77 лет «514 авиационному ремонтному заводу»

 

20 июля на 514-м авиационном ремонтном заводе был сокращённый рабочий день в связи с семьдесят седьмой годовщиной со дня образования этого предприятия. Работники собрались в одном из цехов завода, чтобы отметить это событие.

Управляющий директор акционерного общества «514 АРЗ» Андрей Викторович Бурмистров в своём вступительном слове кратко напомнил собравшимся об истории создания предприятия, трудовых свершениях заводчан, поздравил трудовой коллектив со знаменательной датой и пожелал всем собравшимся крепкого здоровья, благополучия, семейного уюта и мирного неба над головой.

К поздравлениям присоединились бывшие руководители предприятия — Александр Николаевич Маслаков и Ринат Ханафиевич Газин.

Затем был оглашён приказ министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу по личному составу от 15 февраля 2018 года N№ 74: за отличие в введение в эксплуатацию современных образцов вооружения и военной техники наградить медалью «Михаил Калашников» заместителя управляющего директора АО «514 АРЗ» А.А. Фарафонова.

За добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную службу медалью «За трудовую доблесть» награждены Т.И. Жиганова, Ю.А. Завьялова, В.И. Машковский, Е.В. Мясникова, В.Н. Пояркова. Собравшиеся аплодировали коллегам, удостоенным высоких наград минобороны. С большим вниманием был встречен приказ управляющего директора АО «514 АРЗ»: за добросовестный труд и значительный личный вклад в развитие предприятия и в связи с 77-летием со дня образования АО «514 АРЗ» наградить медалью акционерного общества «514 авиационный ремонтный завод» «За добросовестный труд» сотрудников: Е.А. Волкова, В.А. Муравьёва, Н.И. Тарасову. Звание «Лучший работник акционерного общества «514 авиационный ремонтный завод» с занесением на Доску Почёта с фотографией получили С.А. Ведерникова, А.В. Виноградов, Е.А. Казакова, А.Н. Ковтунов, А.А. Краснов, А.В. Крылов, Д.И. Кудрявцев, А.С. Куренков, А.А. Костиков, Е.А. Перевозова, В.П. Петровская, И.В. Пляшешник, Р.В. Румянцев, В.П. Руснак и Е.С. Соснов. Дружные аплодисменты собравшихся стали ещё одной наградой лучшим труженикам предприятия.

Данью признательности и уважения к заслугам стало решение Ржевской городской Думы от 19 июля 2018 года о присвоении бывшему генеральному директору АО «514 АРЗ» Ринату Газину, который более семнадцати лет возглавлял завод, звания «Почётный гражданин города Ржева». Праздник продолжился концертом художественной самодеятельности, в котором с удовольствием и задором приняли участие работники предприятия всех возрастов. Заводчане оказались талантливы во всех жанрах искусства!

Что такое АО «514 авиационный ремонтный завод»? Когда он появился в Ржеве в 1952 году, то назывался «ОКЗ 19 ПАМ», что означало «Ордена Красной Звезды 19-е подвижные авиаремонтные мастерские». Боевое знамя части сейчас хранится в заводском музее. На тяжёлом бархате с золотым шитьём орден с потемневшей эмалью смотрится как влитой. 19 ПАМ были награждены им 5 апреля 1945 года.

Сформированы мастерские 20 июля 1941 года на Воронежском вагоностроительном заводе. И представляли собой эшелон из 22-х вагонов-теплушек, знакомых нам по кинофильмам о войне. В вагонах располагались семь цехов: самолётный, моторный, слесарно-механический, цех вооружения, радиоцех, цех приборов, цех хромирования. Один вагон занимала дизельная электростанция, обеспечивающая весь состав электроэнергией. В том числе и вагон с гальваническими ваннами, где хромировались детали. Вагон занимала баня. Разумеется, были штаб и кухня.

Личный состав мастерских насчитывал 620 человек, в том числе, 42 военнослужащих. Купейных вагонов не было, вся масса людей спала в теплушках на двухэтажных нарах. И делали своё дело — восстанавливали самолёты И-16, известные под ласковым прозвищем «ишачок», и штурмовики Ил-2. Те хоть и считались «летающими танками» и имели бронирование, но после атак на бреющем полёте возвращались с десятками пробоин. Кроме того, в мастерских одноместные Ил-2 первых серий переоборудовали в двухместные, чтобы ещё больше повысить их живучесть. Второе место занимал стрелок с пулемётом, не позволявший атаковать штурмовик с хвоста.

Почти сразу после выхода эшелона с мастерскими с завода он попал под бомбёжку. Народ кинулся в рассыпную, в поля, хотя на станции имелись щели и бомбоубежища. Начальник поезда Константин Миронюк сумел остановить панику и решительно приказал всем спрятаться в укрытии. Сложно поверить, но эшелон избежал немецких бомб, и ни один человек из более шестисот не пострадал. Майор Миронюк, которого после этого стали называть «счастливчиком», провел 19 ПАМ через всю войну, сам был награжден пятью орденами. Правительственных наград были удостоены 193 человека личного состава авиаремонтных мастерских.

Память об этой бомбежке до сих пор хранится в заводском музее в виде макета-реконструкции событий.

В войну работали так: эшелон вставал где-нибудь в тупике, маскировался сетями и ремонтировал Ил-2, МиГ-3, Су-2, Як-1, Ла-5. Всего за годы войны были восстановлены и отремонтированы 1124 самолёта, 1180 авиационных двигателей, 62 тысячи единиц спецоборудования. Фактически 19-е ПАМ заменили собой целый авиаремонтный завод. Всю войну 19-е ПАМ двигались по рельсам за боевыми соединениями через Орловскую и Тамбовскую области, Воронеж, Липецк, Украину, Польшу и, наконец, дошли до Германии. Здесь несколько бойцов добрались до Берлина и расписались на стене Рейхстага.

С окончанием войны полёты боевой авиации не прекратились, как и их ремонт. 19-е ПАМ стояли в Австрии, потом в Венгрии. Затем неожиданно были переброшены в Туркмению. Теперь ремонтировались совсем другие машины, хотя встречались и фронтовые «знакомые»: ЛаГГ-3, По-2, Ил-2, Ту-2, Су-2, Ла-5, Ла-9, Як-11, Як-12. Ещё занимались переоборудованием американских истребителей Р-63 «Кинг-Кобра», полученных по ленд-лизу.

Особая страница — помощь братскому китайскому народу. И корейскому тоже, поскольку с марта 1951 по 1952 годы 19-е ПАМ находились в Китае. Шла война в Корее, и советские специалисты с военным опытом в городе Мукден, а затем в Харбине передавали опыт, занимались организацией авиаремонтных предприятий и подготовкой специалистов. Помогали и с ремонтом самолётов. Правительство КНР высоко оценило работу советских специалистов. Мастерским было вручено пять памятных знамён, а 220 ремонтников получили государственные награды.

Из Китая последовал долгий путь через всю страну. Эшелон остановился 3 июля 1952 года в Ржеве, рядом с военным аэродромом. Здесь базировались истребительные авиационные полки ПВО
17-й истребительной авиационной дивизии 88-го истребительного авиационного корпуса противовоздушной обороны под командованием трижды Героя Советского Союза гвардии полковника авиации А.И. Покрышкина. Мастерские по-прежнему оставались подвижными и располагались в вагонах. Просто со временем добавился ещё один ряд вагонов, затем ещё. Через пять лет они стояли уже в несколько рядов.

Однако строились и здания. Первым в 1952 году появился ангар для покраски самолётов. Затем — дизель-генераторная, поскольку более мощная электростанция уже не помещалась в вагон. 19-е ПАМ стали ремонтным предприятием системы войск ПВО. С 1956 года мастерские приступили к ремонту принципиально новой техники — реактивных самолётов МиГ-15, МиГ-17, двигателей ВК-1. Пора было сниматься с железнодорожных колёс и твёрдо вставать на землю.

В 1959 году подвижные авиационные мастерские были переименованы в 1082-ю авиационную ремонтную базу. В этом же году был построен первый полноценный цех, за ним — другие, приобреталось современное оборудование, осваивались технологии работ с высокопрочными сталями и титаном. В 1966 году база была преобразована в 514-й авиационно-ремонтный завод. Условное наименование мирного времени — войсковая часть 26276.

Высотный истребитель-перехватчик МиГ-31 начали ремонтировать в 1988 году. В это время был построен главный цех завода — сборочный. Это единственный цех в стране с поточно-эстакадной линией. Здесь фюзеляжи самолётов ставятся на тележки, движущиеся по рельсам внутри рабочей эстакады, постепенно обрастая всем необходимым, превращаясь в боевой самолёт. Разработана эта линия заводским инженером-технологом Александром Ваулиным.

За прошедшие годы трижды менялся статус завода. В 2002 году «514-й авиационный ремонтный завод» стал называться ФГПУ «514-й АРЗ» министерства обороны РФ. В 2007 году, после приватизации — ОАО «514-й авиационный ремонтный завод». В настоящее время АО «514 АРЗ» входит в состав публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой», что в немалой степени обеспечивает успешность работы ремонтного предприятия. Зарегистрировано восемьдесят дополнительных видов деятельности.

«514 АРЗ» имеет опыт работы с зарубежным заказчиком. Является постоянным участником международного авиационно-космического салона «МАКС».

АО «514 АРЗ» располагает современной производственной базой, собственным аэродромом с великолепной трёхкилометровой взлётно-посадочной полосой. Ремонт самолёта, в зависимости от типа, длится на «514 АРЗ» от 96 до 120 дней. Через 120 дней любой самолёт покрашен, включая все надписи и звёзды, испытан и облётан.

Есть на предприятии и серьёзный социальный пакет. За рабочие места люди держатся. Сейчас АО «514 АРЗ» стал градообразующим предприятием. 1306 человек персонала вывели его в лидеры Ржева по количеству работников, 35 процентов трудящихся моложе 35 лет.

Поздравляя трудовой коллектив с 77-й годовщиной со дня образования «514 АРЗ», управляющий директор А. В. Бурмистров подчеркнул, что в настоящее время АО «514 АРЗ» является ведущим в ремонтной сети предприятий России.

Эти строки пишутся под грохот взлетающего в форсажном режиме очередного отремонтированного самолёта. И невольно приходит мысль, что сегодня, когда иные из гремевших на всю страну ржевских предприятий пришли в упадок, а многие из земляков вынуждены зарабатывать в столицах, звук взлетающего самолёта сладок и приятен… Наверное, подобное думают многие ржевитяне.

Подготовил

Валерий Стоянов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *