КАЗАНСКИЕ ПРОЕКТЫ РЖЕВСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В прошлом номере заводского приложения к нашей газете мы рассказали о проводимой «Электромеханикой» модернизации вакуумной установки УВН-15.30.90/8,5, упомянув, что в настоящее время предприятием реализуется сразу три крупных проекта, связанных с авиационным заводом в Казани. Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») — одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности РФ, и единственное в России, способное выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной нашего государства.

Сейчас на этом заводе реализуется масштабный государственный проект по возобновлению производства обновленного «Белого лебедя» — стратегического бомбардировщика Ту-160М2. И непосредственное участие в этом проекте принимает и наше ржевское предприятие.

— ПАО «Электромеханика» участвует в большой комплексной работе по переоснащению Казанского авиационного завода, — говорит председатель Совета директоров Андрей Константинов. — Мы начали в 2016 году с самой большой установки УВН 45-180/8,5, которая позволяет при высоких температурах в вакууме производить отжиг фюзеляжа самолета целиком. Однако такой же обработке в самолетостроении подвергаются и конструктивные элементы меньшего размера, для чего предприятию нужна еще одна малая УВН, модернизацию которой и проводит «Электромеханика». Производство авиационной техники предполагает проведение еще множества операций термической обработки как в вакууме, так и в атмосферных условиях (но при температуре высокого порядка). И другие казанские проекты, над которыми сейчас также работает наше предприятие, связаны именно с этим. По заказу КАЗ им. С.П. Горбунова мы проводим модернизацию еще двух крупных установок. И одна, и другая были изготовлены при непосредственном участии «Электромеханики» почти сорок лет назад. Сегодня они нуждаются в обновлении: и технологии, и системы управления производственными процессами, и материалы уже другие, нежели десятилетия назад. Требования к энергосбережению и производительности — тоже. С учетом всего этого мы и осуществляем порученную нам работу.

Основная деятельность, связанная с этими проектами, сейчас идет в научно-техническом центре ПАО «Электромеханика». Специалисты предприятия побывали в Казани, произвели диагностику и описание установок, и теперь конструкторы НТЦ в Ржеве работают над документацией для модернизации узлов и агрегатов. Затем составные части установок соберут и испытают здесь же, а уже потом последует монтаж и проверка на Казанском авиазаводе.

Над чертежами установки для старения деталей из алюминиевых сплавов ПЭС-30 работает Кирилл Кондратенков. Он поясняет: подлежат замене практически все системы и узлы этой атмосферной печи: приводы механизмов, нагревательные элементы, система охлаждения, теплоизоляция, пневматика, система управления… В первой версии установки управление было ручным, теперь его полностью автоматизируем. Установка имеет 13 регулируемых зон с нагревательными элементами, системой принудительной циркуляции воздуха и водяным контуром. С каждой зоны термопара станет подавать сигнал на промышленный компьютер, и диспетчеризация будет производиться в автоматическом режиме.

Для уменьшения тепловых потерь (с целью  скорейшего выхода на рабочий режим и энергосбережения) заменим крышку рабочей камеры (раньше она прижималась под собственным весом, теперь — пневматикой), полностью заново смонтируем теплоизоляцию рабочей камеры — кстати, и саму камеру можно  модернизировать с применением современных защитных материалов.

Чтобы понимать, о каком объеме работы идет речь, поясним: вес установки около 450 тонн, длина рабочего пространства камеры — 30 метров, ширина — 4,5 метра. А технологический процесс, который длится 25 часов, происходит при температуре порядка 250 °С.

Другая установка — ЭТА-15, предназначенная для термообработки длинномерных деталей из алюминиевых сплавов — тоже довольно объемная и сложная по назначению. Ведущий инженер-конструктор НТЦ Юрий Медведев, который занимается конструкторской документацией для ее модернизации сейчас, по возрасту, наверное, моложе самой этой установки, в начале 80-х созданной «Электромеханикой». По сей день на одном из агрегатов ЭТА сохранилась надпись краской с номером и указанием станций назначения и отправления. Станция отправления — Ржев Окт. ж.д.

Установка — размером с многоэтажный жилой дом. Она и выглядит так же, поскольку для удобства обслуживания имеет внешние «этажи». Весит этот сложный агрегат 419 тонн и имеет камеру с длиной рабочего пространства 15 метров. В этой камере температура должна достигать от 350 до 550 °С. Нагрев происходит с помощью резистивных нагревательных элементов, для его равномерного распределения на боковых стенках установлены 16 вентиляторов, и разброс температуры не должен превышать ±5 °С.

Подлежит замене теплоизоляция, она будет выполнена из современных материалов. Как и в предыдущем случае, это позволит сделать процесс более экономичным с точки зрения энергопотребления, минимизировать тепловые потери. Установка частотных приводов позволит повысить гибкость техпроцесса и плавность выхода на технологические режимы, снизить скачки напряжения при пуске и улучшить распределение температуры в рабочей камере. Управление будет осуществляться с промышленного компьютера. Заменят и все электродвигатели на приводах рабочих механизмов. Дополнительно будет реализована возможность нагрева рабочей жидкости в закалочном баке (от 18 до 90 °С) — ранее закалка специализированными растворами проводилась только при температуре окружающей среды.

Срок сдачи всех трех установок — середина следующего года.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *