НЕСТИ ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ

— Расправить рамена! Вытянуть выю! Шуйцу вверх, десницу в сторону!

Словно на машине времени переносимся в страну давно забытых слов. Мы на открытом уроке русского языка в Глебовской школе по теме «Устаревшая лексика», который дает Елена Колосова. Ребята вместе с учителем закрепляют знания, выполняя нехитрые, но полезные упражнения для дыхания (для тех, кто забыл значение устаревших слов, напомню: рамена — плечи, выя — шея, шуйца — левая рука, десница — правая рука).

Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, не в первый раз проводит открытые уроки для коллег из Ржевского района. И это всегда — высший пилотаж, где профессионализм, творчество, неиссякаемая энергия — за гранью возможного. Очень захотелось познакомиться с этим талантливым человеком поближе. Тем более, что 9 ноября Елена Юрьевна отметила свой 50-летний юбилей.

Елена родилась и выросла в Ржеве, училась в лицее N№ 23. Мечтала стать актрисой или учительницей литературы. Она грезила сценой, поэтому шесть лет занималась в драматической студии при ДДТ. Еще ей очень хотелось стоять у доски и вместе с учениками открывать что-то новое и интересное. По окончании школы семнадцатилетняя ржевитянка поехала в Москву поступать в Щукинское театральное училище, но не прошла по конкурсу. Не теряя зря времени, решила попробовать силы в КГУ (сейчас ТГУ) и без проблем поступила на филологический факультет. Никогда об этом выборе не пожалела. Потом были чудесные годы студенчества, практика. Восемь лет Елена прожила в Твери, а затем вернулась в свой родной Ржев. Начинала работать в сш N№ 2 и в гимназии N№ 10.

— Я помню, с какой радостью и волнением шла на свои первые уроки, — вспоминает Елена Юрьевна. — Ощущение полета и вместе с тем неуверенности не покидало меня: а все ли получится? Но рядом были замечательные учителя: Т.С. Суслова, Т.И. Наумова, Т.Д. Иваненко.

И вот уже 25 лет Елена Юрьевна работает в школе. Послед-ние шесть лет — в Глебовской. Здесь замечательный коллектив, хорошие, умные дети. Два раза Елена Юрьевна участвовала в городских конкурсах «Учитель года». Ее воспитанники не раз побеждали на научно-практических конференциях по литературе, муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку. Два последних года учащиеся Глебовской школы, ученики Е.Ю. Колосовой, становятся победителями Всероссийского конкурса «Живая классика». Ее выпускники учатся во многих престижных вузах Твери и Москвы.

Немало благодарностей и грамот различного уровня в копилке учителя Колосовой. В этом учебном году ее труд отмечен Почетной грамотой министерства образования Тверской области.

Почему именно школа, дети, литература, русский язык — это то дело, которому она посвятила половину своей жизни, — об этом наш сегодняшний разговор.

— Мы живем в такое время, когда происходят кардинальные изменения в жизни страны, идет переоценка нравственных и мировоззренческих позиций, — начинает моя собеседница. — Как жить? Во что верить? Я — учитель литературы, предмета, который, на мой взгляд, становится самым необходимым, самым нужным для человека, особенно в такие смутные времена. Почему? Да потому, что только литература, будучи искусством слова, рассчитана на диалог, на общение, на искренний отклик, а значит, способна объединить людей, дать им тот нравственный стержень, который поможет выжить в наш жесткий прагматичный век. Учитель входит в огромный мир детства со своим личным опытом, своими пристрастиями и убеждениями, своим багажом знаний. Перед ним десятки пар пытливых и любознательных глаз, которые ждут новых открытий, совместных поисков. И его главная задача — не навредить, помочь детям совершить эти открытия.

В жизни Елены Юрьевны был такой учитель — Тамара Алексеевна Полозова. Никогда не забыть ее уроки литературы, на которых ребята спорили о смысле жизни, мечтали о будущем, искали границы между добром и злом, учились любить свой язык, свою культуру и свою Родину. Это были уроки-исповеди, уроки-размышления, уроки-познания самих себя. А рядом всегда была Тамара Алексеевна, надежный друг и наставник.

Уже тогда Елена поняла, что урок литературы может больше, чем сама литература. Он формирует человека. Сейчас она твердо уверена, что главным лицом на уроке является ребенок, ученик. Его учитель должен увлечь и повести за собой в большой мир литературы, а значит, в мир познания самого себя. Урок должен не только давать знания, но и воспитывать душу, формировать дух.

— Мое главное и единственное оружие — великое русское слово, — продолжает Елена Юрьевна. — Толстой и Достоевский, Лесков и Тургенев, Пушкин и Лермонтов, Астафьев и Распутин, Пастернак и Ахматова — вот тот бездонный колодец, из которого можно черпать истинные непреходящие ценности, красоту человеческих отношений, познание мира и души человека. Ведь слово, ставшее искусством, вбирает в себя всю жизнь, все надежды и стремления художника.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Эта емкая и точная мысль принадлежит русскому поэту-философу Ф.И. Тютчеву. И на мне лежит огромная ответственность — открыть ученику великую русскую литературу, дать ему книги, созвучные его душе, его состоянию. Для этого нужно просто научить его любить читать, сделать книгу умным и добрым другом. И тогда мой ученик станет счастливым человеком, потому что он никогда не будет одинок.

Как это осуществить? Как увлечь хотя бы одной книгой? На эти непростые вопросы я ищу ответ в течение всей своей педагогической деятельности. Каждое утро, открывая дверь в класс, я словно выхожу на подмост-ки сцены и остаюсь один на один со своими учениками, слушаю своим сердцем биение их сердец. Стучусь в их души, неся «заповедное слово» драгоценной русской литературы. Не всегда все получается, как хочется. И читают не все. Порой слушают и не слышат. Но если я вижу, что у ребенка загорелись глаза, если в классе повисает звенящая тишина — это уже победа. Значит, меня услышали. Мои дети возьмут в руки книгу (пусть не сразу, пусть не сейчас), потому что ощутили в ней самих себя, потому что книга стала предметом их глубоких раздумий.

В одну из таких минут Елена Юрьевна пришла к выводу, что никакая сверхсовременная техника не заменит живого, искреннего общения учителя и ученика, а слово, идущее от сердца, может творить чудеса.

Конечно, процесс воспитания в юном гражданине чувства прекрасного, потребности развивать свой духовный потенциал — работа, требующая от педагога творческого горения и увлеченности.

— Я не Бог и не всезнайка, — подводит итог Елена Юрьевна. — Я учу детей, а они учат меня оптимизму, пристальному, пытливому взгляду на мир, честности, искренности в общении с ними. Они дают мне тот заряд творческой энергии, без которого я, наверное, не смогла бы работать в школе. Пускай мои ученики не станут чайковскими и репиными, главное, чтобы они были хорошими людьми с твердыми нравственными принципами, любили свою страну, гордились ее языком и культурой и жили достойно во все времена.

Иногда, когда бывает особенно трудно, говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое — нести любовь и радость».

Остается добавить, что Елена Юрьевна не только замечательный педагог, но прекрасная жена, мама. Муж, Игорь Викторович, — военно-служащий. В семье Колосовых двое взрослых сыновей. Артем работает в Ржеве охранником в частной фирме. Дмитрий — студент Тверского технического университета. Сыновья очень гордятся, что их мама — учительница. Всегда с пониманием относятся к ее нелегкой профессии. Несмотря на большую загруженность в школе, Елена находит время на фитнес, бассейн, театр — и это далеко не все ее увлечения, которые помогают быть всегда в хорошей физической форме.

— Очень люблю путешествовать, — говорит моя собеседница. — Каждый год открываю для себя новую страну. Побывала в Греции, Турции, Египте, Тунисе. В этом году решила полюбоваться досто-примечательностями и красотами России и отправилась в Крым. Предчувствия меня не обманули. Южная сказка останется в сердце навсегда.

Елена Сооляттэ

Фото из архива Е. Колосовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *