РЖЕВ, ЛЕТО 1944 ГОДА

75 лет назад, летом 1944 года, наш город, словно феникс, возрождался из пепла. Красная Армия победоносно наступала на Запад, радость побед омрачалась болью невосполнимых потерь. До победы было чуть меньше года. А Ржев уже не просто залечивал страшные раны, но и начинал развиваться. Люди работали теперь не только ради того, чтобы выжить сегодня, они трудились ради будущего, во имя мирной жизни, которую должна была принести долгожданная победа.

ГОРОЖАНИН, СТРОЙСЯ!

В решении жилищного вопроса основной упор городские власти сделали на индивидуальное жилое строительство. Об этом можно судить по количеству выданных на строительство частных домов кредитов и выделенных в городской черте земельных участков. Участки отводились по улицам Смольной, Шихинской, Челюскинцев, Косарова, Большевистской и Пионерской, Декабристов и Грацинского, по Торопецкому тракту и другим. Кредиты на постройку домов и участки брали и мужчины, и женщины. Никаких бюрократических проволочек не было. Человек приходил, писал заявление, оно рассматривалось на заседании исполкома и, в большинстве случаев, одобрялся кредит и выделялся участок. Наверняка некоторые из домов, построенных в 1944 году, стоят и поныне.

ПЛАНЫ ИСПОЛКОМА — ПЛАНЫ НАРОДА

Экономика СССР всегда была плановой. Ржев восстанавливали тоже по четко установленным планам. От современного планирования послевоенное отличалось тем, что планы чаще всего выполнялись не просто на 100 процентов, а со значительным перевыполнением.

В плане работы исполкома на лето стояло много первостепеннейших задач. Да что там, каждая из них была архиважной. Помимо уже знакомых и понятных нам планов по восстановлению разрушенного и строительству нового, сельхозработам, сенокосу, развитию подсобных хозяйств, заготовке ягод, грибов и дров, исполком ставил перед горожанами новые задачи.

КАЖДОЙ КОБЫЛЕ — ПО ЖЕРЕБЦУ!

Эти слова могут показаться комичными только человеку не сведущему в истории. Лошадь по-прежнему оставалась главной тягловой силой в работах по восстановлению города и основным видом городского транспорта. И исполком подходил к задаче увеличения количества лошадей со всей ответственностью. Это отражено в совершенно уникальном, подшитом к протоколам «Плане покрытия кобыл по хозяйствам города Ржева на 1944 год». По этому плану все имеющиеся в городе кобылы детородного возраста, а их, судя по документу, было семьдесят две, должны были прибыть на указанные «случные пункты» и покрыты строго определенными исполкомом жеребцами. Больше всего кобыл (27 особей) было в Горкомхозе. Им предстояло встретиться с женихами Роковым и Соколом на своем собственном конском дворе. Также пункты осеменения были созданы на базе подсобного хозяйства Калининторга и конных дворов Стройконторы и Маслозавода. Там городских кобыл ждали Мальчик, Деглый и Серко. За процесс осеменения несли персональную ответственность специально назначенные товарищи.

СОЗДАНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ БРИГАД

Удивительно, но традиция подводить итоги и готовить школы города к новому учебному году сразу же после окончания старого, уходит своими корнями в далекое прошлое. На июньском заседании исполкома собравшиеся заслушали доклады руководителей образовательных учреждений, наметили планы и приняли решение о создании ученических бригад. Первая такая бригада из 176 учащихся средней школы им. Пушкина приступила к сельхозработам, строительным работам по восстановлению города и работам по заготовке дров. Учащиеся 6-10 классов, не вошедшие в бригады, а также ученики 4 и 5 классов также обязывались в летний период работать на полях, на подсобных хозяйствах, принимать участие в заготовке сена и прочих кормов.

Продолжительность рабочего дня для членов ученических бригад была установлена 6-8 часов, в зависимости от возраста и физического развития детей, а также от характера выполняемых ими работ. Назначенные исполкомом ответственные лица из числа взрослых должны были обеспечить ребятам фронт работ, инвентарь, а также нормальные жилищно-бытовые условия и досуг.

К протоколу приложены списки ученических бригад. И в восстановительных бригадах, и в бригадах лесорубов преобладали в основном девочки. Так хотелось бы перечислить их всех поименно, ведь, возможно, некоторые из тех замечательных ребят, учащихся 6-10 классов Пушкинской школы, живут среди нас, и мы пока еще имеем возможность расспросить их о тех днях и сказать им искренние слова восхищения и благодарности за восстановление нашего родного города.

ПОМОЩЬ СИРОТАМ И НУЖДАЮЩИМСЯ

Чтобы все средства, выделяемые на поддержку социально незащищенных граждан, до последней копейки были расходованы по целевому назначению, летом 1944 года была создана специальная комиссия в составе пяти человек. Она была призвана следить за хранением и распределением подарков для семей военнослужащих, помощи сиротам и особенно нуждающимся гражданам. Например, в июне под надзором комиссии на единовременную помощь 192 семьям военно-служащих было израсходовано 43 488 рублей, на питание сирот в детской столовой 4 258 рублей 55 копеек, на подарки — 3300 рублей. На 9000 рублей были приобретены путевки в пионерские лагеря для детей фронтовиков и инвалидов войны.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

В июне было принято решение о борьбе с детской безнадзорностью. По имеющимся у горисполкома сведениям, в Ржеве такие случаи нередки. Только в 1944 году органами НКВД были задержаны 143 безнадзорных ребенка, совершивших всякого рода нарушения, 11 человек из них были осуждены, наложены штрафы на пятерых родителей. Нередки и случаи изъятия у детей оружия, которого на полях вокруг Ржева оставалось еще очень много. Тревожили гор-исполком и участившиеся факты самовольного ухода трудоустроенных на предприятиях города детей с работы. Более того, «подростки по-прежнему посещают киносеансы после 20.00 и просматривают кинокартины, репертуаром не предусмотренные для детей».

Среди мер по преодолению сложившейся неблагоприятной ситуации главное место занимали наложение штрафов на нерадивых родителей и трудотерапия для юных любителей побродяжничать и побездельничать. Всех следовало записать в школы, а перед педагогами ставилась задача более плотно работать с семьями и отслеживать, где проводят свой досуг ученики. От директора кинотеатра и заведующей гороно требовалось «немедленно навести порядок в посещении детьми кинокартин». Жалко, что нельзя узнать, какие именно картины «для взрослых» показывали в ржевском кинотеатре в 1944 году.

Юным ржевитянам (не достигшим 14 лет) решением исполкома за N№ 143 отныне запрещалось «находиться на улицах города после 10 часов вечера, торговать на базаре, прицепляться к автомашинам, кататься на коньках и санках на центральных улицах и площадях города, в садах и скверах, спусках к реке Волга и привокзальных площадях». За нарушение этих правил родителей или опекунов детей было решено штрафовать на 100 рублей или отправлять на исправительно-трудовые работы сроком до 30 дней.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Для искоренения имевших в 1943 году нарушений в карточной системе распределения продуктов в июне была проведена сплошная проверка карточного контингента города. Комиссия в составе 60(!) человек, по утвержденному исполкомом графику, проверила все учреждения и организации города и успешно справилась с возложенной на нее задачей. Этот факт особенно отмечен в протоколе. Нужно сказать, что похвалы горисполкома удостаивались очень немногие. Чаще всего чиновников и их проверяющих ругали либо за халатное отношение к работе, либо за срыв сроков.

Проверка выявила 2000 случаев получения карточек гражданами, живущими в городе без прописки, и 21 незаконный случай получения карточек лицами, проживающими в сельской местности. Все нарушения карточному бюро предписывалось устранить в кратчайшие сроки и не допускать их повторения.

Опять же, город не только требовал, но и решал проблемы подведомственных учреждений. В частности, уже к лету был решен вопрос с обеспечением карточного бюро пригодным для работы помещением и оборудованием для сохранности документов.

СО СПОРТИВНОЙ РАБОТОЙ НЕ ЛАДИТСЯ

На фоне достаточно успешной реализации всех намеченных планов, имелись и недостатки. Например, в области спорта. Председатель городского комитета по физкультуре и спорту, назначенный с испытательным сроком, к своей работе относился крайне несерьезно, «никакой инициативы в налаживании работ не проявил и не проявляет, вследствие чего государственный план подготовки населения к сдаче комплекса ГТО, рукопашников и пловцов по городу сорван». Как не справившегося с работой неисполнительного и.о. председателя от занимаемой должности освободили и велели сдать все имеющиеся материальные ценности в отдел кадров. Замены главному спортсмену города, правда, пока не подобрали. Эта должность осталась вакантной.

МУЗЕЮ — БЫТЬ!

В августе Решением исполкома Калининского облсовета Ржеву была разрешена организация исторического музея в здании бывшей церкви. В связи с этим исполком попросил областную власть утвердить штатное расписание музея. В него входил директор музея (с месячным окладом 700 рублей), научный сотрудник (с окладом в 600 рублей), сторож и уборщица, которым рассчитывали платить по 150 рублей. Как планировалось обустраивать музей и пополнять его фонды, в протоколах заседаний исполкома не указывалось.

Вот так прошло в Ржеве второе после освобождения города от фашистов лето. Город жил, строился, развивался, люди с надеждой ждали вестей с фронта и много работали.

Ольга ДАБУЛЬ

(по материалам протоколов заседаний исполкома Ржевского городского совета депутатов за 1944 год)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *