СВЕТ ЕЁ ДУШИ

Этот год для ржевской мастерицы-искусницы Маргариты Васильевны Голобурдиной, трижды лауреата художественной вышивки, особенный, юбилейный. Но, глядя на эту изящную, со вкусом одетую женщину, невозможно в это поверить. К весьма почтенному возрасту моя собеседница относится философски, старается меньше заглядывать в паспорт и больше слушает свою душу, которой, как и прежде, «покой лишь только снится». Маргарита Васильевна вот уже много лет участвует в различных городских и областных конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества, где на радость всем представляет свое рукоделие. Вот и сейчас в Выставочном зале проходит ее персональная выставка «Переливы шелка», которая вызывает у зрителей восхищение. За свое уникальное творчество, высокий художественный уровень произведений Маргарита Голобурдина награждена многочисленными дипломами и почетными грамотами.

Маргарита Васильевна родом из Архангельской области. Ее родители — коренные северяне. Мама, Анфия Александровна, занималась воспитанием детей. Отец, Василий Федорович Шалаевский, был связистом. По роду службы его часто переводили с одного места на другое. Так в 1936 году семья оказалась в Ржеве, затем в Калинине, а в 41-м, когда началась война, — в Бежецке.

— Нас у мамы было четверо, — вспоминает Маргарита Васильевна, — три сестры и брат. Во время войны нашу семью эвакуировали в поселок Молоково, что в Тверской области, а отец остался в Бежецке, поскольку туда был переведен штаб Калининского фронта (отец занимал большую должность в правительственной связи).

Маргарита Васильевна с болью в голосе вспоминает тяжелые военные годы, когда жили они с мамой в крохотной холодной баньке, продуваемой всеми ветрами.

— Утром вода в ведре покрывалась льдом, а одежда примерзала к лавке. С тех пор нажила себе ревматизм, — голос ее дрогнул. Память всколыхнула еще живые воспоминания о войне. — Работали мы на трудодни. Теребили лен, собирали с полей мерзлую картошку. Голодно было до тех пор, пока не поставили на учет как эвакуированных, потом стали выдавать карточки, по которым получали хлеб и молоко. Так и выжили.

Когда освободили Калинин, семья вернулась в Бежецк. Там, напротив их домика, располагался госпиталь для раненых красноармейцев. Рите было тогда 13 лет, и каждый день после школы она спешила, чтобы помочь медсестрам и врачам. Стирала в реке Мологе кровавые бинты, разрезала гипс, ухаживала за тяжелоранеными солдатами, подкармливала едой, что давала мама. Не понаслышке Рита знала, что такое кровь, страдания и смерть. Видела, как врачи проводили операции по ампутации ног и рук… И, наверное, если бы тогда ее спросили, хочет ли она стать врачом, сказала бы точно: нет, поскольку эта профессия ассоциировалась с войной, ужасом и болью. Когда ей исполнилось 14, вступила в комсомол, была в школе секретарем комсомольской организации.

— По натуре своей я — активистка, — не без гордости продолжает моя собеседница. — Всегда была в первых рядах и в учебе, и в общественной жизни. А еще в школьном театре Рита играла в спектаклях, музицировала на пианино, аккордеоне, гитаре, хорошо пела. Сама выучилась. Любила все военные песни. Душевно пела, аккомпанируя себе на гитаре, «Темную ночь», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом».

Художественная самодеятельность настолько увлекала девушку, что на пороге выпускного она решила стать артисткой и втайне от родителей даже переписывалась со звездой советского экрана актрисой Людмилой Целиковской. Но по окончании девяти классов мудрый отец категорично заявил дочери, что поедет она к тетке в Вологду, где получит нужную и серьезную профессию в зубоврачебной школе. Нет, истерик и слез не было. Разве посмела бы она ослушаться своих родителей, авторитет которых был превыше всего? Конечно, нет. Нужно было жить, работать, думать о будущем. Поэтому Рита последовала совету отца, за что потом всю жизнь была ему безмерно благодарна.

С отличием окончив медшколу, Маргарита получила специальность зубного техника и по распределению попала в областную стоматологическую поликлинику Великих Лук.  В 1950 году отца перевели в Ржев, и Рита поехала тоже. Работала зубным техником в железнодорожной поликлинике. Спустя два года она вышла замуж за красавца военного, который служил в Румынии. В молодой семье родилась дочь Галочка.

Потом были годы службы в Житомирской области, в глухой деревушке, где до ближайшего магазина — три версты. И каждую неделю Рита бежала за восемь километров в город, чтобы позвонить в Ржев и узнать, как дочка, которая осталась с бабушкой и дедушкой в Ржеве.

— Так душа болела — словами не передать, — со слезами на глазах вспоминает Маргарита Васильевна. Одно утешение — рукоделие. Именно здесь, вдали от цивилизации, она серьезно занялась творчеством. Целый день одна — муж на службе, дочь у бабушки с дедом, надо было себя чем-то занять. По выкройкам из журнала «Работница», что высылала мама, она вышивала крестиком салфетки, полотенца, скатерти, освоила приемы машинной вышивки. Вспоминала, как бабушка да тетушка, у которой жила в Вологде, ловко перебирая коклюшками, с помощью обычных ниток и собственной фантазии творили чудеса. Пригодились и навыки шитья, полученные в школьные годы. Это была крепкая основа для ее дальнейшего творчества.

— Не сосчитать, сколько раз переезжали мы с одного места на другое. Служили и в Забайкалье, в самом красивом месте нашей Родины, — продолжает рассказ моя собеседница. Маргариту Васильевну сразу взяли на работу в военный госпиталь, а затем назначили заведующей стоматологическим отделением. Это не только очень большая ответственность, но и колоссальный опыт, благодаря которому Маргарита Васильевна научилась выполнять не только функции зубного техника, но и врача-стоматолога. В это же время она вступает в ряды коммунистической партии. И до сих пор хранит партбилет как самое дорогое, что есть у нее в жизни.

— Я не изменяю своим убеждениям. — Этому принципу Маргарита Голобурдина старается следовать несмотря ни на какие обстоятельства. — И чтобы сейчас ни говорили про СССР — это были лучшие годы нашей жизни, годы молодости, любви и счастья, самые добрые, светлые. Это была другая жизнь.

Моя героиня сохранила в своей душе только самые светлые воспоминания о том далеком времени, о безвозвратно ушедшей молодости, о семье, в которой родились двое замечательных детей. Но, к сожалению, этот брак распался.

А в 1969 году Маргарита вновь вернулась в Ржев. С тех пор ее судьба неразрывно связана с этим замечательным городом на Волге. Больше 25 лет отработала Маргарита Васильевна зубным техником в ж/д поликлинике, всего ее трудовой стаж — 35 лет. Нельзя сказать, что жизнь была легкой и безоблачной. Второй брак, о котором Маргарита Васильевна вспоминает с неохотой, оказался неудачным. Она жила для дочери и сына, родителей, безумно любила свою работу. И в этом видела смысл жизни. Выросли дети, обзавелись семьями. Дочь Галина окончила Московский строительный вуз с отличием, работала в Москве инженером в научно-исследовательском институте. У Маргариты Васильевны два внука (один — военный, другой — юрист, пять правнуков, живут в Москве). И вот, когда все вроде устоялось, встало на круги своя, случилась беда — в лихие 90-е годы погибает сын, ее надежда, опора, ее гордость (Геннадий работал начальником управления в Мосжилстрое).

Как пережить это горе? Как заглушить боль, которая не утихала ни на минуту? Чтобы не сойти с ума, Маргарита Васильевна снова занялась рукоделием. Часами, с утра до глубокой ночи вышивала, колдуя над новыми замысловатыми узорами. Ниточка за ниточкой, узелок за узелком — незаметно высыхали слезы в ее глазах. Еще стежок, потом другой, третий… И вот рождается новый образ. Как это чудо появляется на свет? Она и сама не знает. Наверное, так Бог распорядился…

Глядя на солнечные, позитивные работы Маргариты Васильевны, сложно поверить, что многие из них сотканы из женского горя и слез, настолько чиста и добра их энергетика. Как художник пропускает сюжет своей картины через сердце, так и вышитые произведения ржевской мастерицы Маргариты Голобурдиной излучают свет ее доброй души, частичка которой непременно останется и в каждом из нас.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *