ГОРОД, В КОТОРЫЙ ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ

Калининград поздней осенью все еще остается удобным для пеших прогулок. Термометр держится на отметке от ноля до плюс двух градусов. Деревья и кусты еще не сбросили свои зеленые пальто, ярким зеленым ковром, несмотря на туманность, гордится земля.

Оделся чуть потеплее обычного, и вперед неспешным шагом по улицам, улочкам, паркам, скверам, площадям, памятным и просто интересным местам.

Вдоль Московского проспекта идет уборка упавших осенних листьев: рабочие, снарядившись воздуходувами, сдувают с тротуара пожухлые, отслужившие свое былые украшения. Кто-то, поравнявшись с ними и не желая прерывать важную беседу, идет широко шагая, говорит громче, стараясь перекричать чудо-машину, а кто-то, наоборот, замолкает, замедляет шаг и наблюдает, как человек работает.

Благодаря гаджету с установленной программой яндекс-карты и отзывчивости прохожих, найти нужный объект не составило труда. А посетить мы решили образец готической архитектуры в России — Кафедральный собор на острове Иммануила Канта (о. Кнайпхоф). Да, находится он непосредственно на острове, к которому ведут два моста. Мы выбрали мост со сладким названием Медовый. Почему его так назвали? Одна из версий, потому, что строительство было оплачено бочками меда.

Точная дата начала строительства собора неизвестна. Формально его «днём рождения» считается 13 сентября 1333 года. Присоединившись к экскурсии, нам удалось узнать исторические сведения: грунт острова ненадежный и под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай. Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён, так как показался епископу Иоганну слишком маленьким. Специально для доставки материала на остров через реку Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже Соборные. Оба сооружения носили временный характер. Мост просуществовал только пятьдесят лет, а ворота простояли ещё шестьсот и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года.

В своей прошлой заметке о Калининграде я писала о знаменитой задачке о семи мостах Кёнигсберга, так вот, если бы Соборный мост не был разобран, то курьезная загадка не появилась бы.

К 1380 году собор был отстроен. В 1519 году в нем прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке. В статусе главного католического храма собор пребывал до первой четверти XVI века. К этому времени Тевтонский орден превратился в светское герцогство Пруссия, и герцог-основатель нового государства католицизму предпочел лютеранство. Так кафедральный собор автоматически стал главным лютеранским храмом Пруссии.

По соседству с собором возникает старейший университет Пруссии. Собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается библиотека с уникальным собранием старинных книг и манускриптов. В 1640 году в башне собора установили часы с боем, а в 1695 году появился орган, который прослужил вплоть до 1888 года, после реставрации собора его заменили на новый. Собор и университет связывает профессорская усыпальница, в которой хоронили профессоров университета. В 1884 году там прошло последнее захоронение. Высокой почести был удостоен никто иной, как немецкий философ Иммануил Кант. Во время бомбардировок 1945 года церковь, библиотека почти полностью выгорели, но само здание устояло. Огонь бушевал, но партийные власти, а в других источниках — нацисты, запретили пожарным тушить храм, это пытались сделать местные жители, но к сожалению, спасти богатое убранство не удалось. Сохранились только некоторые каменные эпитафии (всего их было около ста). В разное время в соборе зимовали лошади, был он и французской военной тюрьмой. Долгие годы после Великой Отечественной войны собор представлял собой огромные руины. Власть еле-еле «терпела» символ прусского милитаризма и фашизма. И не снесли его только потому, что у стен похоронен Кант.

— В каменном гробу останков Канта нет, они покоятся глубже, — пояснял своей группе экскурсовод. — Есть данные, что нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить череп для доказательства его принадлежности к арийской расе. Результаты их анализа остались для нас неизвестны.

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению здания совершено не было. Попытку реставрации предприняли спустя шестнадцать лет. Но многие считают, что она больше навредила: сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора. Полноценное восстановление началось в 1992 году, за счет Германии. При монтаже шпиля, для установки его сегментов, использовались вертолеты Балтийского флота. Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в нем располагаются евангелическая и православная часовни, музей собора и музей Канта. В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак. Не обошла собор и кинематография, он «снимался» в фильмах: «Жена керосинщика», «Женя, Женечка и Катюша». Кенигсбергский собор изображён на входящей в серию «Древние города России» юбилейной монете номиналом 10 рублей. В 2007 году собор претендовал на звание одного из «Семи чудес России».

По большим красивым башенным часам марки «Сименс» сверяют время калининградцы и гости города. Они — самые точные и связаны со спутником. Мы, боясь пропустить начало мини-органного концерта, то и дело на них поглядывали. В главном соборном зале регулярно проходят концерты классической и религиозной музыки, международные конкурсы органистов.

Собор «заговорил» десять лет назад. Голос подает самый большой в Европе орган, он так и называется — Большой. Есть в храме и Малый, связанный с ним. Представляете, один органист может одновременно использовать два органа! Оба клавишно-духовых музыкальных инструмента были восстановлены немецкими мастерами по довоенным чертежам с применением современных, в том числе и компьютерных технологий. Внешний вид и размер Большого органа впечатляют. Он украшен резьбой и фигурами ангелов, девы Марии Кенигсбергской — покровительницы собора, над ним с распростертыми крыльями воспарила красная птица — феникс, символ возрождения. Видимых глазу посетителей органных труб несколько десятков, а на самом деле их шесть тысяч, высотой от 11 миллиметров до 10,5 метра (причем, чем выше труба, тем звук ниже).

За орган садится музыкант, слушатели выключили телефоны, навострили слух… Звучит первая мелодия, и многим, оказывается, достаточно пяти минут, чтобы погрузиться в дремоту. Признаюсь, не миновала сия участь и нас. Двадцать минут, не взирая на разнообразие мелодий, их высоту и ритмичность, склонив подбородок к груди, сидели несколько человек. Я открыла глаза вовремя, на пике одной из композиции вдруг пришли в движение фигуры ангелов с барабанами и флейтами. Своей «игрой» они дополнили и без того непередаваемые (несмотря на полусонное состояние) впечатление от музыки и атмосферы соборного зала. Как мы потом узнали, в нашем состоянии не было ничего предосудительного. Орган особым образом влияет на организм, и связано это с чистотой звуковой волны.

Прошло три часа. Прогулка по острову, современному ремесленно-торговому центру «Рыбная деревня», подходила к концу. Нам, как обывателям, территория острова, собор, концерт — все понравилось. Но у людей, знающих или делающих вид, современная реставрация восхищения не вызывала. Они рассуждали, что реставраторы переврали, недоделали, что было нужно, и нынешнему собору до прежнего, ну очень далеко. Мы же в противоречия не вступали, с горячим глинтвейном в руках наслаждались видами собора со всех сторон и изнутри, разнообразием товаров из янтаря в сувенирных палатках.

С острова уходили со стойким убеждением, что раз в жизни обязательно нужно услышать живую органную музыку. И если вам доведется это сделать в Кафедральном соборе Калининграда, вы ничуть не пожалеете.

Ольга ЖДАНОВА

Фото автора и из сети Интернет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *