Лейтенант Печерский. Собибор

 

Окончание.

Начало в N№ 29

Побег из Собибора

Сообщение о собиборском восстании, пришедшее в Хелм и Люблин с опозданием из-за выхода из строя телефонной линии, вызвало переполох в немецких штабах. По тревоге были подняты и посланы в преследование подразделения жандармерии и СС, рота солдат и сто пятьдесят вахманов. Целью было не только уничтожить пов-станцев, но и пресечь огласку сведений о массовых уничтожениях евреев в Собиборе. С этой же целью Собибор был ликвидирован. Гитлеровцы уничтожили печь, баню, на участке высадили сосны. Весь уцелевший персонал перевели на самую опасную службу, какую смогли найти, — в югославский антипартизанский батальон.

То, что немцы начали облаву только утром следующего дня, позволило бежавшим выиграть время. Однако линия фронта была далеко, а беглецов легко было отличить от местных крестьян. Так что можно считать большим успехом восстания, что сколько-то людей сумели спастись. Сколько же их уцелело?

Из сопоставления всех свидетельств получается, что в рабочей команде, где действовали подпольщики, было около шестисот человек. Четверть из них погибла от разрыва мин и пуль охраны. Ещё четверть не смогла или не захотела бежать. Они были казнены. Половина вырвалась с территории лагеря в лес. В течение недели после побега были схвачены и убиты карателями около ста из трёхсот бежавших. На свободе оказалось около полутора сотен беглецов. По некоторым данным, в убежищах и тайниках погибли, в основном от рук враждебно настроенного местного населения, девяносто два человека. Дожили до освобождения Красной Армией пятьдесят три собиборских узника.

Бежавшие разделились на несколько отрядов. Группа, во главе которой стоял Печерский, насчитывала около семидесяти пяти человек. 15 октября они укрылись в небольшой роще возле железной дороги. Немецкие разведывательные самолёты кружили над самой рощей. Ясно было, что у большой группы нет никаких надежд ускользнуть от преследования. И Печерский принял решение разделиться. Он ушёл с небольшой группой советских военнопленных, среди которых были Александр Шубаев, Борис Цибульский, Аркадий Вайспапир, Алексей Вайцен… Им удалось переправиться через Западный Буг, присоединиться к советским партизанам в районе Бреста. Печерский с товарищами вступил в партизанский отряд имени Щорса. Остальные бежавшие, и среди них Аркадий Вайспапир, попали в отряд имени Фрунзе.

Возвращение

Когда Печерский попал к партизанам и рассказал им свою историю, ему поначалу не поверили. Никто ни о чём подобном не слыхивал, хотя некоторые побывали в немецких лагерях. Бежать оттуда — бежали, но чтобы восстание поднять… Постепенно Печерскому стали доверять и направили в диверсионную группу на подрыв эшелонов врага. Взрывником он был до лета 1944 года, когда партизанский отряд воссоединился с частями Красной Армии.

А. А. Печерский вспоминал: «После плена репрессиям я не подвергался. Мы все прошли проверку за несколько дней, выдали справку и обратно в армию».

«Проверка». Ее должны были проходить все «военнослужащие Красной Армии, находившиеся в плену и окружении противника». В расположении каждого из фронтов была организована сеть проверочно-фильтрационных лагерей. Офицер Печерский в глазах сотрудников «СМЕРШ» выглядел весьма подозрительно… Его товарищи, бежавшие из Собибора и воевавшие в партизанах, — тоже, но они не были офицерами. Поэтому А. Вайспапира, А. Вайцена, С. Розенфельда и других выживших вернули в Действующую армию, а Александра Печерского после проверки направили в 15-й Отдельный штурмовой стрелковый батальон (15-й ОШСБ). Эти воинские части из числа офицеров Красной Армии, побывавших в плену или на оккупированной территории, мало чем отличались от штрафных батальонов. Разве что срок пребывания в штурмбате составлял два месяца, а в штрафбате — три.

Согласно картотеке Центрального архива минобороны, «Печерский прибыл из спецлагеря НКВД N№ 174». Этот спецлагерь называли «чистилищем «СМЕРШа». Командир 15-го ОШСБ майор Андреев был настолько потрясён рассказом Печерского о Собиборе, что вопреки запрету покидать расположение батальона, разрешил Печерскому поехать в Москву, в Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников. Там рассказ Печерского выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин, и на его основе опубликовали очерк «Восстание в Собиборе». После войны очерк вошёл во всемирно известный сборник «Чёрная книга». Сборник был запрещён цензурой в СССР в 1947 году. В России впервые издан в 2015 году.

Воюя в рядах 15-го ОШСБ в составе 1-го Прибалтийского фронта, 20 августа 1944 года рядовой Печерский был тяжело ранен в бедро, после четырёх месяцев лечения  получил инвалидность и был комиссован. Так до конца жизни по документам он и остался в воинском звании  рядового… Печерскому вновь повезло: он остался жив. И не хотел, чтобы об этом знали. Печерский всю жизнь чувствовал свою несуществующую вину за плен…

О случившемся в Собиборе пишут как о «единственном» восстании. Но они были и в других лагерях. Правда, неудачные. Жестоко подавлены попытки вырваться в октябре 1942 года в Заксенхаузене. В августе 1943 года произошло не менее героическое восстание в Треблинке. Год спустя группа узников Освенцима-Биркенау взорвала один из крематориев. В феврале 1945 года массовый побег совершили пленные советские офицеры из «блока смерти» Маутхаузена. Заключённые Бухенвальда подняли восстание 11 апреля 1945 года. Им удалось перебить остатки эсэсовской охраны и дождаться на следующий день прихода американских войск. Знаменательно, что среди организаторов восстания в Бухенвальде был заместитель командира эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиационного Краснознамённого полка ПВО (позже включенного в состав Ржевского соединения) Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Часнык (7 июля 1944 года он был сбит над территорией противника). Однако восстание в Собиборе оказалось единственным за всю историю Второй мировой войны, когда вырваться на свободу удалось более чем сотне человек.

После войны

После демобилизации из Красной Армии Александр Печерский вернулся в Ростов-на-Дону. В 1945 году здесь небольшим тиражом вышла его брошюра «Восстание в Собиборовском лагере». Это была первая книга о восстании в нацистском концлагере. Но в рассказе о евреях, слово «еврей» не упомянуто ни разу. Геноцид евреев на оккупированной территории замалчивался.

История лагеря смерти Собибор стала частью обвинений на Нюрнбергском процессе. Международный трибунал хотел видеть Печерского в качестве свидетеля, однако советские власти его в Германию не выпустили.

Активный участник художественной самодеятельности с довоенных лет, хорошо играющий на фортепиано, вполне профессионально сочиняющий музыку, Александр Печерский поступил на работу администратором в Ростовский театр музыкальной комедии. Попасть на спектакли было невозможно: всегда аншлаги. Как тогда полагалось, в первых рядах сидели важные люди — работники райкомов, обкома… Никто из них билеты не покупал, а администратору театра как-то нужно было затраты перекрывать. Вот за это и зацепились «компетентные органы». Печерского исключили из партии и уволили с работы. После этого он пять лет жил на иждивении жены.

За проявленную в бою храбрость 19 мая 1949 года Александр Печерский представлен к ордену, но был награждён медалью «За боевые заслуги». Однако не получил при жизни. Устроился на работу в багетную артель, затем на завод Ростсельмаш, где и был до пенсии рабочим. В 1962 году Печерский выступил свидетелем обвинения, когда судили за измену Родине одиннадцать охранников лагеря Собибор… Он жил, чтобы все отпущенные ему 45 лет свидетельствовать о Собиборе. И это многое в его судьбе объясняет. Только в шестидесятые годы ему разрешили ездить со своими воспоминаниями по школам, библиотекам, иногда что-то удавалось опубликовать. Правда, по-прежнему нельзя было упоминать национальность заключённых Собибора: он был одним из самых секретных лагерей. После восстания нацисты стёрли его с лица земли.

В 1965 году писатель, историк, впервые сделавший всеобщим достоянием героическую оборону Брестской крепости Сергей Смирнов выступал на торжественном собрании в МГУ и рассказал о подвиге Печерского. Когда вошёл Печерский, весь зал встал.

Международная известность

В музее Холокоста в Вашингтоне хранится обширная переписка Печерского с выжившими узниками Собибора, их родственниками, режиссёрами. Они писали ему, присылали книги и вырезки из газет и журналов, в том числе и из-за границы, куда его ни разу не выпустили, даже на премьеру снятого о нём в Великобритании сериала «Побег из Собибора». Главную роль сыграл Рутгер Хауер, получив за роль солдата Саши «Золотой глобус». Печерский отдавал полученные тексты в перевод и внимательно прочитывал, строго следя за тем, чтобы о восстании не просочилась никакая неправда. На пианино играл всё реже: сердце барахлило, потом начались проблемы с почками. «Я, конечно, очень устал, совсем обессилил, — признавался Александр Печерский в письме другу 6 ноября 1985 года. — Люди должны знать правду о фашизме и понимать, что фашизм — это действительность, а не выдумка евреев». Когда его имя стало известно во всём мире, и выжившие узники возносили молитвы за его здравие, сам он безвестно жил в стране-победительнице фашизма, где, однако, о Холокосте говорить было не принято, да и слова такого не знали.

Александр Аронович Печерский умер 19 января 1990 года в возрасте восьмидесяти лет и похоронен без воинских почестей на Северном кладбище Ростова-на-Дону. Лишь в 2007 году на фасаде дома по улице Социалистическая была открыта мемориальная доска. Именем Печерского названа улица в Израиле, в городе Цфат. В 2013 году жители Ростова-на Дону направили президенту России ходатайство о присвоении А. Печерскому звания «Герой России». Летом 2014 года после обращения инициативной группы к главе Российского исторического общества и председателю Госдумы РФ  Нарышкину имя Александра Печерского включили в школьные учебники истории. В январе 2016 года Указом президента России Александр Печерский был награждён орденом Мужества (посмертно). 24 апреля 2018 года бюст Александра Печерского торжественно открыт на улице Мечникова в Ростове-на Дону. На открытии присутствовала внучка Печерского Наталья. Она с матерью, дочерью Печерского (Элеоноре Гриневич восемьдесят четыре года) и двумя сыновьями живёт в Ростове-на-Дону.

3 мая 2018 года в российский прокат вышел художественный фильм «Собибор» (режиссёр и исполнитель главной роли — Константин Хабенский). На родине героя — в Ростове-на-Дону — прошла всероссийская премьера картины.

Подготовил

Валерий Стоянов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *