ЗНАМЯ ПОБЕДЫ

Не секрет, что во всех официальных торжественных мероприятиях, в парадах на Красной площади принимает участие дубликат Знамени Победы. Подлинник покидает знамённый фонд Центрального музея Вооружённых Сил России в исключительных случаях. Впервые это случилось в апреле 2000 года, когда во время патриотической акции «Нас объединяет Знамя Победы» его привозили в Минск и Киев. Знамя имеет всего четыре официальных копии. Одна участвует в парадах на Красной площади, вторая хранится в музее Брестской крепости, третья установлена в Центральном музее Вооружённых Сил, четвёртая — постоянная участница музейных мероприятий.

20 июня 1945 года Знамя Победы было доставлено экипажем военно-транспортного самолёта Ли-2 из первой эскадрильи 226-го Отдельного смешанного транспортного авиаполка 16-й воздушной армии с берлинского аэродрома «Темпельгоф» на Центральный аэродром в Москве. Малоизвестно, что по дороге в Москву этот самолёт совершил посадку в Минске! Вот как об этом вспоминал легендарный командир 1-го стрелкового батальона 756-го сп Герой Советского Союза Степан Неустроев: «Когда мы 20 июня 1945 года летели из Берлина в Москву на Парад Победы, то нас, пехотинцев, с непривычки жутко укачало. Лётчик то ли нас пожалел, то ли для заправки топливом сел в Минске и дал нам дух перевести». Весть о том, что приземлился самолёт со Знаменем Победы на борту, в мгновение ока разнеслась по всему аэродрому «Лошица». Нарушая все инструкции и запреты, к Ли-2 сбежались все находившиеся здесь солдаты и офицеры. Старший сержант Сьянов вынес знамя и на лётном поле прошёл стихийный митинг.

Знамя Победы сопровождал почётный эскорт в составе капитана Неустроева, старшего сержанта И.Я. Сьянова, сержанта Егорова, младшего сержанта Кантария и капитана Самсонова. Сегодня, спустя 74 года со Дня Победы, кажется невероятным, но и Знамя Победы, и сопровождающие его лица могли быть совсем другими! А с самим Знаменем до июня 1945 года происходили удивительные, почти детективные истории, потрясавшие кремлёвские кабинеты.

* * *

Традиция водружения штурмовых флагов зародилась в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. 6 октября 1944 года И.В. Сталин высказал идею водружения Знамени Победы:

«Советский народ и Красная Армия успешно осуществляют задачи, вставшие перед нами в ходе войны… Отныне и навсегда наша земля свободна от гитлеровской нечисти, и теперь перед Красной Армией остаётся её последняя, заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».

Вскоре на Московской фабрике строчно-вышивальных изделий N№ 7 был изготовлен флаг из красного знамённого бархата; его края обрамили красочным орнаментом, в цент-ре полотнища поместили большой герб СССР, над гербом — орден «Победа», а внизу — надпись: «Наше дело правое — мы победили». Но данный флаг остался в Москве.

9 апреля 1945 года в районе города Ландсберг на совещании начальников полит-отделов всех армий 1-го Белорусского фронта было дано указание: в каждой наступающей на Берлин армии изготовить красные флаги, которые могли бы быть водружены над рейхстагом.

Кто, когда и как первым установил на рейхстаге Знамя Победы — споры не утихают и по сей день. Написаны сотни статей, писем, обращений, изданы десятки книг. Не считаются доказательством даже архивные документы — дескать, они после войны переписаны. Хотя все прекрасно понимают, что во время боёв за рейхстаг никто с секундомером не фиксировал «финиш» штурмовой группы, что у каждого подразделения, участвовавшего в захвате рейхстага, было своё Знамя Победы и своя правда о событиях. И не было бы обид, если бы высокое командование сдержало своё слово и присвоило звание Героя Советского Союза всем, кто первым достиг рейхстага, выбил оттуда немцев, установил победное алое полотнище, проявив мужество и героизм. Так, как за форсирование Днепра была обещана Золотая Звезда — и ею наградили 2438 военнослужащих.

Герои штурма рейх-стага и тогда, в 45-м, и тем более, сегодня, известны. Но какое-то из знамён, установленных на рейхстаге, должно было стать основным Знаменем Победы, и кто-то должен был стать его знаменосцем. Этим знаменем стал алый стяг Военного Совета 3-й Ударной Армии (3-й УА), штурмовой группы командира батальона капитана Неустроева, вознесённый на купол рейхстага Мелитоном Кантария и Михаилом Егоровым. Есть мнение, что грузина и русского специально, в угоду Сталину, отбирали политработники. В архивном документе от 4 мая 1945 года за подписью начальника полит-отдела 150-й стрелковой дивизии подполковника Артюхова написано: «Красное Знамя водружено комсомольцем разведчиком Егоровым и разведчиком Канари». Если бы отбирали заранее, то фамилию Кантария офицер запомнил бы, да и вопрос с не комсомольцем Мелитоном решили бы оперативно.

История водружения

В апреле 1945 года в 3-й Ударной Армии 1-го Белорусского фронта, оказавшейся первой в центре Берлина, из простого красного материала по приказу командующего Армии генерал-полковника Василия Кузнецова было сделано 9 (по количеству дивизий) штурмовых флагов, изготовленных по образцу государственного флага СССР из материала, взятого в одной из лавок Берлина. Звезда, серп и молот художником Василием Бунтовым наносились от руки и через трафарет, древки из распиленной доски изготовил старший сержант А.Т. Габов. В ночь на 22 апреля штурмовые флаги вручили представителям стрелковых дивизий. В их числе флаг N№ 5, ставший Знаменем Победы.

Над каким зданием водрузить знамя, чтобы оно стало Знаменем Победы? Сталин указал: рейхстаг. Штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3-й Ударной Армии 1-го Белорусского фронта, ставший Знаменем Победы, был установлен на крыше рейхстага 30 апреля в 22 часа. Разница между временем в Москве и Берлине составляла два часа, потому в официальных источниках датой водружения значится 1 мая 1945 года. Это было четвёртое по счёту знамя из установленных на крыше здания — первые три были уничтожены дальнобойным немецким артобстрелом рейхстага.

Командир батальона, штурмовавшего рейхстаг, С.А. Неустроев в своих мемуарах пишет, что первый комендант рейхстага полковник Ф.М. Зинченко приказал М. Егорову и М. Кантария немедленно идти на крышу рейхстага и на высоком месте установить штурмовой флаг. Первоначально Знамя было установлено на фронтоне главного входа и ремнями прикреплено к конной скульптуре Вильгельма I. Егоров и Кантария перенесли его на купол рейхстага только во второй половине дня 2 мая. Мало кто знает, но после поднятия Знамени у Михаила Егорова навсегда остались изуродованными руки. Купол рейхстага был застеклённым, во время штурма стекло разбилось и пришлось карабкаться вверх, цепляясь то за осколки, то за металлический каркас…

Согласно документам, главными героями штурма рейхстага были полковые разведчики и бойцы батальона капитана Василия Давыдова из 674 сп — их знамя водрузили лейтенант Р. Кошкарбаев и красноармеец Г. Булатов, а также пехотинцы батальона капитана Неустроева (знаменосцами у них были легендарные Егоров и Кантария). Отличились и воины штурмового батальона старшего лейтенанта Самсонова из 380-го сп. Здесь знамя водрузили на рейх-стаге Михаил Ерёмин и Григорий Савенко. Кроме них, 30 апреля красные флаги на рейхстаге установили штурмовые группы, которые возглавили майор Михаил Бондарь и офицер связи капитан Владимир Маков. В состав этих групп входили артиллеристы 1955-го истребительно-противотанкового полка и 136-й армейской пушечной бригады.

Есть в архивах свидетельства, которые не изменишь и не подделаешь. «Виновники» этого — военные журналисты, которые по горячим следам беспристрастно фиксировали происходящие события на фото и киноплёнку. Писали об этом в армейских и дивизионных газетах, подшивки которых сохранились.

Одним из таких свидетелей был кинооператор Моисей Шнейдеров, который пробрался 1.5.1945 г. с передовым отрядом к рейхстагу, засняв штурм и подъём Красного Знамени на купол.

К отснятому киноматериалу обязательно оформлялось письменное пояснение — монтажный лист. В нем рукой Шнейдерова написано: «Знамя установили лейтенант Сорокин (в кожанке), рядовой Булатов и группа разведчиков, прикрывающая их. Сняты Сорокин и Булатов за водружением знамени над рейхстагом. Разведчики дают салют из личного оружия. В подвалах этого здания ещё находились немцы». Кинокадры вошли в документальный фильм «Берлин».

Знаменитый кинооператор Роман Кармен посылал в Сов-информбюро телеграммы-
молнии. Они сохранились. 3 мая он телеграфировал: «Сегодня познакомился с командиром взвода разведки лейтенантом Сорокиным. Вместе с рядовым Булатовым он 30 апреля под огнём немцев взобрался на крышу рейхстага и водрузил знамя». Попала 2 мая 1945 года разведгруппа лейтенанта Сорокина и в объективы фотокоров газет «Красная звезда» и «Правда». Важными свидетелями подвига штурмовой группы Сорокина стали и корреспонденты газеты «Воин Родины» Василий Субботин и Николай Шатилов. Они пишут о них, героях, перечисляя поимённо вплоть до 7 мая, когда на страницах газеты появляется очерк о комбате Неустроеве и знаменосцах Егорове и Кантария. А первым их всесоюзно прославил фотокор журнала «Фронтовая иллюстрация» старший лейтенант Анатолий Морозов: рано утром 2 мая он сделал ставшие историческими снимки.

На постановочной фотографии 2 мая рядом с красным знаменем на конной скульптуре Вильгельма I на крыше рейхстага изображены советские военнослужащие, среди которых два Героя Советского Союза — Лысенко, Неустроев, Правоторов, Булатов, Сорокин, Орешко, Брюховецкий, Пачковский, Гибадуллин — взвод разведчиков 674-го стрелкового полка. Широко используется и постановочная кинохроника — инсценировка, созданная 2 мая, где по освобождённой от посторонних лиц лестнице рейхстага в нескольких дублях её участники пробегали с флагом к парад-ному входу, поднимались на крышу и привязывали флаг.

Именно в период с 1 по 6 мая, по решению высокого руководства, главным Знаменем Победы суждено было стать алому стягу, который водрузили Егоров и Кантария. Знамя под номером 5 и вошло в историю как официальное Знамя Победы.

Ему же было суждено стать причиной грандиознейшего скандала, который неожиданно разразился 22 мая 1945 года.

Подготовил Валерий СТОЯНОВ

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *