ТРИ ПРОЕКТА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ

Крупный государственный заказ для Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова, выполненный ПАО «Электромеханика» в 2017 году, имел стратегическое значение для развития всей российской авиации. Ржевское предприятие провело масштабную модернизацию вакуумной установки для вакуумного отжига УВН 45-180/8,5 в рамках государственного заказа по возобновлению производства стратегического бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160М («Белый лебедь»). Мы много писали об этой реализованной в кратчайшие сроки работе. Технические показатели установки, как подтвердили первые же испытания, даже превзошли заявленные, а работа  получила высокую оценку первых лиц государства, лично принимавших масштабный проект.

Однако сотрудничество ржевской «Электромеханики» с Казанским авиазаводом началось задолго до этого проекта и им не закончилось. Сразу же последовали и другие заказы. В настоящее время наше предприятие реализует сразу три крупных проекта, связанных с авиазаводом в Казани.

Один из них — модернизация вакуумной установки, подобной упомянутой выше, но меньшего размера. Возможности первой, УВН 45-180/8,5, позволяют производить отжиг при температуре порядка 900 градусов в рабочем вакууме крупногабаритных деталей (целиком фюзеляжа) самолета. Этот процесс, понятно, не быстрый и довольно энергозатратный. Но отжигу подлежат не только крупные, но и более мелкие детали, и «разгонять» для этого вакуумную установку, где камера по размерам превышает жилой дом, нецелесообразно. Поэтому в Казани решили: им нужна еще одна подобная установка, но поменьше. Заказ снова получило ПАО «Электромеханика».

— В настоящее время мы приступили к дефектации вакуумной печи УВН-15.30.90/8,5, — поясняет замначальника НТЦ Максим Комаров. — Она предназначена для термообработки деталей с ускоренным охлаждением, термокалибровки, термодеформирования, отжига, отпуска деталей и узлов из титановых сплавов, используемых в авиастроении. Она имеет меньшую камеру, чем предыдущая — порядка 5-ти метров глубиной и около 2-х в высоту и ширину. Но основные параметры схожи: максимальная температура — порядка 1000 градусов. Вакуумная термическая обработка в установке обеспечит отсутствие окисления, сохранение светлой поверхности при термообработке, обезводороживание, снятие остаточных напряжений. Мы предполагаем оснастить установку оптимизированной и высоконадежной системой управления, предполагающей автоматизацию процессов и контроль режимов термообработки деталей. Установка обеспечивает выполнение технологического процесса термической обработки изделия по заданной программе. Кроме того, оба проекта — нынешний и реализованный в прошлом году — будут иметь взаимоувязанные системы управления, контролируемые из единой диспетчерской. В ходе модернизации мы расширяем функциональные возможности установки и делаем технологический процесс максимально экономико-энергетически эффективным, что позволит Казанскому авиационному заводу сделать процесс изготовления деталей для авиационной техники менее трудоемким, а также осуществлять абсолютно новые виды термообработки изделий, которые до модернизации не были доступны в силу ограничений в достигаемых технологических параметрах.

Для обеспечения работоспособности установки УВН-15.30.90/8,5 замене необходимо подвергнуть все основные системы жизнеобеспечения: вакуумную и пневматическую систему, системы охлаждения, управления, нагрева. Комплектация будет проведена на базе уже опробованного ранее блочного принципа построения систем жизнеобеспечения установки аналогично УВН 45-180/8,5. Важно, что экономическая эффективность проведения модернизации установки УВН-15.30.90/8,5 в предлагаемом варианте, базирующемся на апробированных решениях и обеспечивающих успешную эксплуатацию установки УВН 45-180/8,5, несомненно, велика по сравнению с созданием нового оборудования «с нуля» аналогичного оборудования либо проведения модернизации по иному пути.

Компетенции «Электромеханики» позволяют проводить подобные работы в максимально короткие сроки. Так, уже следующей весной намечено испытание новой установки, а в июле следующего года — пробные садки. Параллельно с этим предприятие ведет еще два аналогичных проекта на Казанском заводе, они тоже являются «переходящими» и будут сданы в середине 2019 года.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *