложенные камнями и украшенные битым стеклом) пирамиды у основания маленькой пальмы или алоэ — видимо, для сохранения влаги. Ландшафтный дизайн из того же ряда, как у нас клумбы из покрышек…

А теперь о главном, ради чего, собственно, и стоит посетить Джербу. Море! Песчаные пляжи вблизи Мидуна считаются лучшими, а побережье очень комфортным, и это действительно так. Мельчайший светлый песок позволяет ходить по нему босиком даже в плюс 37, прибрежная линия воды — чистая, нет резких перепадов по высоте и это очень удобно для купания детей. Дальше, к горизонту, море цвета просто неописуемого! От изумрудного до темно-фиолетового оттенков. А вода такая чистая, что стоя в ней по шею, видишь пальцы ног. Лишь иногда прибивает водоросли, которые служащие отелей вылавливают и убирают. Что касается медуз, их на Джербе за полторы недели мы не видели ни разу, хотя по отзывам туристов, нынче они выплыли необычайно рано и порядком усложнили купание взрослым и детям в Монастире, Суссе и Хаммамете…

По закону, в Тунисе прибрежная полоса на расстоянии 30 метров от воды является общественной, и хотя у каждого отеля есть свой оборудованный лежаками и навесами кусок пляжа, вдоль воды могут ходить все желающие. И этим с успехом пользуются местные жители, которые предлагают отдыхающим купить разную мелочевку (бусы из пластиковых зубов крокодила, например, или саженцы пальмы, или фрукты), покататься на лошадях и верблюдах и покормить детеныша из бутылочки с молоком. Протянув руку к милому верблюжонку, сразу слышишь: «Погладитвирблюдафайфдинар!» Ну что ж, каждый зарабатывает как может. Верблюду и хозяину тоже нужно что-то кушать.

Как и во всех туристических районах, жители изначально нацелены на сезонную занятость. Шеф баров трех отелей, с которым мы познакомились и с удовольствием пообщались, рассказал, что сейчас он работает вовсе без выходных — примерно полтора месяца в таком режиме. Да, тяжело, но привык, поскольку начал трудовой стаж с 17 лет, как и большинство из его окружения.

— У нас это принято, рано работать, — сказал он.

Мне всегда было интересно, где проводят отпуск те, у кого море под боком? Об этом и спросила.

— В Марокко люблю бывать. И еще в Сахару езжу, там очень красиво! — ответил Фарид. И очень удивлялся, когда я рассказала, что большинство россиян ездят отдыхать один раз в год и потом грезят о море долгих 11 с половиной месяцев. А кто-то (и таких сегодня становится больше) и вовсе не может этого себе позволить.

Подводя черту, хочется сказать, что тунисский остров Джерба — это то место, которое я могу посоветовать всем для спокойного семейного морского отдыха. Здесь, наверное, из-за небольших расстояний, царит какая-то камерная атмосфера и забываешь о том, что вообще-то это Африка, хоть и Северная. Здесь множество отелей, самых разнообразных по цене и набору услуг. Здесь нет такого дикого количества мусора на улицах, как в остальном Тунисе. Здесь ненавязчивый сервис и безопасность. А главное — здесь просто сказочное море!

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *