МУЗЕЙ ЖИВОЙ ПАМЯТИ

В последнее время много и часто говорят о патриотическом воспитании молодежи. Но иногда кажется, что истинный дух и смысл этой важной и нужной работы рискует затеряться в трескучих фразах и формальных мероприятиях. А ведь чтобы такое воспитание стало эффективным и действенным, нужно всего лишь помочь детям не потерять связи с родным краем, его историей, своими предками. Минусом советского патриотического воспитания была его мощная идеологическая направленность: мы хорошо знали революционную и военную историю Ржева, но нам никто не рассказывал о его дореволюционной эпохе. А ведь любовь к своей большой Родине начинается с неразрывной связи с малой родиной. А она-то и закладывается в детстве.

Так размышляла я, отправляясь в музей школы N№ 2, о котором, конечно, слышала и испытываю искреннее уважение к его руководителю — известному в городе краеведу Светлане Алексеевне Громовой. Но все-таки тема школьного музея, каюсь, казалась скучноватой. Он представлялся этаким образцово-показательным местом, существующим благодаря усилиям хороших педагогов, умеющих привлечь в добровольно-принудительном порядке к работе своих учеников. Как же я ошибалась!

И поняла это практически сразу, как только руководитель клуба «Память» при школьном музее Надежда Геннадьевна Ильина пригласила меня самостоятельно ознакомиться с экспозицией, ожидая окончания урока. И чем дольше я рассматривала стенды и экспонаты, тем больше понимала: формального подхода, скуки и «обязаловки» тут нет и быть не может. У этого маленького школьного музея есть своя концепция, свой дух и свои подвижники.

Музейные экспонаты

Музей школы N№ 2 стоит посетить всем жителям города. Здесь есть бесценные экспонаты, которым могут позавидовать настоящие, «большие» музеи: подлинные номера газет военных лет, фотоснимки бойцов, их письма, оружие и обломки снарядов, предметы фронтового быта, утвари и обстановки городских и сельских домов. А материалы, связанные с героями-подпольщиками, на мой взгляд, вообще уникальны! Более того, в запасниках музея хранится большое количество бесценных документов, которые еще только ждут изучения и со временем обязательно найдут свое место в экспозиции школьного музея.

Ее пополнением в разное время занимались ученики школы, ими щедро делились их семьи, жители города и родственники погибших за Ржев солдат.

Грамотно оформленные стенды и стеллажи создают необходимый информационный фон. Над их созданием трудились профессиональные художники-оформители. Например, все уникальные документы можно листать и извлекать, не боясь повредить их.

Экскурсия
на пять с плюсом

Прозвенел звонок, и в музей подошли экскурсоводы младшей группы, ученики третьих-пятых классов. Ребят, отдающих свое свободное внеурочное время музею, всего пятнадцать человек. В младшей группе их десять. Без лишних предисловий, специально для меня, началась увлекательная экскурсия, посвященная истории Ржева в годы войны. Ребята рассказали о частях и соединениях, освобождавших город от врага, подпольной организации, действовавшей в период оккупации, о страданиях жителей и разрушениях, которым подвергся наш город и его жители. Я узнала несколько совершенно новых для себя фактов, хотя мне казалось, что этот пласт нашей истории знаю достаточно хорошо.

После того, как экскурсия закончилась, я пообщалась с ребятами. Захар Шатров на мой вопрос о том, интересно ли быть экскурсоводом, ответил, что ему очень нравится выступать перед другими ребятами, рассказывать о войне. Они с друзьями готовы ответить на возникающие вопросы, жаль только, что посетители нечасто их задают.

Вместе со мной на экскурсию должны были прийти бабушки экскурсоводов. Ребята к встрече подготовились, сделали своими руками маленькие подарки. Но, к сожалению, по разным причинам бабушки не пришли. А вот родители Глеба Патрикеева были в музее, видели экспонаты, и он планирует однажды провести для них полноценную экскурсию. Хотя работать со школьниками и воспитанниками детских садов ребятам нравится все-таки больше, чем со взрослыми. Они стараются заинтересовать сверстников, втянуть их в разговор, поделиться знаниями об истории родного края, призвать их присоединиться к краеведческой работе.

Илья Зорин считает, что именно в их музее можно по-настоящему прочувствовать, что происходило в нашем городе в годы войны, представить его таким, каким он изображен на фото и картинах, понять, насколько грандиозными и кровопролитными были бои за его освобождение.

В семье Кузьмы Арсеньева бережно хранятся предания о родственниках, участвовавших в боях и переживших то страшное время.

На мой вопрос, не собираются ли ребята младшей группы включиться в работу пополнения экспозиции музея, Оля Разумовская ответила: обязательно планируют помогать старшим, перенимать их опыт.

Музейная работа —
дело серьезное

История школьного музея началась в 1979 году с создания комнаты Боевой славы. К огромному сожалению, младшему составу школьных экскурсоводов уже не удалось пообщаться с настоящими ветеранами, они встречались лишь с детьми войны. А в прежние годы ветераны охотно приходили в школу, делились своими воспоминаниями и щедро пополняли музейный фонд. Родители, дяди, старшие братья и сестры некоторых ребят в свое время тоже были экскурсоводами. В музее хранятся рукописные книги, посвященные историям таких семей. Это и есть те самые духовные скрепы, которые так важны для связи времен и поколений. Эти рукописные книги, рассказы, былины, написанные ребятами, заслуживают отдельного рассказа.

Ученики, покидающие школу, из года в год готовят себе преемников. Каждый куратор старается передать своему подопечному все, чему смог научиться за годы работы экскурсоводом.

Ребята из старшей группы показались мне уже настоящими музейщиками и краеведами. Даниил Надоричев, Анастасия Зорина, Ксения Чайкина и Гавриил Журавлев активно участвуют в краеведческих экспедициях, посещают места боев, ведут исследовательскую работу, ухаживают за памятными местами и захоронениями. Для этой работы совсем не обязательно выигрывать какие-то гранты или просить деньги. Примером тому может служить сделанный силами ребят самодельный памятный знак на месте расстрела ржевитян в ноябре 1941 года. Сказав друг другу: «Время собирать камни!», они с помощью родителей своими руками смогли вымостить территорию и посадить плакучие ивы у этого скорбного места.

Школьники много и плодотворно сотрудничают с Воскресной школой Вознесенского собора. Результатом такого взаимодействия стала разработка проекта «Русская православная церковь в годы войны». Несколько лет назад школьники принимали участие в установке поклонных крестов на братских могилах в деревнях Кульнево, Бахмутово, Орехово, Глебово, Медведево, Демкино. В свое время советская пропаганда вытеснила из сознания послевоенного поколения понимание того, что большинство солдат той войны были людьми православными, глубоко верующими. Об этом свидетельствуют переданные отцом Валерием, благочинным города Ржева, в прошлом — выпускником школы, в дар музею нательные кресты, найденные в братских могилах советских воинов. А хранящиеся в музее документы подтверждают, что герой-подпольщик Алексей Новоженов на самом деле никогда не был комсомольцем. Он происходил из очень верующей семьи, хотя и был вынужден скрывать это.

Слушая о серьезной и кропотливой работе школьных краеведов, я поняла, что она требует от ребят много времени и сил. Времени, которое можно потратить на развлечения и праздный отдых. Я спросила об этом, и мне ответила Ксения Чайкина, а все ребята с ней согласились: «Отказаться от этой работы было бы позором, предательством по отношению к своим предкам. Мы должны помнить, сохранить и передать эту память тем, кто придет после нас». Слова эти прозвучали очень просто и искренне, от души.

Школьные краеведы освоили много разных форм работы. Например, музыкально-поэтические композиции, посвященные различным историческим темам, позволяют создать нужную атмосферу, открыть сердца, настроить на восприятие и сопереживание. Ребята используют костюмы, предметы старины, фольклор, музыкальное сопровождение. Большое внимание в музее уделяется литературному творчеству. Ребята создают очень интересные и сильные по своему содержанию рукописные книги. Например, одна из учениц школы написала сказку-быль «Здесь живет память».

За минувшие годы музей посетило огромное количество интересных людей. Это и члены якутской и немецкой делегаций, и дочь маршала Еременко, и внук генерала Олешева, и дочь поэта Александра Твардовского, и народный артист Александр Михайлов. Со многими ребята продолжают поддерживать связь.

Тропами истории

Школьные краеведы уже давно вышли из стен комнаты Боевой славы. Например, в этом году, помимо работы по сбору экспонатов и уходу за воинскими захоронениями, они приняли участие в разработке и проведении пешеходных тематических экскурсий по улицам нашего древнего города. И справились с этой сложной задачей очень достойно. А ведь проведение подобных экскурсий оказалось не по плечу некоторым специально подготовленным взрослым людям.

Несколько слов нужно сказать и о краеведческом лагере, который работает в школе с 2000 года. В то время в городе было много успешных предприятий, и они охотно помогали в проведении экскурсий, экспедиций и мероприятий. Ребятам тогда удалось посетить почти все места боевой славы Ржевского района. Сейчас с поездками, конечно, гораздо труднее. Спасает сотрудничество с Воскресной школой. Буквально на днях дети вместе с отцом Константином выехали к разрушенному во время войны храму в исчезнувшую деревню Воробьево. События, произошедшие у этой деревни, описаны в книге ленинградской писательницы Валентины Чудаковой «Чижик — птичка с характером». Оказаться на земле, политой кровью, изрытой воронками, в которых захоронены так и не поднятые павшие воины, оказалось для ребят сильным потрясением и стимулом для дальнейшей работы.

Будущее музея

Музей второй школы уже давно перестал быть лишь музеем военной истории. В школе открыт краеведческий класс, который, по сути, стал уже вторым музейным залом. И снова формат статьи просто не позволит мне перечислить все темы, которые с успехом разрабатывают школьные краеведы. Например, это собственное исследование истории семьи генерала Игнатьева, революционные события в Ржеве, судьбы ржевитян-афганцев и многое другое. Но какими бы масштабными ни казались темы, за которые берутся ребята, я абсолютно уверена, что все у них обязательно получится. И если не они, то их последователи продолжат начатое, обогатив историю нашего края.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *