В ЛЕСАХ ПОД МИНСКОМ

ДУДУТКИ

Через несколько дней едем в Дудутки. Снова дорога до Минска, а потом еще сорок километров.

Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий Дудутки расположен рядом с рекой Птичь. Основан в 1993 году и создает атмосферу белорусского быта XIX века. Очень посещаем туристами.

Перед комплексом — храм с чудотворной иконой Божией Матери «Дудическая». С него и начинается посещение этнографической усадьбы Дудутки. На территории усадьбы есть все: броварня и сыроварня; мастерские — гончарная, деревообработки, соломоплетения, ткачества, лозоплетения, валяния. Есть кузница, хлебопекарня, ферма, конюшня, зоосад, кафе, дом бортника и даже гостевой дом. Везде мастеровые тут же при тебе что-то изготавливают, а заодно и рассказывают о своем ремесле. Но в первую очередь посещение комплекса Дудутки началось с броварни.

Бровар — это традиционный кустарный цех по производству пива или выгона водки. В Белоруссии броварни строились начиная еще с XVI века.

В Дудутках — единственный в Белоруссии официально зарегистрированный самогонный аппарат. Гид показывает его, рассказывает о работе, а потом всем предлагает попробовать сию продукцию и угадать, из чего она сделана. Оказывается, самогон хлебный. На закуску предлагается хлеб с медом и соленым огурцом. Можно и приобрести самогон в фирменной бутылке. Но дорого. Пол-литра самогона — 600 рублей на наши деньги.

В хлебопекарне рассказывали, как испечь в печи каравай. В сыроварне — как изготовить сыр. И везде дают пробовать свою продукцию.

В кузнице кузнец отковал маленькую подкову, пригласив в помощники одного из туристов.

В доме бортника рассказали, как в старину добывали мед диких пчел.

В гараже можно посмотреть на ретро автомобили, прокатиться по Дудуткам в коляске, запряженной лошадью. Все это достаточно интересно, а уж про детей и говорить не приходится.

При посещении Дудуток мне все чаще вспоминался ржевский проект о создании в городе «Деревни мастеров». В Дудутках в принципе все то же самое, но устроено с большим размахом. Посещение, разумеется, не бесплатное. Но целый день сюда едут туристы, кто на туристических автобусах, кто на личном транспорте. Бойко торгуют сувенирами в торговых рядах.

Покинув комплекс, направляемся на мельницу (ветряк), которая стоит рядом. Мельница была построена в деревне Березовка Гомельской области братьями Поляковыми в 1903-1905 годы. Ее высота — 14 метров. Мельница работала до 1970 года. Потом находилась в заброшенном состоянии. В июне 1992 года мельница, по инициативе основателя музейного комплекса Евгения Будинаса, была вывезена из деревни Березовка в Дудутки и восстановлена. Справа от мельницы находится хата завозника, в которой крестьяне, привозившие зерно на мельницу и не успевшие его помолоть, могли поужинать и переночевать.

Возвращались в «Лесное» под впечатлением от увиденного. Вот что надо делать для привлечения туристов в наш город Ржев!

БЕГОМЛЬ И ХАТЫНЬ

В годы Великой Отечественной войны Белоруссия была партизанским краем. В двадцати километрах от санатория «Лесное», в Докшицком районе, находится поселок городского типа Бегомль.

Бегомль впервые упоминается в летописи в 1582 году. 2-го июля 1941 года поселок был захвачен немецко-фашистскими войсками. Здесь развернулось партизанское движение. В окрестностях Бегомля в 1942-44 годах находился партизанский аэродром.

В память об этом около музея народной славы установлен самолет ИЛ-14, который ранее использовался полярной авиацией, а потом был передан в дар музею.

О партизанском аэродроме напоминает и памятник литовскому летчику, вывозившему раненых на «большую землю».

Хатынь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом фашистов. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо и расстреляны за помощь партизанам. Мемориальный комплекс Хатынь находится всего в 50 км от санатория «Лесное», если ехать по шоссе в сторону Минска. Комплекс основан 5 июля 1969 года и занимает площадь около 50 га. В цент-ре мемориала — шестиметровая бронзовая скульптура «Непокоренный человек». Рядом — сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, где были сож-жены жители деревни. На братской могиле — Венец Памяти. На нем — наказ погибших живым…

ДОМОЙ

Быстро летит время, но как гласит поговорка, «в гостях хорошо, а дома — лучше». Возвращаемся на поезде «Минск-Москва» с «чугуночного» (железнодорожного) Минского вокзала. Что характерно, до границы с РФ, а после Орши начинается Смоленщина, разрешено курить в нерабочем тамбуре вагона. Стучат, стучат вагонные колеса на стыках рельс. В Смоленске делаем остановку. Смоленск, как и Минск, тоже Город-герой, и тоже красивый. Но это уже отдельный рассказ.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *