«ХОДОКИ»

Среди спецотрядов НКВД, успешно действовавших и доживших до 1945 года, группа «Ходоки» считалась самой закрытой. Никто из ее членов после окончания войны не написал мемуаров, советские журналисты и писатели тоже обходили ее вниманием.

Уникальная методика диверсионной работы в тылу противника, которую использовал Герой Советского Союза Евгений Иванович Мирковский, до сих пор изучается современными российскими спецслужбами. 

Евгений Мирковский родился в 1904 году в Минске в семье мелкого чиновника. В 1925 году по комсомольскому набору был принят в ОГПУ. В 20-е годы западная граница СССР была самой напряженной точкой на карте молодого государства. Из соседней Польши в Белоруссию регулярно проникали вооруженные группы шпионов и диверсантов. Мирковский ловил нарушителей границы, а также в составе отрядов советских органов госбезопасности забрасывался на польские территории. Толкового пограничника отправили учиться в Минское военно-пехотное училище. После его окончания Мирковский участвовал в войне против Польши. С весны 1941 года учился в Московской высшей школе НКВД.

В начале войны капитана Мирковского назначили командиром роты отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Это был элитный спецназ Лубянки. Бригадой, созданной для ведения разведывательно-диверсионной деятельности в тылу противника, руководил легендарный Павел Судоплатов.

Осенью 1941 года бойцы ОМСБОНа участвовали в минировании окраин Москвы, ряда зданий столицы и готовились к уличным боям в самом городе. Когда началась битва за Москву, в тыл противника начали отправлять отряды ОМСБОНа. Во главе одной из рот в ноябре 1941 года свое боевое крещение принял и Мирковский. В январе 1942 года в немецком тылу начал действовать отряд «белых призраков» — так немцы прозвали группу советских лыжников (спецотряд НКВД «Ходоки»), внезапно появлявшуюся в районах, где не было партизан. После совершения серии диверсий неуловимый отряд так же внезапно исчезал.

Все попытки немцев выследить и блокировать «белых призраков» были неудачными. Советским диверсантам под командованием Мирковского порой приходилось за сутки преодолевать 80-100 километров, поэтому никто не мог предсказать, где они появятся вновь. «Ходоки» были набраны исключительно из спортсменов-лыжников, способных за ночь пробежать не меньше сотни километров.

В марте 1942 года 15 бойцов спецгруппы «Ходоки» направили за линию фронта на границу Белоруссии и Украины. Отряду было поручено вывести из строя железную дорогу Чернигов — Овруч. За месяц группа Мирковского прошла по немецким тылам порядка 600 километров и добралась до Житомирщины. В Житомире «Ходоками» были взорваны электростанция, здание городского телеграфа, совершены другие диверсии. Финалом блестящей серии операций стал захват в офицерской столовой Житомира гауптштурмфюрера СС Охта Армена. Через несколько дней в Житомире были взорваны нефтебазы и несколько зданий аэродрома. Ни одного из «Ходоков» немцам задержать не удалось.

В другом районе Евгений Мирковский провел операцию, которую до сих пор изучают в центрах спецназа: без единого выстрела «Ходоки» уничтожили железнодорожную станцию Радча. Железнодорожные пути на станции восстанавливал венгерский батальон. Как выяснили разведчики, в боевом отношении, по сравнению с немцами, он был совершенно никудышным. Бойцам «Ходоков» удалось завербовать командира одного из охранных подразделений, заставив венгерского унтер-офицера провести на станцию диверсантов под видом рабочих.

Бойцы Мирковского сняли часовых и заняли их места. Затем они бесшумно проникли в дом, где спали немецкие офицеры. Немцев беззвучно перебили. После этого заминировали и взорвали все станционные постройки. Движение по магистрали Овруч — Чернигов было парализовано в самый разгар Курской битвы.

Только за май 1943 года за линией фронта «Ходоки» пустили под откос несколько эшелонов с живой силой противника и боеприпасами, уничтожили около десятка грузовиков с солдатами, ремонтную базу с 49 автомобилями. Свыше двадцати раз отряд Мирковского выводил из строя подземный кабель, соединявший Берлин со штабом группы армии «Центр».

Осенью 1943 года отряд Мирковского перемещается в Западную Белоруссию. Летом 1944 года после почти 2,5 лет нахождения в тылу врага он соединился с частями Красной Армии. За это время «Ходоки» (в отряде было немногим более 300 человек) уничтожили в общей сложности около 3-х тысяч солдат и офицеров противника. На их счету — свыше 50 пущенных под откос эшелонов, два сожженных на земле гитлеровских самолета и масса ценнейшей информации, направленной в Центр.

В конце 1944 года Мирковский вернулся в Москву. Там он узнал о присвоении ему звания подполковника и получил боевые награды, в том числе Звезду Героя Советского Союза. В феврале 1945 года Мирковский во главе спецгруппы НКГБ снова направляется в Западную Украину и в Белоруссию, где действовали отряды украинских и белорусских националистов.

Отряд Мирковского воевал также против так называемой армии освобождения Литвы. На границе Литвы и Пруссии Мирковский командовал спрецгруппой «Мхат», действовавшей с мая по август 1945 года под видом созданной немцами власовской банды.

…После войны, с 1953 года, Евгений Мирковский служил советником МГБ СССР при службе госбезопасности Албании, затем возглавлял 13-й отдел КГБ, задачами которого были организация и проведение стратегических диверсий на объектах НАТО, уничтожение врагов СССР, похищение новых образцов вооружения. В отставку Мирковский вышел в 1955 году. Скончался Евгений Иванович в 1992 году. Похоронен в Москве.

Подготовил Иван Андреев

(по материалам открытых источников печати)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *