РОДОМ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА

Этот год для нашего земляка Андрея Бакурадзе, ученого, педагога, журналиста — юбилейный. В январе Андрей Бондович отметил свое 50-летие. Уверена, многим ржевитянам хорошо известно имя этого человека, прошедшего путь от аспиранта до проректора по образовательной деятельности Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, доктора наук, автора многих научных трудов по философии, психологии, педагогике и менеджменту, главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», профессора кафедры «Философия, социология и история» Российского университета транспорта (МИИТ). Совсем недавно в Москве, в издательстве «Белый ветер», вышла краткая иллюстрированная биография Андрея Бакурадзе «Предварительная аттестация», где рассказывается об основных этапах жизни Андрея Бондовича, в том числе, связанных с Ржевом и газетой «Ржевские новости». Предлагаем вашему вниманию фрагменты из этой книги.

Моя  родословная

Сразу после рождения сына молодую маму Андрея, Аллу Петровну Джабраилову, вызвали в горком партии и предложили побыстрее выйти из декретного отпуска на партийную работу в Ржевский горком КПСС. В те времена (конец 60-х годов) от подобных предложений не принято было отказываться. И тогда на помощь по уходу за внуком и его воспитанию пришла бабушка — Мария Андреевна.

Род Осиповых-Зубовых, к которому принадлежала Мария Андреевна, считается одним из старейших ржевских старообрядческих родов. На использованной в книге фотографии середины 20-х годов прошлого века — ее отец Андрей Ефграфович Осипов — прадед Андрея Бакурадзе, регент хора Симеоновской старообрядческой церкви со своими сыновьями Петром и Иваном и дочерью Александрой.

С приходом в Ржев железной дороги большинство родных Андрея по материнской линии связали свою жизнь с работой на «стальных магистралях». Среди его родственников — Василий Васильевич Грибовский, машинист паровоза, Почетный железнодорожник СССР, кавалер орденов Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, медалей «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда».

Оба родных деда Андрея воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Дед по материнской линии Петр Иванович погиб летом 1944 года, освобождая Латвию. Отцовский дед Силован всю войну прошел в армейской разведке и, вернувшись с фронта, работал водителем. Вместе с женой Анетой Силован воспитал трех сыновей, старшим из которых был Бондо, отец Андрея.

Комсомол  —  моя  судьба

Практически всю свою комсомольскую юность Андрей «провел в секретарях» комитетов ВЛКСМ. Первым из них стал комитет комсомола родной школы N№ 8 Ржева. Как вспоминает сам герой нашего повествования в своей юбилейной статье, посвященной 100-летию ВЛКСМ: «Это оказалось серьезным вызовом для меня. Одно дело — быть комсомольцем — председателем совета пионерской дружины и руководить пионерами, для которых ты — старшеклассник и уже «солидный дяденька» (а роста во мне было тогда под метр девяносто), и другое — быть лидером для своих сверстников и даже более старших ребят. Работать в комитете комсомола означало, по сути своей, быть ответственным за всю школу. Смотры художественной самодеятельности, спортивные состязания, трудовые «десанты», многочисленные школьные праздники и вечера, несение дежурства по школе и благоуст-ройство ее территории — все это мы организовывали с большим энтузиазмом, во всем стремились участвовать. И еще успевали вполне достойно учиться. Когда меня спрашивают, что для последующей взрослой жизни оказалось более важным — собственно учеба в школе или общественная работа, я всегда затрудняюсь сказать однозначно, отвечая, что и то, и другое повлияло на мою дальнейшую жизнь весьма существенно».

В ноябре 1984 года Андрей Бакурадзе становится членом бюро Ржевского горкома комсомола. Как он вспоминает: «Участвуя в работе бюро горкома ВЛКСМ, мне, старшекласснику, пришлось вникать в особенности комсомольской работы самых разных организаций: от крупных по меркам Ржева заводов и большого железнодорожного узла до маленьких детских садов. Справедливости ради следует отметить, что старшие товарищи по бюро в этом мне охотно помогали.

Комсомольская работа давала возможность Андрею встречаться с людьми разных профессий. Одна такая встреча предопределила его дальнейшую судьбу. «Я долго не мог определиться, на кого пойти учиться после окончания школы. В списке потенциальных профессий значились юрист и железнодорожник, историк и экономист, педагог и журналист. За несколько месяцев до окончания школы я выступил на заседании пленума горкома комсомола. После этого выступления ко мне подсел присутствовавший на пленуме военком города, подполковник Геннадий Дмитриевич Михайлов, который все оставшееся время заседания посвятил тому, что агитировал меня поступать в военно-политическое училище. И в итоге сагитировал!»

Курсантские годы, проведенные в Ленинградском высшем военно-политическом училище ПВО имени Ю.В. Андропова, стали следующей страницей комсомольской биографии Андрея. Поступив на первый курс, он стал членом его комитета комсомола, а перейдя на второй курс, был избран секретарем этого же комитета. В этом статусе Андрей Бакурадзе находился вплоть до выпуска из училища в 1990 году.

Став офицером, Андрей Бакурадзе получил возможность вернуться на освобожденную комсомольскую работу — в начале августа 1991 года командование  назначило на должность помощника по комсомолу начальника политотдела дивизии ПВО. Однако возвращение «в комсомол» по понятным причинам не состоялось…

Увольнение из Вооруженных Сил по сокращению штатов и возвращение в родной город стали следующей вехой жизненного пути Андрея Бакурадзе. А вернуться ему, обладавшему гражданской специальностью педагога, предстояло в школу, которую всего лишь шесть лет назад он окончил.

«Учитель!  Перед именем  твоим…»

Возвращение в родную школу не создало каких-либо трудностей. С одной стороны, все было знакомо, а с другой — помогла поддержка директора Анны Петровны Виноградовой и педагогов, которые в свое время его учили.

Будучи учителем истории, Андрей Бондович Бакурадзе особое внимание уделял двум вещам: развитию интереса учеников к прошлому Отечества и формированию у них навыков анализа исторических событий. В старших классах он активно использовал вузовские формы обучения: лекции, семинары, а также практиковал учебные исследования.

Учитель, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе — вот вехи его профессионального пути в среднем образовании. Добавим сюда и активное участие в методической работе: Андрей Бондович Бакурадзе был одним из организаторов городского объединения педагогов-психологов, являясь его председателем; участвовал в учительской художественной самодеятельности.

В 1995 году Андрей Бакурадзе окончил курсы профессиональной переподготовки организаторов образования в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в С.-Петербурге. Через год стал аспирантом кафедры управления человеческими ресурсами Республиканского института повышения квалификации работников образования, позднее преобразованного в АПКиППРО. В начале 1999 года он перешел из заочной в очную аспирантуру, что предопределило переезд героя нашего повествования в столицу.

Журналист

Нелегкая жизнь учителя середины 90-х годов заставила Андрея взяться за перо. Возглавляя профсоюзную организацию родной школы
N№ 8, он столкнулся с проблемой невыплаты педагогам заработной платы, решал многие проблемы среднего образования. Профсоюз поднялся на борьбу за права учителей, освещать которую взялась газета «Ржевские новости» при условии, что автором публикаций будет лично Андрей Бакурадзе. Его материалы с броскими заголовками «Когда забастуют учителя?», «Хватит терпеть беспредел!», «Размышления перед началом учебного года», «Защитить человека труда» и другие вызывали широкий отклик земляков, что выражалось в активности ржевитян в протестных акциях, организуемых профсоюзами. Сочетание этих действий с работой примирительной комиссии дало свои плоды — к началу 1999 года все задолженности по выплатам педагогам города Ржева были погашены.

В ржевской прессе нередко появлялись публикации Андрея Бакурадзе и на другие темы. Образование, история, организация местного самоуправления, путешествия по стране, интервью с интересными людьми — вот неполный перечень тематик, которым были посвящены его материалы.

Одновременно с этим Андрей Бакурадзе начал публиковать научные и методические статьи в журнале «Директор школы» — ведущем российском издании для школьных управленцев. Оценив перспективность Андрея как журналиста и специалиста в области образования, директор издательской фирмы «Сентябрь», выпускавшей «Директор школы», профессор Константин Ушаков, который был научным руководителем А.Б. Бакурадзе по кандидатской диссертации, предложил своему ученику в середине 2001 года стать главным редактором нового издания для руководителей образования — журнала «Практика административной работы в школе».

Для молодого главного редактора запуск проекта журнала был настоящим профессиональным вызовом, он требовал вложения большого труда и разработки новой технологии подготовки содержания издания. Но, судя по тому, что «Практика» довольно быстро завоевала популярность у читателей — руководителей школ, действовали Андрей и его коллеги по издательству правильно.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *