ПРО АХИЛЛЕСОВУ ПЯТУ, ПУТИНА И ТУРГЕНЕВА-СКАЗОЧНИКА

19 апреля в Итомлинской школе прошла конференция «Язык мой — друг мой», подготовленная учащимися и их кураторами, учителями-филологами Ржевского района. В работе конференции приняли участие 12 учеников 6-11 классов из 10 школ района, которые представили свои исследовательские работы на темы русского языка, литературы, краеведения.

Все ребята тщательно, очень ответственно готовились к конференции. Увлеченно рассказывали о происхождении имен и фамилий, фразеологизмов, о заимствованиях в русском языке и заповедном Михайловском, где жил Пушкин, о судьбе его лицеистов-друзей, основателе Ржевского театра Павле Немирове, о детях войны в литературе и о том, как тема деревни и труда рассматривается в поэзии Пушкина (даже составили сельскохозяйственный словарик Пушкинской эпохи!).

В некоторых проектах рассматривались малоизученные темы. Например, Аксинья Кудряшова (учитель И.Г. Кудряшова), 9-классница Трубинской школы, говорила об использовании стилистически сниженной лексики в общественно-политическом диалоге на примере общения Президента РФ В.В. Путина с представителями СМИ. Эта, на мой взгляд, одна из лучших работ, отличается неор-динарным подходом и оригинальностью.

Аксинья считает, что важно аккуратно использовать такую лексику в речи: она, с одной стороны, позволяет сделать общение непринужденным и снизить степень официальности, с другой — способна вызвать негативную реакцию у аудитории.

Для анализа были взяты тексты «Больших пресс-конференций» Путина за послед-ние 4 года. Аксинья рассмотрела несколько примеров, где присущую разговорному стилю поговорку «бабушка надвое сказала» Президент использовал для установления контакта с аудиторией, несмотря на то, что обсуждался серьезный вопрос о размещении российских военных баз в Сирии. И в этом случае она была вполне уместна, судя по реакции зала, считает Аксинья.

Интересны и другие примеры. «Я уже не помню фамилию этого гражданина, который удрал, который возглавлял у нас Российское антидопинговое агентство. Приезжал в Россию и, будучи назначенным на высокую долж-ность, таскал сюда всякую гадость». Затронута болезненная для России тема — допинговый скандал, повлиявший на участие России в Летних Олимпийских играх. Реакция Владимира Путина была не просто эмоциональной, а даже агрессивной.

«Когда майские указы только вышли, сразу начался «плач Ярославны» по поводу того, что они неисполнимы…». Выражение используется в значении «сильное всеобщее горе». Именно его и вложил В.В. Путин в свое высказывание.

Всего в работе рассмотрено 34 примера, и сделан вывод: сниженная лексика в выступлениях Путина помогает устанавливать контакт с аудиторией, выразить личное отношение Президента к обсуждаемой проблеме, сделать речь более эмоциональной, выразительной. Фразеологизмы и пословицы Путин употребляет в общении с российскими журналистами, так как для иностранцев они трудны для перевода и будут неправильно поняты.

— В целом, — рассуждает Аксинья, — можно сказать, что речь Владимира Путина содержит много выразительных средств. Он использует сниженную лексику для точного выражения мысли, и всегда это имеет определенные рамки. Частота употребления сниженных лексем возрастает, когда обсуждаются острые темы: отношения с Украиной, вмешательство США во внутренние дела России.

Многие слушают выступления Президента, восхищаясь речью, живой, образной, меткой. Но хрупкой девочке из ржевской глубинки пришла в голову мысль сделать речь Путина объектом для исследования, и с этой задачей юный лингвист Кудряшова справилась.

Еще один бесспорный лидер среди старшеклассников — Светлана Румянцева из Итомлинской школы (учитель Т.С. Рамазанова), которая выдвинула смелую гипотезу: «Тургенев-сказочник». Все мы знаем великого русского писателя, мастера слова, автора произведений «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин», чудесной повести «Ася» и других. Но вот о сказках Ивана Сергеевича почти ничего не известно и практически нигде не упоминается. Света исследовала несколько сказок писателя («Самознайка», «Капля жизни», «Степовик» и др.) и пришла к такому выводу:

— Тургенев в своих сказках хочет донести до детей в доступной для них форме основной смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать. Это такие понятия, как любовь к близкому, добропорядочность, стремление к знаниям.

Занимаясь исследованием, Светлана познакомила учащихся Итомлинской школы со сказками Тургенева, провела анкетирование. Дети с интересом слушали сказки и сделали правильные выводы (высказывания ребят даны в презентации).

— Я уверена, — заканчивая свое выступление, сказала Светлана, — проживи Тургенев дольше, несомненно, он написал бы еще много произведений для детей, ведь и под конец жизни фантазия писателя была свежа и неистощима.

1-е место в среднем звене одержала Елена Смирнова, восьмиклассница Артемовской школы, которая окунулась в историю, решив узнать о происхождении некоторых русских фамилий, в том числе, и ее предков, входящей в пятерку лидеров самых распространенных фамилий. Елена считает, что каждая фамилия — это загадка, разгадать которую можно, если быть внимательным к слову.

Жаль, что газетный формат не позволяет рассказать о каждом проекте и о работе конференции, которую руководитель районного методического объединения филологов Тамара Рамазанова назвала «праздником науки». Тамара Сергеевна отметила, что активисты мероприятия, без сомнения, получат стартовую площадку для дальнейшего участия в научно-практической конференции более высокого уровня. Особую благодарность Тамара Сергеевна высказала руководителям учащихся. Ведь успехи ребят — это и их заслуга, поскольку учителя — первые помощники, которые всегда направляют по верному пути.

Елена Сооляттэ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *