ПРИКОСНОВЕНИЕ К БЫЛОМУ

С 2011 года школа N№ 5 города Ржева носит достаточно сложнопроизносимое, но очень почетное имя воинов 100-й и 101-й отдельных стрелковых бригад. Изучать боевую историю этих двух подразделений, сформированных в Казахстане и потерявших около 80 процентов личного состава в боях под Ржевом, стали относительно недавно, а вот музей в школе ведет свою историю с создания комнаты боевой славы. Он начал работать еще в старом здании, а его основателем и идейным вдохновителем была сама Маргарита Павловна Горская. Этот факт уже сам по себе является своеобразным «знаком качества». В то время экспозиция быстро пополнялась благодаря тесным контактам с ветеранами войны. Самые ценные экспонаты представлены в новом музее.

Это уже не комната боевой славы, а именно музей, в котором располагаются две основные тематические экспозиции — краеведческая «Русская изба» и военно-патриотическая «Ржевская битва». С 2012 года музеем руководит выпускница школы N№5, библиотекарь Ольга Владимировна Шакирова, человек очень грамотный и искренне увлеченный музеем.

Как жили наши предки?

На самом деле, краеведческая экспозиция просто потрясающая. Большинство ее экспонатов подлинны, в отличном состоянии и способны наглядно рассказать о быте семьи, которая проживала на ржевской земле, например, лет сто назад. Конечно, прялка или даже ткацкий станок могут храниться в некоторых семьях и в наши дни, но такого количества и разнообразия домашней утвари я в школьном музее увидеть не ожидала. Деревянное корыто, плетеная люлька, ручная маслобойка, старинные жернова, горшки, ухваты, рукоятки которых отполированы чьими-то трудолюбивыми руками, заставляют вспомнить тех, кому они когда-то принадлежали. Глядя на них, можно ярко представить себе женщину, которая изо дня в день использовала эту утварь, кормя и одевая свое многочисленное семейство. Женщину, которая принесла в дом своего суженого полное приданое из подушек, кружевных подзоров и накидок, перины, лоскутного одеяла. Все эти предметы можно увидеть на старинной железной кровати с шарами, которая обязательно стояла в любом доме. Часть этих экспонатов — подлинные, переданные в музей семьями учеников, а часть создана руками преподавателя технологии Евгении Валерьевны Челмодеевой и ее учениц. Ими же сшиты и настоящие русские костюмы. Ольга Владимировна рассказала, что для учащихся начальной школы она устраивает здесь настоящие посиделки со сказками и загадками.

Ржевская битва

Этот период истории нашего старинного города трагичен и велик одновременно. Можно много рассказывать детям о страшном сражении, которое развернулось за Ржев, но гораздо лучше показать, как все это было, помочь им не только увидеть, но и услышать голос истории. Он тихо звучит в старых фронтовых письмах и документах, гремит разрывами при виде авиационных бомб, осколков снарядов, пробитых солдатских касок. Услышать этот голос в школьном музее можно, войдя в настоящий фронтовой блиндаж, устроенный силами родителей и учеников школы. Он оборудован с большим вниманием к деталям, глубокими знаниями истории. Лавка, березовые чурбачки, керосиновая лампа, железные кружки на столе, пробитая пулей фляжка с именной надписью «Петров», чугунная печка в углу. Кажется, что из блиндажа только что вышли солдаты. Вышли, чтобы вновь пойти в бой, из которого далеко не все вернутся назад. Понять, прочувствовать это можно, глядя на искореженный металл, расставленный на полу. Металл, который мог бы служить мирному труду, но стал орудием убийства и истребления. Огромная неразорвавшаяся авиационная бомба. Тысячи таких же упали на мирные улицы нашего города, неся разрушения и смерть, стирая с лица земли некогда прекрасный город. Снаряды, которые день и ночь летели на наши позиции, унося жизни тысяч солдат и офицеров. Ржавое стрелковое оружие, которое когда-то было начищенным и заряженным. Пулеметный ящик, каждая пуля в котором могла оборвать чью-то жизнь. Все эти вещи были обнаружены и переданы в музей поисковым школьным отрядом. Думаю, что ребятам-поисковикам не надо объяснять бесчеловечную суть войны, они смогли увидеть ее воочию.

Погибшие вдали от родного дома

Тематическая экспозиция, посвященная 100-й и 101-й стрелковым бригадам, была создана после присвоения школе их имени. Сделать это позволило активное взаимодействие с руководителем казахского проекта по увековечиванию подвига воинов 100-й и 101-й отдельных стрелковых бригад Зоей Зербиевной Асимовой. В Казахстане большое внимание уделяется сохранению памяти о своих земляках-героях, проводятся школьные экспедиции «По дорогам войны». В этих экспедициях смогли принять участие и дети школы N№ 5. Наибольшие потери бригады понесли у сел Мишуково и Молодой Туд. В целом на ржевской и оленинской землях бригады потеряли около 80 процентов своего состава. За этой цифрой стоят тысячи человеческих жизней. Эти солдаты, призванные из далекого Актюбинска, выгрузились из вагонов поезда в Погорелом Городище и пешком дошли до Ржева. Большинство из них, скорее всего, даже никогда не слышали о существовании маленького городка на Волге, в боях за который им суждено было навсегда остаться безымянными героями. А их родственники так и не узнали, где именно они покоятся и не смогли посетить могилы. Более того, о подвиге казахских бригад долгое время не говорили. Но когда руководитель Оленинского поискового отряда Дмитрий Жук, находя многочисленные медальоны казахов, стал работать в столичных архивах, то понял, насколько масштабными были бои и какими огромными потери среди воинов 100-й и
101-й бригад. Обнаруженные сведения он передал казахстанской стороне, и у многих семей появилась возможность узнать, где нашли свой послед-ний приют их без вести пропавшие родственники.

Ветераны-казахи приезжали в Ржев и посещали школьный музей. В его экспозиции хранится книга Какена Абенова «Операция «Марс» — казахи в долине смерти», которую он лично передал в экспозицию музея. Галымжан Байдербес презентовал и подарил музею свою книгу «Герои Ржевской битвы». В целом можно сказать, что в экспозиции музея находится такое большое количество книг, брошюр и альбомов, посвященных этой теме, что это вызывает удивление даже у казахстанских гостей. Все делегации, которые посещают Ржев, обязательно заходят и в школу N№ 5. Ученики наладили и поддерживают с ними контакты.

Поисковая и исследовательская работа

В школе создана группа экскурсоводов из числа старшеклассников. Помимо проведения экскурсий, они заняты поисковой работой, пополнением экспозиции. Вдохновители и организаторы этой работы — учителя школы Наталья Александровна Белозерова и Сергей Васильевич Гончаров. Сергей Васильевич является руководителем поискового отряда, а Наталья Александровна организует исследовательскую работу. Именно ей удалось выяснить, что 101-й отдельной стрелковой бригадой с 1943 года командовал наш земляк, уроженец деревни Степанцево Иван Федорович Воробьев. Ей удалось наладить переписку с его родными, собрать факты его биографии. Он погиб в 1944 году и захоронен рядом с Героем Советского Союза, уроженкой Казахстана Маншук Маметовой.

Под стеклом стеллажей — личные вещи солдат, медаль-оны, награды, переписка с ветеранами и их родственниками. Еще одним, и как мне кажется, очень важным преимуществом школьного музея является то, что среди экспонатов большое место занимают поделки ребят, посвященные войне. Это обеспечивает потрясающую обратную связь, показывает отк-лик, который вызывает история родного города. Склеенные, написанные, вышитые, нарисованные, они являются полноценными музейными экспонатами, несущими в себе информацию, пропущенную через душу.

Например, рукописная книга «Мгновения подвига» содержит в себе воспоминания о войне, собранные учащимися школы у своих родственников, фотодокументы. Новые поколения учеников продолжают эту работу, пополняя ее новыми семейными историями, именами, эмоциями.

Еще одна, самая старая экспозиция, посвящена 345, 375, 363 стрелковым дивизиям. Она создавалась еще в то время, когда за каждой школой были закреплены определенные воинские части, участвовавшие в боях за Ржев, для изучения и сбора материалов. В то время возможностей для живого общения с ветеранами было намного больше. Например, в музее есть уголок ветерана войны, большого друга школы — Антонины Павловны Деревянченковой. В свое время она охотно выступала перед детьми, делилась с ними своими воспоминаниями. Часто в школу приходил Василий Федорович Зуйков, который совсем недавно ушел из жизни. А вот с ветераном Николаем Васильевичем Ремневым ребята имеют возможность встретиться и сейчас, что и делают. В музей передаются все новые экспонаты. Ольга Владимировна показала мне буквально на днях переданные и даже еще не прочитанные письма с фронта. Руководитель музея мечтает о его расширении или хотя бы об обновлении витрин. Ведь интерес к музею, к исследовательской деятельности у детей очень большой. Каждый ученик школы не раз побывал в музее, хорошо знаком с его экспозицией. В музее всегда рады гостям. Не только члены многочисленных официальных делегаций, но и любой желающий может прийти и осмотреть интереснейшую музейную экспозицию. Ольга Владимировна вынашивает идею проведения совместно с остальными школьными музеями города Дня открытых дверей, чтобы поделиться опытом, больше
узнать друг о друге и нашей общей истории.

Ольга ДАБУЛЬ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *