НОВЫЙ 1944-Й

Продолжение повествования на основе архивных документов о жизни освобожденного Ржева

В первые дни военного 1944 года ржевитянам было не до праздников. Во всяком случае, документов о подготовке к каким-либо мероприятиям, связанным с наступлением Нового года, в городском архиве не сохранилось. А вот первое рабочее заседание исполнительного комитета Ржевского городского Совета депутатов трудящихся Калининской области состоялось уже 3 января при максимальной явке.

Дела финансовые

Вопрос, который рассматривался на первом заседании, имел для разрушенного города важное значение. Горфинотдел предоставил на утверждение проект городского бюджета на 1944 год. Доходная часть бюджета города составляла 3697,8 тысячи рублей, а расходная — 5108,8. Думается, цифра запланированных расходов в условиях времени была минимально возможной. Дефицит бюджета, или, как записано в протоколе заседания, «разрыв доходной части бюджета с расходной», было решено восполнить за счет областного бюджета. Об этом в исполком Калининского облсовета была направлена официальная просьба. Также, «учитывая значительное расширение объема работ в городе», Ржев просил область утвердить дополнительные штатные единицы, расходы на которые уже заложены в смету городского бюджета. Городу требовался главный ветеринарный врач, штатная единица госстройконтроля, завхоз в пушкинскую школу, два плановика-экономиста и уборщица в горздравотдел.

Нарушения на пивзаводе

Хотя в протоколах за 1943 год Ржевский пивной завод, кажется, не упоминался ни разу, тем не менее, он уже работал и выпускал свою пенную продукцию. На состоявшееся 6 января очередное заседание был вызван директор пивзавода тов. Корнилов. Поводом для этого послужило невыполнение плана по выпуску продукции на 1943 год. По протоколу трудно судить, какая именно продукция выпускалась заводом, упоминаются лишь воды и пиво. Но план в целом был выполнен в 1943 году только на 58 процентов, а по выпуску пива и того меньше — всего лишь на 6,7 процента. Более того, «при наличии возможности к полному выполнению плана восстановительных работ последний выполнен только на 36,8 процента, а план по жилищному строительству всего лишь на 5 процентов». Обсудив доклад директора Корнилова, члены исполкома горсовета пришли к выводу, что главная вина за невыполнение плана лежит на руководстве, и признали работу завода в минувшем году «крайне неудовлетворительной»: отсутствие должного контроля за расходованием сырья привело к тому, что с завода было похищено 2,2 килограмма сахарина, а виновные так и не были привлечены к ответственности. «Реализация готовой продукции производится с грубейшими нарушениями правил советской торговли и превышением отпускных цен. Так, на 25 тысяч литров пива торгующим организациям завод отпустил только 5600 литров, сам же реализовал 18700 литров. Вод из 211 тысяч литров торгующим организациям отпущено лишь 58, а реализовано заводом 152 тысячи литров», — говорится в протоколе заседания. Директору завода была «поставлена на вид» плохая организация труда, отсутствие норм выработки и то, что «никакой массовой разъяснительной работы с рабочими не ведется». Хотя в чем именно должна заключаться такая работа, не уточняется.

От тов. Корнилова исполком потребовал «коренного улучшения руководства заводом и безусловного выполнения производственного плана». Особенно оговаривалась необходимость довести к 1 апреля 1944 года выпуск без-алкогольной продукции до 10 тысяч литров в сутки». По строчкам сухого протокола мы можем судить о том, что спрос на такую продукцию в городе был, несмотря на сложное положение с питанием и материальным состоянием жителей в целом.

«Безобразные явления» в горпищекомбинате

В тот же день на заседании был рассмотрен еще один вопрос с гневной формулировкой «О состоянии содержания скота и разбазаривании урожая овса в хозяйстве горпищекомбината». Для тщательной проверки «в связи с выявленными фактами безобразных явлений в руководстве горпищекомбината» была создана комиссия, которую возглавил председатель горплана тов. Победимов. Ее результаты должны были быть предоставлены в горисполком к 15 января. Однако на заседании 20 января о выводах комиссии не упоминается, не присутствуют и столь жесткие формулировки. В протоколе горпищекомбинат упоминается в связи с утверждением плана. А его директора тов. Гудкова обязывают «улучшить руководство производством, обеспечив безусловное выполнение утвержденного плана». Для этого предписывается «установить нормы выработки, ввести сдельную оплату труда, полностью изжить уравниловку, укрепить трудовую дисциплину, развернуть социалистическое соревнование, внедрить методы стахановской работы, поднять ответственность работников за порученное дело».

Кроме этих общих формулировок директора обязывали немедленно навести порядок в работе мельницы, оборудовать в городе салотопку, восстановить работу цеха по производству витамина «С» и вывести цех безалкогольной продукции из помещения детского сада. При этом работа предприятия была взята под особый контроль горисполкома и горплана.

Что выпускали в Ржеве?

Очень интересным является приложение к решению от 20 января. В утвержденном для горпромкомбината и горпищекомбината плане перечислена продукция, которую выпускали эти предприятия. Так, горпромкомбинат должен был обеспечить горожан гвоздями, замками, ложками металлическими (их нужно было выпустить 5 тыс. штук), гончарной посудой, льняной пряжей и тканью, хозяйственной веревкой, новой обувью (в количестве 800 пар), валенками, пуговицами, игрушками (на 50 тыс. руб). Имелись в ассортименте предприятия и более серьезные товары. Так, в 1944 году было запланировано произвести 100 саней, 50 крестьянских телег. А также 500 бочек-кадок и мебели на 80 тыс. рублей.

То есть, город практически должен был обеспечить все свои потребности самостоятельно. В том числе и по пищевой продукции. Помимо стандартных хлебобулочных и кондитерских изделий, муки, крупы, макарон, соков и солений, горпищекомбинат должен был заготовить для ржевитян 300 килограммов чая из луговых растений.

Страдают лошади!

Как мы уже писали, осенью 1943 года горисполком забил тревогу. На одном из заседаний был поставлен вопрос о бедственном положении лошадей, приписанных к ржевским предприятиям и организациям. Их состояние не улучшилось и к началу 1944 года. В результате «нерадивого отношения к содержанию и лечению лошадей эпидемия чесотки распространялась очень быстро. Больных лошадей содержат в антисанитарных условиях, используют на работах. Отмечался и падеж животных».

Например, в гортопе из подучетных 74-х лошадей пало 30, а на кирпично-черепичном заводе из полученных 20 пало 6. Подобные факты отмечались и на других предприятиях города. В связи с этим горпрокурору и прокурору Калининской железной дороги было дано поручение привлечь к ответственности лиц, виновных в массовом падеже лошадей. При этом горпрокурор тов. Беляков довел до сведения членов горисполкома, что следствие по горпищекомбинату уже закончено и материалы переданы в народный суд.

Падеж лошадей нужно было остановить любой ценой, тем более что бесхозяйственное отношение к этим незаменимым помощникам влекло за собой тяжелые последствия, без лошадей останавливались многие виды работ. Но отношение на многих предприятиях города оставалось безответственным и порой даже жестоким. Например, в подсобном хозяйстве горпромкомбината зафиксирован вопиющий факт: «Истощенная, больная чесоткой лошадь висит на веревках в холодном помещении на сквозняке». За невыполнение ветеринарно-профилактических мероприятий и непринятие мер к лечению чесотки у лошадей на должностные лица были наложены штрафы в размере 300-400 рублей, что, в принципе, соответствовало их долж-ностному месячному окладу. Штраф было необходимо уплатить в течение трех дней и принять все необходимые меры для лечения больных лошадей и обеспечения должного ухода за здоровыми.

Первая годовщина

Ни о каких праздничных мероприятиях в хранящихся в архиве протоколах не говорится. Однако на заседании 2 марта 1944 было принято решение о награждении грамотами горисполкома и премиями «ряда товарищей». Но к предстоящему Дню освобождения это никак не привязывалось, в решении говорилось лишь «о хорошей работе по восстановлению разрушенных немецко-фашистскими захватчиками промышленных предприятий, социально-культурных учреждений и коммунального хозяйства города». Среди награжденных и премированных были бойцы и командиры 15-го отдельного плотничного батальона, участвовавшие в восстановлении моста через реку Волга, в/ч N№ 02853, работавшая на восстановлении городского кинотеатра, а также рабочие и служащие городских предприятий и организаций. Величина денежных премий колебалась от 100 до 700 рублей. Самое большое денежное вознаграждение в размере 800 рублей получил мастер-гончар П.Ф. Попов за работу по восстановлению предприятий местной промышленности.

На этом же заседании было принято решение «об увековечивании памяти павших смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Согласно этому решению, улица Полевая переименовывалась в улицу Куприянова, улица Приволжская — в улицу Елисеева, улица Тверская — в улицу Косарова, улица Садовая — в улицу 7-й авиационной Ржевской дивизии, а ржевской трикотажно-ткацкой артели присваивалось имя С.М. Лебедева.

Дела текущие

В городе по-прежнему очень остро стоял вопрос жилья. Но, по мнению горисполкома, горжилуправление и горкомхоз «вместо проведения решительной борьбы за правильное использование жилого фонда для нужд трудящихся встали на путь разбазаривания жилой площади… В результате чего, из восстановленных в 1943 году 946 домов с общей площадью 53731 кв.м., 69 используется не по назначению под размещение контор, учреждений и административных органов, предприятий и мастерских». Была поставлена задача по возвращению уже занятого жилого фонда, а руководителям предприятий и организаций предлагалось заняться восстановлением своих разрушенных зданий и строительством новых.

Приближался весенний сев, и горисполком внимательно следил за ходом его подготовки. Работы в этом направлении предстояло много. Главными задачами были подготовка семян и приведение тягловой силы (лошадей) в надлежащее состояние.

Ольга Дабуль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *