МАРШРУТКА В ТВЕРЬ И ОБРАТНО

Поездка после трагедии

Поездка до областного центра — дело, в общем-то, житейское. Многим приходится ездить в Тверь по работе, на лечение, поразвлечься или навестить родных. Полтора часа — и ты на месте. Москвичи то же время до работы добираются!

Немного истории

С появлением шесть лет назад маршруток «Тверьэкспресс», быстрых и дешевых по сравнению с медлительными рейсовыми автобусами «Тверьтрансавто», путь до Твери стал еще более удобным. И хотя слишком близко поставленные ряды сидений новеньких «Фордов» и «Мерседесов» доставляли определенные неудобства даже людям среднего роста, не знавшим, куда деть ноги, с этим охотно мирились ради других явных преимуществ. Микроавтобусы ходили каждый час, быстро и поначалу совсем без остановок.

Очень скоро, впрочем, как обычно у нас и бывает, все стало потихоньку портиться. Новенькие машины обтрепались и стали греметь и скрипеть, из окон задуло, сиденья ломались и их никто не собирался ремонтировать. При этом на жалобы в кассах лишь пожимали плечами, а контактов руководства обнаружить не удалось никому из моих случайных попутчиков.

Про руководство вообще ходили разные слухи: например, что настоящим владельцем является такой «большой человек», что ему и закон не писан, и власть нипочем. Как там было на самом деле, неизвестно, но эту безнаказанность и отсутствие контроля быстро поняли водители. На замечания многие из них или ухмылялись, или откровенно хамили. Быстрый некогда «Экспресс» превратился в районный автобус, который брал с обочины любого желающего. Очень часто в салоне плотно стояли безбилетные селяне, падающие от резкого торможения и роняющие на колени сидящим ручную кладь. Чтобы компенсировать частые остановки и побыстрее добраться до пункта назначения, водители зачастую мчались с бешеной скоростью. Многие из пассажиров «Тверьэкспресса» наверняка расскажут свою леденящую душу историю о летящей во мраке с запредельной скоростью маршрутке, водитель которой беззаботно обгонял всех подряд, одной рукой держась за руль, другой, прижимая к уху сотовый телефон. Мольбы испуганных пассажиров снизить скорость на водителей обычно не влияли, но могли аукнуться по приезду в Ржев — водитель гордо игнорировал робкие просьбы провинившихся притормозить «на остановочке». Попадались, конечно, и опытные, ответственные водители, которых хотелось благодарить за поездку. Как бы там ни было, мы возмущались, сетовали, предрекали беду, но упорно брали билеты именно на «Тверьэкспресс».

И беда грянула. Страшная и непоправимая, унесшая осенним утром тринадцать человеческих жизней. И сразу же посыпались официальные заявления — проверить, устранить, запретить, разобраться. Город погрузился в трехдневный траур, но даже в эти скорбные дни и сразу после них надобность в поездках в Тверь никуда не делась.

Туда

В самые первые после аварии дни рейсовые маршрутки ходили по расписанию. И люди ездили. Возникла такая необходимость и у меня. Я, как и большинство, вполне себе реалист и фаталист. Поэтому решила ехать на общественном транспорте. Искать попутную машину на том же «Блаблакаре» я пока еще не привыкла. И хотя рейсовыми автобусами «Тверьавтотранс» я много лет не ездила (после поездки в древнем автобусе со сломанной печкой и запечатанными намертво окнами), решила воспользоваться услугами именно этой компании.

И тут я сразу вспомнила, почему именно не езжу больше на «больших автобусах»: расписание, обнаруженное мной в Интернете, было составлено ужасно неудобно, рейсов мало, а телефон автовокзала упорно не отвечал. А вот телефон «Тверьэкспресс» ответил сразу. И билеты были, и рейс на нужное и удобное время.

Я думала, что пассажиров будет совсем мало, но ошиблась. Хотя время было не очень популярное, в салоне, помимо меня, было 14 человек. Из них всего лишь один мужчина, остальные — женщины. Усаживаясь в кресло, мы сразу же стали искать ремни безопасности, стыдливо объясняя друг другу этот акт законопослушности тем, что гаишники, в связи с трагическими событиями, наверняка остановят и оштрафуют. Подбадривая друг друга фразами, что «жить вообще страшно» и «можно и дома в кресле умереть», мы отправились в добрый путь. Маршрутка, принадлежащая, как было указано в билете, некоему индивидуальному предпринимателю, скрепя всеми внутренностями, тяжело вырулила от Нового рынка и сразу же остановилась взять попутчиков до ближайших деревень. Правда, места были, и стоять безбилетникам не пришлось.

Никаких изменений, повышенных мер безопасности, проверок ГИБДД и прочих озвученных по телевизору мер мы в тот день не увидели. Правда, за Старицей по дороге ползала какая-то дорожная техника, заделывающая ямы. Водитель был молодой, русский, в салоне не курил, по телефону не разговаривал, да и скоростной режим в целом соблюдал. До Твери он нас довез в целости и сохранности, любезно останавливал «по требованию», так что, выходя из салона, мы все от души сказали ему свое спасибо. В Ржев я должна была возвращаться через несколько дней.

Обратно

В минувшую пятницу в СМИ прошла информация, что маршрутки «Тверьэкспресс» проверяют, и из-за «лысой резины» прямо на выезде отменен рейс в Бежецк. Оказалось, правда. И когда в субботу утром я приехала к гостинице «Турист», то узнала, что отменены два ближайших рейса до Ржева и уехать я смогу лишь через полтора часа. Несмотря на всю мою журналистскую настырность, никаких комментариев или неофициальных сведений мне у кассира добыть не удалось. Пассажиры же делились своими впечатлениями охотно. Они слегка сетовали на неудобства, но вполне с пониманием отнеслись к отмене рейсов, радуясь, что, «кажется, стали наводить порядок».

Час вынужденного ожидания я решила потратить на экскурсию на автовокзал, в котором я не была, похоже, со времен студенчества. Да в нем, собственно, ничего особо не изменилось. Появился пост охраны, с уткнувшимся в телефон охранником, не реагирующим на непрерывно звенящую рамку металлоискателя. Установлено электронное табло, такое неудобное и медленное, что я предпочла найти скромно висящее на дальней стене привычное классическое расписание. Оказалось, если бы я сразу приехала на автовокзал, то успела бы уехать на ржевском автобусе — он только что ушел. И вообще, расписание Тверь-Ржев лично для меня оказалось гораздо более удобным, чем Ржев-Тверь. В качестве эксперимента я набрала указанные номера справочной службы и мне, в отличие от ржевского автовокзала, сразу же ответили.

А вот отправляющиеся автобусы доверия и желания прокатиться на них не вызывали. Слухи о ветхом состоянии парка и возможном банкротстве компании, похоже, имеют под собой вполне реальную основу.

К указанному в билете времени я вернулась к кассам «Тверьэкспресс». Подъехала новенькая маршрутка. Все места оказались заняты. На этот раз среди пассажиров преобладали студенты. Видимо, более дисциплинированные девушки уехали домой накануне вечером, а вот парни вечер пятницы предпочли провести в Твери. Пока шла посадка и проверка билетов, я решила ознакомиться со своим проездным документом. Это никакой не билет, а Договор фрахтования. Причем, я так и не смогла понять, с кем именно я его заключила. В шапке договора было указано две компании. Перед словами «Добро пожаловать» стояло наименование ООО «Профвояж», а вот дальше, под справочными телефонами и адресом сайта для бронирования, какими-то стыдливыми маленькими буковками без указания формы собственности было написано «ТрансАвто». То есть, как раз та компания, директор которой Алексей Морозов был задержан и помещен под домашний арест в рамках расследования уголовного дела о гибели пассажиров 5 октября.

Посадка прошла быстро и организованно. Многие вновь пристегнули ремни. Я тоже, хотя раньше чаще всего их игнорировала, не очень понимая, чем именно мне может помочь этот ремень, застегнутый на уровне бедер. В этот раз никаких голосующих попутчиков мы не брали. Водитель был сосредоточен и даже немного суров. В салоне периодически раздавался какой-то странный писк. Возможно, его издавал прибор, контролирующий превышение скорости? Этот писк заинтересовал и других пассажиров. Но спросить о нем нашего немногословного «капитана» мы не решились. Тем более что путь наш проходил просто идеально — скорость не превышалась, на обгон маршрутка шла только в случае необходимости и полного обзора, в строго установленных для этого местах. Да и сама дорога уже не была такой битой и выщербленной, ее неплохо подлатала та самая техника, которую я видела по дороге «туда».

До Ржева мы добрались за неполных два часа, что ненамного больше того времени, которое еще недавно тратили на дорогу бешено несущиеся маршрутки.

А вот работники госавтоинспекции нами не заинтересовались. Ни при выезде из Твери, где они стояли на дороге. Ни в Ржеве, где гаишники охраняли завершающуюся сельскохозяйственную ярмарку.

Безопасность — это утопия?

Действительно, хочется верить, что в сфере междугородных перевозок будет наведен порядок. И обещанные меры принесут свои плоды. Хочется верить, что все это не будет временной акцией, «для галочки», а станет планомерной и эффективной работой тех, кто за это отвечает. Но что хочется сказать. Ведь для того, чтобы в таких компаниях добросовестно работали настоящие профессионалы-водители, от которых в первую очередь зависит наша безопасность, нужно платить им достойную зарплату. Нужно, чтобы владельцы таких компаний рассматривали пассажирские перевозки не как способ быстрого заработка, а как долгосрочный и серьезный бизнес, который можно передать своим детям. Бизнес, в котором есть здоровая конкуренция, заставляющая вкладывать в него деньги, улучшать парк, повышать безопасность и комфорт. Чтобы дорожные службы действительно содержали дорогу, а не надеялись на «авось», пытаясь сэкономить буквально на всем.

В современных реалиях все это звучит как-то утопически. Но в противном случае каждое наше путешествие «туда и обратно» неизбежно будет сопряжено с неоправданным риском.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *