ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКИПАЖА

Международная военно-историческая экспедиция РВИО «Ржев. Калининский фронт» уже неделю организованно и безостановочно занимается поиском солдат, погибших в боях 1942-1943 годов.

Благодаря совместным усилиям нескольких десятков поисковых отрядов и объединений удалось поднять 174 солдата Красной Армии. Найдено 12 медальонов. Установлено несколько личностей погибших, с родственниками некоторых из них уже удалось связаться.

Поисковый отряд «Память 29 Армии», бойцы которого сумели обнаружить крупные фрагменты бомбардировщика Пе-2 в лесах близ Медведево и подняли его двигатели, отчитался об успешном установлении личностей экипажа. Первые осколки самолета ржевские поисковики обнаружили еще осенью 2014 года.

— Найти их было с одной стороны непросто — лес огромен; с другой же, зная примерное местоположение по рассказам свидетелей и местных жителей и используя архивные сведения, — вполне возможно. Металлодетектор издает звук, сообщающий о наличии металла на глубине, практически за 200 метров от воронки, — рассказал начальник экспедиции РВИО Сергей Баринов.

Пе-2 — большой самолет, несший на борту авиабомбы. При ударе о землю тяжелые двигатели уходят глубоко вниз, разрывая машину на мелкие фрагменты. После войны местные жители подобрали полезный металл, лежавший на поверхности, всё остальное затянуло землей.

Тогда же, 26 сентября 2014-го, были обнаружены и останки одного из членов экипажа. Достоверно установить его личность на тот момент было сложно: в самолете наверняка летело несколько человек. Чтобы понять, сколько именно, нужно было найти номера двигателей. Двигатели и стали целью раскопок в июне 2019 года. Их нашли на глубине пяти метров.

— Нам помогли отмыть двигатели в лагере экспедиции, и номера были установлены, — рассказывает командир отряда «Память 29 Армии» Сергей Петухов. Сделав ряд запросов, мы получили выписку из архива.

Второй летчик был обнаружен в шестидесяти метрах от воронки, образовавшейся в результате крушения и взрыва. При нем были обнаружены части летного снаряжения, карабины, остатки парашютной оснастки.

Из архива пришла следующая информация: 18.8.1942 г. не вернулся с боевого задания самолет Пе-2 11-го ОРАП №11/90 с моторами N№22-489 и №22-541. Экипаж: Мошкин-Ершов-Локота. Пилот Мошкин Иван Тимофеевич, сержант, 1922 г.р., освобожден из плена в 1945 г. Штурман Ершов Леонид Васильевич, ст. сержант, 1919 г.р., пропал без вести. Стрелок Локота Николай Васильевич, ст. сержант, 1915 г.р., пропал без вести.

Судя по отчету, пилот найденной «пешки» пережил катастрофу. Номера на двигателях совпали с номерами в отчете, количество останков совпало с количеством пилотов.

— Это очень волнительный для нас момент, — говорит Сергей Петухов. — Мы уже общались с родственниками этих солдат, но на тот момент у нас не было уверенности, что мы нашли именно этот самолет с экипажем. Теперь же сомнений нет — это Локота и Ершов.

Вот они, на фотографиях. Старший сержант Николай Локота, совсем молодой. Именно таким его и запомнили: подтянутым, аккуратным, с серьезным взглядом. Он канул в вечность полный сил, с огромным желанием жить. И оставался пропавшим без вести 77 лет, как и его товарищ, однополчанин, Леонид Ершов.

Благодаря поисковой работе солдаты, судьба которых оставалась неясной десятки лет, наконец находят покой, которого достойны. Это стоит всех потраченных усилий и средств.

Торжественная церемония закрытия экспедиции запланирована на 22 июня.

Леонид Ершов. На выпускном снимке он в дальнем ряду, крайний справа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *